Напомним, что 9 июня в столице Удмуртии уже прошла самая массовая за последние годы в России акция протеста автомобилистов.


Согласно официальной сводке МВД по УР, участие в протестном автопробеге приняло 250 автомобилей, объединившихся через общение на сайте ижевского Автофорума. В резолюции, принятой у закрытых дверей приемной председателя партии «Единая Россия», несколько сотен автомобилистов, в основном молодых людей от 18 до 25 лет, потребовали от руководителей страны принять меры по снижению цен на автомобильное топливо на 30 процентов. Участники акции пообещали, что если в течение месяца со стороны властей не последует реакции, то они начнут новые акции протеста - причем с призывом к всероссийскому формату. «В Удмуртии, хотя цены на бензин пока и остаются ниже, чем в большинстве других регионов, мы продолжаем наблюдать пусть тихий, но неуклонный рост цен, - говорит организатор предыдущей акции Иван Прокашев. – Ни местные чиновники, ни представители федеральных властей в республике не изъявили желания вступить в диалог с автомобилистами. Поэтому мы, как и обещали, приняли решение обратиться от имени Ижевска с призывом к автомобилистам других городов России для подготовки общефедеральной акции. Нам непонятно, почему в условиях роста доходности от экспорта нефтепродуктов за границу поставщики топлива считают нормальным еще и наживаться за счет населения на внутреннем рынке».


Среди ижевских автомобилистов ходят слухи со ссылкой на источник в региональном управлении ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», что этот один из основных операторов АЗС в Ижевске уже закупает у своего корпоративного поставщика 92-й бензин по цене 25 руб. за литр, но под давлением Федеральной антимонопольной службы (ФАС) продает его пока немного дешевле (24,20 руб./л). Долго длиться такая ситуация не может, и, скорее всего, в ближайшие недели может быть спровоцирован дефицит топлива на АЗС, после чего цены резко подскочат до уровня других регионов, а автовладельцы будут радоваться, что бензин есть хотя бы и по новой цене. Первой ласточкой такого развития событий, возможно, стали перебои с бензином у другого крупного ижевского оператора - «Башнефть-Удмуртия» (бывший «АСПЭК») - в минувшую субботу.


Вчера в популярной соцсети «Вконтакте» была создана «официальная» веб-страница Всероссийского оргкомитета акции автомобилистов - http://vkontakte.ru/club28677820. На ней сообщается, что согласие принять участие в организации межрегиональной акции дали уже, кроме Ижевска, представители еще четырех городов - Нижнего Новгорода, Иркутска, Глазова и Лузы (Кировская обл.), вывешены контактные данные региональных координаторов. Организаторы уверенно говорят, что намерены вовлечь в протестную кампанию инициативные группы автомобилистов не менее трех десятков городов. Напомним, что во время успешной протестной кампании против сокращения материнских пособий в декабре-январе 2010-2011 гг. активистам из Ижевска удалось скоординировать единые действия в 20 городах страны.


На сайте оргкомитета опубликовано обращение «Даешь снижение цен на бензин на 30 процентов!». «Наше основное требование, - говорится в этом документе, - состоит в том, что при нынешнем уровне доходов населения и объемах нефтедобычи в России цены на дизельное топливо и бензин АИ-92 должны быть не более 18 руб./л, на бензин АИ-95 – не более 20 руб./л.». «Наша акция носит внепартийный характер, - отмечают авторы текста, - мы обращаемся, прежде всего, за поддержкой к сознательным гражданам и неформальным объединениям автомобилистов во всех городах страны».


«Активных граждан» авторы обращения призывают «срочно создавать в своих городах и регионах инициативные группы и включать своих представителей во Всероссийский оргкомитет акции». При этом региональным координаторам из каждого города обещана методическая помощь в организации митинга, пикета и автопробега протеста.


Акция 4 августа, по замыслу организаторов, должна носить законный характер или «хотя бы стремиться к этому». То есть не планируется специальное проведение «несанкционированных» акций и перекрытий дорог. Организаторы полагают, что только при стремлении следовать нормам, установленным законом о публичных мероприятиях, можно добиться широкого освещения акции в СМИ и придания ей массового и всероссийского характера. В то же время отмечается, что при отказе властей согласовать акцию в удобные время и место организаторы имеют право дать властям юридически аргументированный ответ о незаконности подобных отказов. «Конституционно право граждан собираться мирно и без оружия на нашей стороне», - говорится в обращении.


В качестве объекта давления протестующих на сайте обозначены президент Медведев, премьер Путин и «Единая Россия». «Почему этот вариант давления может оказаться успешным? Логика такова: у обоих «первых лиц» государства есть президентские амбиции, они сейчас «меряются рейтингами». Тот, кто первый откликнется на массовое недовольство ценами на топливо, тот «заработает» дополнительные очки.


Первым шагом в «большой игре» являются выборы в Госдуму РФ, которые состоятся осенью этого года и на которых Путину нужна безоговорочная победа «ЕдРа». Таким образом, критика бездействия правительства и «Единой России» в «бензиновом» вопросе и угроза дальнейшего формирования их негативного образа в глазах населения являются залогом успеха протестной кампании», - объясняют свою позицию участники оргкомитета.


Недовольство широких слоев населения в «бензиновом» вопросе, видимо, чувствуется и в руководстве страны. Не далее как 8 июля премьер Владимир Путин провел очередное совещание правительства по теме нефтепереработки. На совещании Путин снова раскритиковал нефтяные компании, напомнив, что нефтяные компании в полной мере воспользовались льготой в виде пониженных экспортных пошлин на темные нефтепродукты, но при этом не выполнили своих обещаний направить освободившиеся средства в развитие глубокой переработки. Как сообщают СМИ, премьер пригрозил нефтяникам санкциями, вплоть до изъятия необоснованной прибыли и корректировки экспортных графиков, и озвучил еще ряд инициатив, в частности, по закреплению обязательств компаний обеспечивать страну топливом пропорционально объемам добычи нефти.


В то же время сообщается, что Путин высказался за очередное повышение акцизов на топливо. По сообщению Интерфакса, премьер «заявил, что правительство может повысить акцизы на топливо, но при этом отменить транспортный налог» и что вопрос «находится в проработке». Отмечается, правда, что для чиновников Минфина и Минэкономразвития заявление Путина стало сюрпризом. Напомню, что отмену транспортного налога при двукратном повышении акцизов правительство обсуждало в 2010 году. Однако в результате акцизы повысили, а налог оставили, снизив базовую ставку и разрешив регионам отказываться от его взимания. Но в Удмуртии, например, как и во многих других регионах, выплаты по транспортному налогу для автовладельцев остались прежними.


Подсчитано, что для того, чтобы компенсировать региональным властям падение доходов от отмены прямого транспортного налога, акцизы на топливо придется повышать в 1,5-2 раза. Повышение акциза обычно перекладывается на покупателя, но при регулировании цен антимонопольной службой нефтяники могут начать снижать объемы продаж топлива, из-за чего могут возникнуть перебои на АЗС.


Таким образом, складывается ощущение, что у правительства России до сих пор отсутствует четкая стратегия того, как решать вопрос с ростом цен на автомобильное топливо в текущей ситуации. И если не будет в этом вопросе давления «снизу», решение будут принимать исходя из компромисса между нефтяниками и чиновниками, но без учета интересов населения.