На прошлой неделе галерея «Грифон» порадовала открытием 14-го сезона. В этот раз честь начинать сезон выпала художнице-перформеру Ольге Прохоровой с выставкой «Закусология». Это её первая выставка. До этого художница представляла свои работы, делала перформансы, но в рамках других чьих-то выставок, проектов. «Сегодня здесь моя первая выставка. Сегодня я одна», - радуется Ольга.

«Закусология - это лженаука, созданная случайно. Она опирается на розы и слёзы, которыми вскормлена женская душа, - рассказывает Ольга Прохорова. - Предмет научного исследования закусологии – это глубина повседневного отчаяния женщин и зависимость этой величины от их персонального аппетита».


Ольга Прохорова родилась в Ижевске и, по её словам, в юности имела все шансы стать провинциальной звездой голубого экрана. Однако после пяти лет в профессии телеведущей и журналиста будущая художница двинулась с насиженного места в неизвестном направлении и попала в Швецию, которую называет страной вечно веселых женщин. Там Ольга в течение двух лет изучала Перформанс Арт в шведской академии искусств SVEFI. «С тех пор я делаю соло и групповые перформансы в Швеции, Финляндии и у себя дома, в России. В моей практике есть проведение мастер-классов по перформансу, – рассказывает Ольга. – Еще я много рисую, практикую свободный танец и иногда делаю свое маленькое кино и маленькую литературу».


Что же собой представляет выставка? Это 29 работ, выполненных в PhotoShop. Простота рисунка и стихотворная подпись чем-то напоминают плакатное искусство. На каждой работе изображена женщина, обязательно чем-то закусывающая. Здесь можно найти и юмористические работы, например, «женщина с происхождением закусывает заблуждением» или «женщина-истеричка закусывает спичкой». Можно увидеть социальные картины: «женщина с дитём закусывает ногтём». А можно найти работы драматические, насквозь пропитанные одиночеством: вот «женщина до рассвета закусывает сигаретой» или «женщина с мыслями бременем закусывает прошедшим временем».


Через свои работы Ольга Прохорова не стремится никому навязать что-то: она не предлагает женщинам закусывать, т.е. не призывает их к мудрости (сама Ольга считает закуску мерой мудрости) и не ставит своей целью поддержать или пристыдить женщин, которые переедают или перепивают. По словам художницы, закусология – проект современного женского искусства, свободный от идеологии феминизма. «Эта выставка, этот проект, эти рисунки они о женских, человеческих страхах, о моих личных страхах, - делится сокровенным Ольга Прохорова. - Когда человек ест, он либо хочет завладеть тем, что он ест, либо хочет это спрятать внутрь себя, либо хочет как-то увеличиться, умножиться. В этом есть момент какой-то незащищенности. В своих перформансах я очень часто использую поглощение и рот как самое простое место связи внешнего и внутреннего».


Каждый желающий может продолжить выставку Ольги Прохоровой. В галерее на чистом листочке можно оставить свои варианты картин и варианты подписей. Если работ будет много, то выставка «Закусология» будет продолжена в коридоре.


После того как пришедшие на выставку смогли насладиться работами, а кто-то даже успел уже их обсудить, Ольга Прохорова представила свой очередной перформанс. Художница села за накрытый скатертью стол. Всё по правилам: тарелка, вилка по левую руку, нож – по правую, бокал, ваза с шикарными ярко-красными розами и бутылка шампанского. Медленно выпила один бокал игристого вина, смакуя его на вкус, затем налила второй, взяла розу, положила на тарелку и начала есть. Опять же по этикету: нож – в правой руке, вилка – в левой. Вторую розу съела уже без прибора: просто понюхала и съела, как дикую ягоду с куста.

При взгляде на сие действо вспомнилась строчка стихотворения Ивана Мятлева: «Как хороши, как свежи были розы…» Розы-воспоминания, духовное превратились в пищу, в физическое. Вот она связь внутреннего и внешнего. Что же хотела донести до нас художница? Что она прятала в себе?


Как известно, роза – вечный символ искусства. Образ розы многозначен: она является символом красоты, совершенства, радости, любви, блаженства, гордости, мудрости, тишины, тайны. История символизма розы имеет очень древние корни и не так однозначна. Например, в Древней Греции роза была посвящена богине любви Афродите. А в Древнем Риме роза считалась символом строгой нравственности и служила эмблемой храбрости. В России образом розы активно пользовались символисты и акмеисты (например, А. А. Блок, О. Мандельштам, Вячеслав Иванов).


Сложно сказать, о чём думала Ольга Прохорова, поглощая алые крупные розы. Ведь роза тем и прекрасна, что каждый желающий может прочитать в её символике что-то своё. А итальянский учёный-философ Умберто Эко назвал свой знаменитый роман просто «Имя розы», чтобы каждый читатель истолковал это название по-своему.


Свободная в закусывании Ольга Прохорова тоже позволила зрителям свободно размышлять. Роза – слишком многозначный символ, оттого каждый сам по своему вкусу может расшифровать то, что так хотела спрятать художница в себя, то, что она боялась потерять.


На этом эксперименты Ольги с «едой» не закончились. «Я думала, что уже исчерпала эту тему. Что я всё жру и жру? - говорит художница. - Но есть другое мнение, что нужно изучить то, что вдохновляет, до конца. Поэтому я по-прежнему закусываю».


Выставка «Закусология» продлится до 14 октября с 10 до 19 часов каждый день, кроме воскресенья. Галерея «Грифон» расположена по адресу: улица Пушкинская, 268 (через МВЕУ по указателям «Галерея»). Вход свободный.