корпоративные события Удмуртии в первом квартале 2011 года




Ещё ни одно предприятие в республике не попадало под такое почти прямое участие со стороны государства, как бывший Ижевский автозавод. Но даже столь пристальное внимание к заводу-банкроту не гарантирует чуда. Когда премьер Путин заявил, что на «ИжАвто», в штате которого в тот момент оставалось около 2,5 тыс. работников, будут выпускать 300 тыс. автомобилей, никто ему не возразил. Раз Путин сказал - значит будут. И неважно, что проектная мощность завода - 220 тысяч автомобилей и в лучшие годы при более 10 тысячах работающих с конвейера сходило чуть более 180 тысяч автомобилей.

Весь первый квартал нового 2011 года заявления Путина пришлось приближать к реальности. После февральского визита на ОАО «ИжАвто» президента ОАО «АвтоВАЗ» Игоря Комарова объявивший себя куратором предприятия президент УР Александр Волков косвенно поправил Путина, заявив, что на производство 300 тысяч автомобилей в год «мы выйдем со временем». Теоретически, наверное, это возможно, если допустить, что рядом построят ещё один автозавод. Пока же в ходе совещания с руководством АвтоВАЗа, как сообщил президент Волков, был подписан график выпуска автомобиля ВАЗ-2107, согласно которому в мае на «ИжАвто» должны выпустить 3130 «семёрок», в июне – уже более 6 тысяч.


Как в феврале заявил президент УР, важно выйти на 10 тысяч автомобилей в месяц, закрепить и постепенно наращивать этот темп.

Планов громадьё


Между тем уже в марте «план Путина» откорректировали в рабочем порядке. «Я не понимаю, как при таком подходе к делу можно выйти на производство более 100 тысяч автомобилей в год, – возмущался 10 марта снижением мартовского плана с 4000 до 2779 автомобилей президент Волков. - Кто виноват в снижении плана, кто недоработал с АвтоВАЗом по поставкам комплектующих? Они должны понести ответственность». При этом главные доводы президента Удмуртии по-прежнему остаются метафизическими. «В нас поверил и нас поддержал Путин, - напирал он на участников мартовского совещания на «ИжАвто», - так давайте и мы поддержим его». «Нужно полностью использовать эту уникальную возможность, не жалеть на это ни сил, ни средств», – напутствовал производственников президент Волков. Его можно понять: 21 марта на Воткинском машзаводе ему предстояло доложить обо всём премьеру один на один. Предполагалось, что потом Путин может посетить и автозавод. Не случилось. Откуда взялась цифра «300 000», известно: шесть автопроизводителей России, в том числе АвтоВАЗ, альянс Renault-Nissan и «ИжАвто», подписали соглашение о намерениях в рамках нового режима промсборки, предполагающего увеличение минимального объема производства по полному циклу до 300 тысяч машин в год для нового завода и до 350 тысяч для действующего. Непонятно, как это будет реализовано. Бизнес-планы компаний, подписавших соглашение с объемами и графиками инвестиций, модернизации действующих мощностей, а также создания новых должны быть представлены в Минэкономразвития до 1 июня. Пока по плану ООО «Объединенная автомобильная группа» на мощностях «ИжАвто» в 2015 году планируется произвести 79 тыс. автомобилей марки Nissan, 7 тыс. - Renault и 152 тыс. моделей ОАО «АвтоВАЗ» - всего 238 тыс. автомобилей.


Кому чё, кому ничё…


О том, что реально происходит с предприятиями, находящимися в формальных и, очевидно, коррупционных отношениях с государственными должностными лицами в Удмуртии, ярче всего иллюстрируют два предприятия-символа. Старый бренд – ОАО «Ижмаш» - по итогам первого квартала получил 202,7 млн убытка, что на 1167,2 процента больше, чем в предыдущий период. В четвертом квартале 2010 года убыток «Ижмаша» составил порядка 16 млн рублей. Совсем иначе обстоят дела у нового бренда – группы КОМОС, в системе которого трудится сын президента УР Андрей Волков. Чистая прибыль холдинга «Комос групп» в 2010 году, как сообщила на днях эта компания, составила 599,5 млн рублей (в 2009 году – 537,5 млн рублей). Выручка предприятия, у которого ещё каких-нибудь семь лет назад не было ничего кроме печати и возможности снимать прибыль с бензина, поставляемого государственным «Удмуртнефтепродуктом», по итогам 2010 года составила 19,2 млрд рублей – сумму, сопоставимую с доходами республиканского бюджета. При этом за год выручка КОМОСа возросла на 20,7 процента (в 2009 г. - 15,9 млрд руб.). Чистые активы КОМОСа выросли за год на 4 процента и достигли уровня 6,6 млрд рублей, говорится в информационном сообщении предприятия, поглотившего за несколько последних лет 12 бывших государственных предприятий-производителей продуктов питания. В ближайших планах ООО «Комос групп» - размещение на фондовой бирже ММВБ двух выпусков биржевых облигаций общим объёмом 3 млрд рублей, по 1,5 млрд руб. каждый выпуск. Срок обращения облигаций - 1092 дня. Соответствующее решение было принято в феврале на общем собрании участников общества.


