велосипедист- Я знаю, что ты часто ездишь на велосипеде. То есть ты используешь его не как спортивный снаряд, а как средство передвижения. Тебе удобно быть велосипедистом в Ижевске?

- Удобно в том плане, что можно быстро добраться до работы. Это в любом городе хорошо. В городе средняя скорость передвижения велосипедиста примерно такая же, как у автомобиля. Особенно если брать утро и вечер, когда все едут с работы и на работу. Можно легко объехать пробки, выбрать короткий путь. Но есть и неудобства - в Ижевске нет инфраструктуры для велосипедистов. Скажем, приезжаю я в супермаркет, и нужно сразу думать, где припарковать велосипед. Велосипедных парковок почти нигде нет. Ко всему прочему, начинают возмущаться охранники. Так и хочется сказать: понимаешь, охранник, я сейчас из своей зарплаты заплачу этому магазину за продукты, а магазин потом из этих же денег заплатит тебе зарплату.

- Что еще мешает велосипедисту быть велосипедистом в нашем городе?

- Сделать велосипедные парковки – это, на мой взгляд, очень важная вещь. Но это, по большей части, проблема бизнеса. Парковки нужны у супермаркетов, у кафешек, чтобы не приходилось объясняться с охранниками. А чем еще охраннику кафешки на работе заниматься? Вот они и ругаются с велосипедистами. Когда торговые сети, развлекательные заведения поймут, что велосипедисты - это не два и не три человека, а какая-то значимая часть их покупателей, то они, в конце концов, начнут делать велопарковки. Тем более что это совсем недорого. Вы видели, как выглядит велопарковка? Это простейшая конструкция. Другое дело дороги. Велодорожки? У нас и просто дорог-то нет. В Европе, например, мне говорили о такой практике: прежде чем где-то стелить газон, просто накладывают дерн и смотрят, где люди начинают протаптывать тропинки, потом на месте тропинок укладывают асфальт или брусчатку, и получается тротуар, который действительно здесь востребован. Что касается велосипедов, то смотри (Прим. – в этот момент мы пересекали один из въездов к администрации города), вот зачем здесь бордюр? Бордюры на пересечении проезжей части и тротуаров не нужны. Это неудобно не только велосипедистам, но и мамам с колясками, инвалидам. На эти бордюры надо же как-то заезжать постоянно. Даже пешеход внедрит пивка и запнется. Что касается бордюров, то это вообще отдельная тема. Я дизайнер. Дизайн - это наука об удобстве. Я не понимаю, почему у нас тротуары почти всегда ниже газонов. В тех местах, где я ездил в Европе, тротуары выше, чем газон. Поэтому когда идет дождь, грязь с тротуаров стекает на газоны. А у нас почему-то наоборот, земля с газонов во время дождя сползает на тротуар.

- В столице Удмуртии, насколько я знаю, есть одна-единственная велосипедная дорожка - на набережной Ижевского пруда. Ты по ней катался?

- В велосипедной дорожке, если она длиной в один-два километра, нет никакого смысла. Пять километров - это то расстояние, которое велосипедист покрывает за пятнадцать минут. Таким образом, у нас нет в городе мест для велопрогулок. Если сравнивать с Европой, то там все города в велодорожках. Они проходят по тротуарам, иногда по проезжей части. По ним можно накрутить десятки километров. Поэтому там на велосипедах ездят все. На набережной в Ижевске велодорожка короткая. Ездить по ней туда-сюда не особо-то интересно. Это как по стадиону кататься. Велосипед не для этого существует. Лучше уж бегать по стадиону. А нашей набережной я вообще не понимаю. Нам не надо, как в Ницце, нам надо, чтобы было удобно. Скажите, что делать на набережной? Приду я туда со своим ребенком, посмотрим мы на пруд. Пять минут будем смотреть на пруд. А дальше-то что? Даже детских площадок нет.

- Развивать инфраструктуру – это один из способов популяризировать велоспорт. Еще один способ – подать личный пример. Я знаю, что, например, мэр Лондона Boris Johnson ездит на работу на велосипеде постоянно. Вы представляете себе главу гордминистрации Дениса Агашина или президента Удмуртии Александра Волкова, которые бы ездили на работу на велосипеде?

