Так выглядит менеджер финансовой конторы, обещающий «обогатить» ижевчан.Неделю назад в редакцию «Д» попала рекламная листовка. «РКЦК (здесь следовали номер и дата «лицензии». – Ред.) уведомляет Вас! ПРИНИМАЕМ ОПЛАТУ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СО СКИДКОЙ 5 ПРОЦЕНТОВ!» - значилось в ней. Возможно, никто бы и не обратил внимания – в наше время кто только не норовит «принять оплату» у бедных жильцов-плательщиков, УКС-ЖКУ-ГЖУ и проч., одним больше, одним меньше. Но из дальнейшего текста рекламы следовало, что загадочное РКЦК способно удешевлять все, к чему прикоснется. Скидку до 20 процентов оно обещало также на продукты питания, медикаменты, бензин, стройматериалы и даже на покупку жилья. Изрядно поломав голову над тем, как почти безымянная фирма может совмещать столь разные сферы коммерции, мы решили – нужно проверять.


В понедельник, 29 августа, корреспондент «Д» под видом потенциального клиента явился в офис РКЦК, расположенный на втором этаже МУП г. Ижевска «Производственный трест банно-прачечного хозяйства». В небольшой комнате, обставленной довольно скромно, посетителя встретила энергичная пожилая женщина – она представилась Клавдией Перминовой, исполняющей обязанности руководителя конторы. Никакой очереди к ней не было, и вообще по реакции пенсионерки можно было предположить, что корреспондент «Д» оказался первым посетителем РКЦК за долгое время.


Вот что в лице Клавдии Перминовой предлагает фирма. Во-первых, любой житель Ижевска может принести в РКЦК счет за жилищно-коммунальные услуги, выставленный к оплате управляющей компанией, и заплатить через этого посредника на 5 процентов меньше суммы счета (например, 2850 руб. вместо 3 тыс. руб.). Клавдия Сергеевна обещает, что РКЦК оплатит счета в банке в полном объеме и вернет банковские квитанции при следующем визите клиента. Во-вторых, можно купить «продовольственную карту» (стоимость исчисляется тысячами рублями) и по мере надобности приобретать у РКЦК консервы, крупы, сахар и т.п. со скидкой 20 процентов – доплачивать уже не нужно, а стоимость товаров каждый раз будет «списываться со счета». И, наконец, главное – можно вложить сбережения в «вексель РКЦК». Доход гражданина-вкладчика по этому векселю – 20-24 процента в год, которые можно будет то ли получить наличными (по словам Клавдии Перминовой), то ли использовать для оплаты все тех же ежемесячных коммунальных квитанций (об этом говорит простенький интернет-сайт конторы).


На руки «вкладчик», принесший деньги, получит документ, подтверждающий передачу средств, - что-то вроде приходного ордера. А также сам «вексель», образец которого Клавдия Перминова продемонстрировала корреспонденту «Д». Это распечатанная на черно-белом принтере бумага, в графы которой неровным почерком вписаны суммы первоначального «вклада» и последующих списаний. Вдруг выяснилось, что место подписи и печати руководителя организации под «векселем» оказалось заклеено бумажной заплаткой, сквозь которую едва просвечивали буквы: «Мерзляков Р.И., индивидуальный предприниматель». Причем же здесь РКРЦ? К этому времени излишнее любопытство гостя начало раздражать «исполняющую обязанности». Вскоре в кабинет вошла молодая женщина с отчетом о ходе распространения рекламных листовок по почтовым ящикам. Воспользовавшись этим, Клавдия Перминова перестала обращать внимание на корреспондента и с головой ушла в общение с подчиненной.


А над её головой на видном месте висели рамочки с «лицензиями» и «сертификатами» фирмы, тоже распечатанные на обычном принтере, но уже на цветном. Цитата: «Настоящим подтверждается, что Центр компенсаций имеет право выдавать компенсации по соцкартам гражданам Удмуртской Республики». Именно так – «Центр компенсаций», и никаких вам ЗАО, ООО, ИНН или хотя бы адреса организации. И печати: на «сертификатах» - «Межрегиональная служба сертификации», на «лицензиях», соответственно, - «Межрегиональный регистрационный центр»… Хоть от руки не нарисовали, спасибо и на этом. Сразу скажем, что, когда корреспондент «Д» повторно посетил офис РКЦК (уже с фотоаппаратом), перепуганная Клавдия Перминова быстро сорвала со стены «лицензии» и объявила, что за четыре месяца работы ни разу не видела своего нанимателя Мерзлякова, общаясь с ним исключительно через посредников. С этим посредником мы и связались по телефону, указанному в рекламе РКЦК.


Мужчина, представившийся Александром, назвал себя «информационным центром РКЦК». Думая, что общается с клиентом, он очень складно и не без вдохновения говорил несусветную ерунду. За пять минут телефонного разговора из небытия явилось некое ОАО «Российский центр компенсаций», которое якобы является вышестоящей организацией для РКЦК и ведет свой бизнес по всей стране (на самом деле такого ОАО не существует). Сам РКЦК, как сообщил Александр, расшифровывается как «Расчетно-кассовый центр компенсаций» и является обществом с ограниченной ответственностью (ни в одном из интернет-справочников, содержащих сведения из Единого госреестра юридических лиц, следов такой фирмы также не нашлось). В то же время, по его словам, для облегчения налогового режима все сделки с клиентами заключаются от имени его руководителя - ИП Мерзлякова Рудольфа Ивановича. Основное же содержание бизнеса, который дает «РКЦК-Мерзлякову» возможность привлекать средства под 24 процента годовых, - «поставки бытовой техникой и мобильных телефонов». Якобы в основных партнерах у этой фантастической фирмы со второго этажа ижевской бани числятся тайваньский HEC и южнокорейский LG.


Что-либо разобрать в этом сумбуре было решительно невозможно. Перезвонив позднее тому же собеседнику, корреспондент «Д» представился прямо и попросил объяснений. ОАО «Российский центр компенсаций» было немедленно забыто; оказалось, что об ООО «РКЦК» собеседнику «Д» тоже ничего доподлинно неизвестно, так как документов, подтверждающих его существование, он не видел. Нелепый вид «векселей», которые показывают посетителям в банно-прачечном офисе, Александр объяснил тем, что «не нужно было без спросу фотографировать» и тогда, мол, Клавдия Перминова показала бы не демонстрационные копии, а нормальные образцы. Ну и сам Рудольф Мерзляков, конечно, оказался в командировке, и связаться с ним сейчас никак нельзя.


Вот, собственно, и все – осталось объяснить, к чему были все эти подробности. Среди того, что сотрудники РКЦК за два дня наговорили корреспонденту «Д», пожалуй, лишь один факт нашел подтверждение. А именно: в течение лета текущего года эта фирма как минимум однажды (а по словам «информационного центра» - многократно) подвергалась проверкам со стороны ижевской полиции. В частности, проверку проводил участковый уполномоченный Мальцев, работающий в Устиновском районе столицы Удмуртии. Деятельность ИП Мерзлякова так и не прекратилась – стало быть, нарушений ижевские полицейские во всем этом не нашли.


Начальник следственного отдела по расследованию экономических преступлений СУ МВД по УР Андрей Кузьминых подтвердил, что ни Рудольф Мерзляков, ни организация под названием «РКЦК» в поле зрения его сотрудников пока не попадали. После вопроса: «Реагируете ли вы на сообщения о возможных преступлениях в СМИ?» - Андрей Геннадьевич заверил: «Конечно». Так вот, кажется, уже пора бы.