Свое обращение к патриарху священники зачитали перед видеокамерой прямо в Свято-Никольском храме с. Завьялово, где настоятелем служил один из них - отец Сергий (Кондаков). Основной текст обращения зачитал отец Сергий, кроме того, каждый из «мятежной троицы» сказал несколько слов и от себя лично. Из того, что было заявлено во вступлении, видно, что священники прекрасно понимали последствия своей «акции»: «…Мы сейчас совершаем достаточно дерзновенный поступок не для того, чтобы создать себе какую-то рекламу, не для того, чтобы справиться с какими-то личными проблемами. Наоборот, мы уверены, что настоящие проблемы у нас появятся после этого обращения…»

Условно основные тезисы и идеи «письма патриарху» можно разделить на две части. Первая – это социально-консервативный протест против сложившихся в стране и Церкви номенклатурно-олигархических порядков. Авторы обращения предложили патриарху «прекратить позорную практику слепого соглашательства с властью и всевозможных заигрываний с толстосумами», обратить «внимание на жизнь многих сельских батюшек на грани нищеты, в то время как немалая часть духовенства, обласканная сильными мира сего, утопает в роскоши». «Мы решительно просим, чтобы Вы, Ваше Святейшество, позаботились о том, дабы наш народ видел Вас не только благословляющим и лобызающим представителей высшей власти, но и обличающим их», - говорится в обращении священнослужителей. «Не может у нас не вызвать смущения и то, с какой легкостью раздаются церковные награды, ордена с образами святых, представителям власти и бизнеса. Так и хочется задаться вопросом: какой орден Русской Православной Церкви Московского патриархата получил бы царь Ирод иудейский? Ведь он, как известно, немало потрудился над строительством и благоукрашением Иерусалимского храма», - вопрошают клирики.


Другая часть изложенной в письме «программы» может быть охарактеризована как «охранительно-догматическая и традиционалистская». Патриарху Кириллу священники предлагают прекратить политику на сближение с Ватиканом, вывести Русскую Православную Церковь Московского патриархата из Всемирного совета церквей, «решительно отмежеваться от ереси последнего времени – экуменизма». Кроме того, авторы обращения считают, что священнослужители, «которые в годы коммунистической диктатуры сотрудничали с КГБ», должны принести «покаяние перед Богом и народом», а от внедряемой государством Универсальной электронной карты православные должны отказываться.


«..Вы, Святейший Владыко, должны принести личное покаяние перед Богом и церковным народом за эти грехи, - призывают священники патриарха. - Мы же, грешные, смиренно прекращаем поминовение Вас за богослужением согласно 15-му правилу Двукратного Собора и 3-му правилу Третьего Вселенского Собора».


Значение этого демарша для церковной жизни, да и общественно-политической атмосферы Удмуртии, нельзя недооценивать. Двое из трех священников являются настоятелями крупных храмов Завьяловского района, который является пригородным для столицы республики. Отец Михаил (Карпеев), являясь настоятелем храма Преображения Господня села Ягул, отличился не только при непосредственном приходском служении, но известен активной работой с армией, заключенными и молодежью. Настоятель Свято-Никольского храма в Завьялово Сергий Кондаков занимал должность руководителя отдела епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, являлся членом Общественной палаты УР. Отец Александр (Малых), занимая должность иерея во втором по значению в Ижевске храме - кафедральном соборе святого А. Невского, - является также кандидатом богословских наук и церковным историком Удмуртии.


Ответ церковных властей не замедлил себя ждать. Определением митрополита Николая от 1 апреля трое ижевских клириков, выступивших против Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, были запрещены в служении в своих приходах «до полного покаяния в содеянном», лишены всех должностей и отправлены за штат.


Кроме того, Митрополит Николай подписал собственное обращение «к духовенству, монашествующим и верующим Ижевской и Удмуртской епархии». «Эти священнослужители, самочинно прекратив поминовение за богослужениями Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, дерзновенно попрали Определение Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви о избрании его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и поставили себя, по существу, вне Русской Православной Церкви», - объяснил митрополит свое решение об отставках. В обращении утверждается, что церковные «оппозиционеры» «внесли раскол и разделение, посеяли смущение в сердцах верующих».


Несмотря на возможность компромисса через «покаяние», обозначенную в обращении митрополита Николая, «раскольники» продолжили свою линию. Так, после выдворения из Свято-Никольского храма, где к своим обязанностям приступил новый настоятель, протоиерей Сергий Кондаков все-таки совершил Божественную литургию - у себя на дому, на которой присутствовала большая часть прихожан. Тем самым, по мнению митрополита, был закреплен факт раскола.


