Как правило, фобии - это нереалистичные боязни, прикреплённые в сознании человека к какому-либо объекту, ситуации или личности, которые формируют нашу картину мира, становятся его неотъемлемой частью. Ксенофобия - боязнь чуждого, незнакомого, непохожего. Это одна из самых распространённых и опасных фобий. Опасных потому, что одним страхом она не ограничивается. Противостояние, противопоставление себя «чужому, другому» нередко принимает агрессивные, аморальные формы. Эти фобии чаще всего неоправданны и базируются, по мнению психологов, на стереотипах массового сознания, продуктом которых и является, нетерпимость и «образ врага».


«Образ врага» не столько психологический термин, сколько социальный, но с более глубокими подсознательными корнями. Самоопределение личности и нации строится в том числе и на противопоставлении себя кому-то другому. Только чаще это сравнение приобретает болезненные формы, такие как национальная нетерпимость. Социальные стереотипы о русских как о патриотичных, сильных, смелых, умных и изворотливых перемежается с нелицеприятными представлениями о других национальностях и расах. Евреи – ушлые, меркантильные, подлые. Американцы – тупые, жирные, конформисты. Мы можем особенно не напрягаясь представить любой народ, пусть даже мы и незнакомы хотя бы с одним его представителем. «Образ врага», по мнению психологов, безусловно, необходим как личности, так и государству. С небольшой поправкой - необходим лживому государству и слабой личности. Такое противопоставление помогает объединить страну, правда, не во имя чего-то, а против кого-то, но тоже вполне эффективно.


Гораздо удобнее не решать проблемы разлаженной государственной системы, а переложить ответственность за свои ошибки и неудачи на другое государство.


По такому же принципу существуют и отдельные личности-ксенофобы. Это люди, которые не любят и не ценят себя как индивидуальность, сомневаются в своей ценности, поэтому постоянно стремятся самоутвердиться за счёт других людей. Например, когда у мужчины проблемы с противоположным полом, он проявляет нетерпимость ко всем женщинам в целом, отзываясь о них не самым лестным образом. На деле же говорит его уязвлённое самолюбие и ограниченность мышления и эгоизм, которые не позволяют найти причину проблемы в себе.


Ижевская выставка, посвящённая этой фобии, проходила в редакции «Известий Удмуртской Республики». Такие мероприятия редки у нас в Удмуртии, поэтому мне было очень любопытно посмотреть на организацию выставки. Инициатором выступило некоммерческое молодёжное арт-объединение «Колесо», в его практике уже было проведение выставки, посвященной проблеме бездомных людей. Сейчас организаторы выбрали проблему не менее масштабную – ксенофобию.


«Дистанции» - выставка современного искусства, посвящённая проблеме нетерпимости. Концепция хоть и кажется на первый взгляд ограниченной, но всё же в это понятие входят не только социальная и национальная нетерпимости, а отчуждение от мира в целом. А это и проблема терроризма, национальная, религиозная, расовая, половая и другие виды нетерпимости. Поэтому на выставке можно было увидеть работы, связанные с проблемами терроризма как нетерпимости к человеческой личности в целом. Но в основной своей массе работы были посвящены национальной нетерпимости и социальному неравенству.


На выставке был единственный художник из Ижевска – Николай Богданов с фотографиями на тему «Я люблю Ижевск». Его работы представляли собой фото с надписей националистического характера, сделанные в Ижевске, такие моменты проявления нетерпимости горожан. Но я так и не поняла, в чём заключается глубокий ментальный смысл нетерпимости в фото несанкционированной свалки. Все остальные работы представили художники из других городов, в основном из Петербурга и Москвы. Основной минус выставки - это неуникальность работ. Почти все представленные фото можно найти в Интернете.


Например, работы Комитета 19 января «Искусство против нацизма» были уже опубликованы в сборнике, а ранее в 2010 году выставлялись в Санкт-Петербурге на подобной, но гораздо более масштабной выставке. А работы Евы Жигаловой Stranger можно было посмотреть в Москве в этом году. Не очень «свежие» работы украсила небольшая инсталляция с граффити на стене выставочного зала. Её выполнила творческая группа plasticoma. В основу, безусловно, качественно выполненной дизайнерской работы, роскошного граффити прямо на стене в редакции «Известий Удмуртской Республики» легла вполне банальная идея противостояния. Чёрное - белое, свет - тьма, толерантность vs нетерпимость.


Открытие выставки прошло практически бесшумно. Всего пара слов от организаторов мероприятия и от «хозяина» помещений Энвиля Касимова и всё, выставку сочли открытой и презентованной. Ни комментариев художников к своим работам, ни перформансов, ни какого бы то ни было интересного представления выставки зрителям сделано не было. Бесплатная раздача вина также не смогла сделать этот вечер более красочным и привлекательным, хотя и несколько оживила массу колоритных посетителей этого мероприятия. Но всё же, несмотря на большие недочёты, усилия организаторов можно признать полезными, по крайней мере, за попытку провести в Ижевске стоящую арт-выставку, коих так мало бывает в республике. Полагаю, что новый опыт проведения мероприятий позволит инициативной группе «Колесо», которая, кстати, работает на чистом энтузиазме, к следующей выставке выйти на новый уровень.