Как фанера над Парижем


Новый собственник ОАО «Сарапульский радиозавод» - республиканское предприятие «ИжАвиа», на баланс которого республиканские власти выкупили в конце прошлого года акции оборонного предприятия, - не может изыскать около 300 тыс. рублей для установки пожарной сигнализации в здании аэровокзала. Транспортная прокуратура возбудила в прошлом месяце по этому поводу два административных дела в отношении гендиректора «ИжАвиа» и самого юридического лица.


Руководитель предприятия прокомментировал трудности, как настоящий извозчик: «Цена керосина с сентября прошлого года выросла на 7 тыс. рублей за тонну, сейчас он стоит уже 31 500 рублей». «Мы работаем в убыток и думаем, как выплачивать зарплату, налоги», - говорит Михаил Хатомкин. В то же время Правительство УР думает, как под гарантии республики получить для ОАО «ИжАвто» кредит в сумме 325 млн рублей, правда, не для нужд авиаперевозчика, а на реанимацию Сарапульского радиозавода. Первый конкурс по привлечению кредитных средств не состоялся по причине того, что была подана только одна заявка от Удмуртского отделения Сбербанка N8618, предложившего максимальную ставку по кредиту. Кредитуя Сарапульский радиозавод, Сбербанк фактически кредитует возврат долгов по ранее выданным кредитам.


В марте Арбитражный суд Удмуртии удовлетворил сразу четыре иска Сбербанка России к ОАО «Сарапульский радиозавод» и ОАО «Концерн «Ижмаш» о солидарном взыскании 343,84 млн рублей долгов, процентов и неустоек за пользование кредитами.


За хлебное место


В марте УФАС по УР вынесло в отношении ООО «Хлебозавод № 5», ООО «Хлебозавод № 2» и ООО «Удмуртская хлебная компания» постановления о наложении административных штрафов за картельный сговор по установлению и поддержанию цен на хлеб пшеничный и хлеб ржаной на общую сумму более 2,5 млн рублей. Об этом сообщает пресс-служба Удмуртского УФАС. Это дело тянется с прошлого года, когда антимонопольщики признали ООО «Хлебозавод № 1», а также группы лиц в составе ООО «Хлебозавод № 5», ООО «Хлебозавод № 2» и ООО «Удмуртская хлебная компания», ОАО «Ижевский хлебозавод № 3» нарушившими Закон «О защите конкуренции» в части осуществления согласованных действий по установлению и поддержанию цен на хлеб пшеничный 1 сорта и хлеб ржаной. По данным УФАС, эти предприятия с 2008 года поддерживали цены на хлеб пшеничный 1 сорта и хлеб ржаной с точностью до одной копейки. При этом затраты, прибыль и рентабельность производства хлеба у данных обществ оказались различны. УФАС, конечно, не даёт политической оценки данного сговора, но руководил этим процессом в то время нынешний глава Администрации г. Ижевска Денис Агашин.


Дело за малым


За неделю до конца переписи представителей малого и среднего бизнеса в Удмуртии данные в органы госстатистики подали только 15% предпринимателей. Перепись проходит в рамках общенационального проекта «Федеральное статистическое обследование малого и среднего бизнеса», которое планируют проводить раз в пять лет. В случае неподачи данных предпринимателей собираются штрафовать на сумму от трех до пяти тысяч рублей. На сегодняшний день в Удмуртии зарегистрировано 22,5 тысячи юридических лиц и 44,9 тысячи ИП без образования юридического лица. Каждый шестой житель республики работает в сфере малого бизнеса, в среднем численность работающих на одном предприятии - пять человек, средняя заработная плата - около 10 тысяч рублей.