- Думаю, у людей могло бы появиться к ним много непростых вопросов, которые они сразу бы и задали.

- Давайте сравним велосипед с машиной. Скорость, количество километров, которые можно пройти за день...

- Можно разогнать велосипед до 60 км/ч и больше. Реальная скорость передвижения велосипедиста за велосипедный день это около 15 - 20 км в час, если вы движетесь по трассе. В зависимости от ветра можно пройти за велосипедный день до 200 - 250 километров. Если очень постараться. Ветер очень влияет. По городу велосипед передвигается медленнее, чем машина, но если пробки, то гораздо быстрее. Другое дело, что машина - это некий статус. У нас не принято ездить на велосипедах по делам. Я предприниматель, и если я приеду к клиенту на велосипеде и скажу, что это стоит 100 тысяч, он мне не поверит. Но если я подъеду на джипе и скажу, что это стоит 300 тысяч, то совсем другое дело. За границей это не так. Там ездят все. Если днем ты за рулем, то вечером ты на велосипеде. Потому что это отдых, потому что это спорт и потому что это гораздо удобнее: доехать до супермаркета на велосипеде, чем забирать со стоянки автомобиль, чтобы проехать на нем 500 метров.

- Сравнивая Ижевск с другими российскими городами из тех, в которых ты был, что можно сказать про приспособленность города для велосипедов?

- В России мне где-то попадалась одна велосипедная дорожка. Или, может, это было в Белоруссии… Проводить какой-то серьезный анализ я не готов, но мне очень понравилось в Нижнем Новгороде. Там чувствуется, что велосипедистов больше. Их во всех городах с каждым годом становится больше, и вопрос, наверное, в том, где раньше начнут создавать для велосипедистов условия.

- Насколько серьезно ваше увлечение велоспортом? Не каждый осмелится поехать за границу на велосипеде. Наверное, нужны долгие тренировки и серьезная подготовка?

-Я не спортсмен. Я «пьюсь», «курюсь». По трассе я ехал с трубкой в зубах, распространяя дым ванильного и вишневого табака. А водители бибикали мне, мол, неплохо выглядишь. Мы никак специально не готовились, чтобы поехать в Амстердам на велосипедах. Просто однажды поняли, что это наша мечта, и решили ее исполнить. В этом и смысл: это доступно каждому. Каждый может стать велосипедистом.

- Думаю, для жителей Польши и для нас велосипеды примерно одинаково доступны. Почему тогда в Амстердаме 40% населения ездит на велосипедах, а у нас в стране нет даже такой статистики? По крайней мере, я в Интернете ничего не нашел.

- Возможно, повторюсь, но мне кажется, ровно потому, что у нас нет инфраструктуры. Потому что в той же Польше это просто удобно - ездить на велосипеде. Нет никаких препятствий, проблем с парковками.

- Там велосипед не спортивный снаряд?

- Да, велосипед там - это «утилита». Вещь, делающая нашу жизнь удобнее и проще. И в Варшаве гораздо больше людей на старых велосипедах, чем в России.

- Заграничные правила движения на велосипедах как-то отличаются от наших?

- Прав на вождение велосипеда не выдают, и я, если честно, не очень вдаюсь в правила его вождения. Я руководствуюсь принципом «включенная голова». Я знаю, что если я поверну налево, то буду создавать помеху машинам, поэтому я лучше проеду перекресток и поверну налево с потоком в правой колонне. Для того чтобы пользоваться светофором, специальных знаний не требуется. А больше почти ничего и не нужно.

- Польша – это тоже страна бывшего «соцлагеря». Давно у них появилась инфраструктура для велосипедистов?

- Когда я был в Польше в 2006 году, мне говорили, что у них велосипедный бум начался пять лет назад. То есть в 2000-2001-м. И, как я понял, велодорожки и инфраструктура появилась не в результате митингов и демонстраций велосипедистов. Видимо, все просто как-то поняли, что это нужно.

- Почему ты все же не доехал до Амстердама?

- Я доехал. Но только до «своего Амстердама». Есть тот, который на карте, а есть еще тот, который ты себе представляешь. Важна же не конечная точка, а сам процесс. Просто чем амбициознее цель, тем больше энергии для ее реализации.