«Народу было не пробиться, - сообщил об этом событии очевидец, возможно, несколько сгущая краски. - Работала бригада НТВ. Сегодня служба будет в спортзале. Едут со всей Удмуртии. Впереди приобретение своего молитвенного помещения и, дай Бог, строительство новой церкви». Если этим планам суждено сбыться, то, скорее всего, «оппозиционные» клирики и их паства присоединятся к той части Русской зарубежной Церкви, которая не пожелала пойти на недавнее воссоединение с Московской Патриархией.


Сегодня в активно-православной среде Удмуртии началась, по сути, информационная война, в том числе и с использованием «черного пиара». Активную роль в этом сыграл протоиерей Свято-Михайловского собора (самый крупный храм Ижевска) отец Виктор (Костенков), который имеет репутацию наиболее близкого к руководству Удмуртии, прежде всего к президенту Волкову, церковного иерарха. На сайте «Русская народная линия» были опубликованы его обвинения опальных священников в нечистоплотности. Ответ на эти обвинения был опубликован в блоге отца Сергия Кондакова, который назвал слова Костенкова «красноречивой иллюстрацией всей наглости этой лжи», а самого его обвинил в связях с криминальным миром. Отвечая на упрек отца Виктора относительно материального благополучия священников, выступивших с критикой тех пастырей, что «утопают в роскоши», отец Сергий, в частности, пишет, что сам он с момента назначения на завьяловский приход жил в старом и разваливающемся церковном доме, а теперь вынужден с супругой и двумя дочерьми переехать в свою «хрущевскую» двухкомнатную квартиру в Завьялово, «в которой тоже завидовать нечему». «За 20 лет о. Сергий не позволял проводить никакие большие ремонтные работы в своем доме, потому что все деньги шли на восстановление Никольского храма. Именно поэтому напротив возрождённого прекрасного храма стоит покосившийся ветхий дом», - утверждается в сообщении.


Сторонники опальных священников в своей отповеди «костенковщине» на ижевском интернет-форуме оказались гораздо менее деликатны. «Костенковских грехов хватит, чтоб десяток священников под запрет отправить, а ему как с гуся вода! – написал один из них. - Самая мелочь - регулярное посещение им на отдыхе в Судаке женских боёв в грязи, сопровождавшееся винопитием во дни Успенского поста. Из-за винопития стал единственным (!!!) делегатом Поместного Собора, избравшего Кирилла патриархом, не добравшимся до Москвы, так как лежал колодой во 2-й городской больнице Ижевска… Славословия в адрес власти, пригревшей их, известны всем! Не зря Костенков горделиво именует себя «духовником элиты»! Все эти костенковы, зоновы, хлебниковы, харины, воскресенские погрязли в пьянстве, ювенальщине, сотрудничестве с ФСБ, откатах от Волкова на строительстве, экуменизме, «духовном» окормлении безбожной богоборческой власти».


Все это отражается на настроениях простых верующих. В редакцию «Дня» уже стали поступать письма прихожан в защиту опальных клириков. Красноречивый рассказ прихожанки Загребиной был размещен и на интернет-форуме: «…Началось гонение на Церковь Христову! Вчера во время вечернего богослужения в наш храм ворвался «новый настоятель» Свято-Никольского храма священник Александр Хлебников, клирик Ижевской епархии. Данный священник не является образцом порядочности и не пользуется уважением прихода нашего храма. Бесцеремонно прервав службу, он потребовал прекратить богослужение, чтобы зачитать решение епархии. Верующие были шокированы, просили дать закончить богослужение, но им этого не позволили. Приход был вынужден покинуть храм. Для всех нас, прихожан, батюшки всегда будут примером служения нашей Православной Церкви, по канонам святых отцов и Вселенских соборов. Храм, который восстанавливался более 20 лет под руководством отца Сергия, сегодня для нас закрыт. Просим молитвенной поддержки!»


Особо символично, что все эти события в Удмуртии разворачиваются на фоне только что проведенного в Ижевске 30 марта с большой помпой Третьего межконфессионального конгресса. «Для конгресса было отведено престижное помещение - зал заседаний Правительства Удмуртской Республики, - написала на этот счет «Удмуртская правда». - Открыл его и вел руководитель Администрации Президента и Правительства УР Александр Горяинов, что говорит о внимании республиканской власти к религиозному фактору нашей жизни». «Плоды» этого внимания республиканской власти, как мы видим, действительно уже созрели…