Месяц назад, 13 октября, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом выпустило очередной информационный бюллетень с перечнем недвижимости, подлежащей скорой приватизации. В нём упоминается о подготовке 22 аукционов по продаже собственности, до последнего времени находившейся в хозяйственном ведении УССТ №8 Алексея Прасолова. Все они назначены на 14-18 ноября и должны состояться в одном из московских офисов Росимущества. В минувший понедельник завершился приём заявок от возможных претендентов на покупку этой недвижимости, и для них были созданы такие условия, что сама физическая возможность участия «посторонних лиц» в аукционах оказалась под большим вопросом.

В частности, хотя требования законодательства, устанавливающие минимальный срок подачи заявок – не менее 25 дней с момента опубликования сообщения об аукционе до даты окончания приёма документов, – формально были соблюдены, на деле этот срок сильно съёжился из-за бюрократической волокиты. Бланки необходимых документов не были размещены в открытом доступе; как сообщил один из ижевских предпринимателей, попытавшихся пройти всю процедуру, представитель Росимущества пообещал предоставить их при личном приёме в Москве по предварительной записи. «По телефону нам разъяснили, что «предварительная запись» возможна только на 2 ноября 2011 года, там же нам будет выдан бланк заявки и бланк договора о задатке, который мы должны подписать у руководителя ФГУП «УССТ №8», - рассказал собеседник «Д». Требование согласовать документы с Алексеем Прасоловым само по себе звучит весьма странно. Вся недвижимость, выставленная на продажу, находится в федеральной собственности, и в информационном сообщении Росимущества не упоминается о возможности такого посредничества между продавцом и покупателем.

Заместитель руководителя территориального управления Росимущества по Удмуртской Республике Наталья Брагина объяснила это особым порядком реализации недвижимости Спецстроя. «По всему имуществу, находящемуся на балансе воинских формирований, а УССТ №8 к ним тоже относится, решение о его высвобождении принимается в первую очередь руководством военного формирования, - сообщила она. - По согласованию центральный аппарат Росимущества определяет условия его реализации». Что-либо пояснить относительно порядка определения начальных цен к таким аукционам г-жа Брагина затруднилась, сославшись на то, что территориальные управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом лишь исполняют решения, спущенные сверху.
 
Тем временем назначенные чиновниками стартовые цены аукционов таковы, что только ожесточённая борьба претендентов на торгах могла бы довести их до уровня рыночных. В противном случае складские, производственные и подсобные помещения, пригодные для переоборудования под любые нужды, могут быть проданы по цене от 900 рублей до 4 тыс. рублей за квадратный метр. Рассмотрим некоторые лоты немного подробнее.

Их общая (минимальная) стоимость составляет 48 млн рублей. Большинство объектов сейчас и в самом деле либо простаивает без дела, либо отдано под непрофильные для Спецстроя нужды. Так, один из крупнейших лотов, выставленных на продажу, – огромная площадка напротив заводоуправления ОАО «Ижсталь», окружённая «прозрачным» металлическим каркасом, – не только не используется, но и почти не охраняется. Остаётся радоваться, что поблизости нет жилых домов, в противном случае высокие конструкции, доступные всем желающим, немедленно стали бы для местной детворы главным развлечением, а заодно и источником повышенного травматизма. Зато взрослые в часы пик здесь ходят толпами: сооружение расположено на углу ул. Новоажимова, являющейся одной из крупнейших автомагистралей Ижевска, и ул. Азина, изобилующей торговыми центрами. По словам работников близлежащих офисов, в настоящее время часть площадки отдана одному из ижевских дорожно-ремонтных предприятий в аренду под склад. Минимальная цена, за которую Росимущество готово передать этот объект в частные руки, – 3,1 млн рублей, или всего 545 рублей 50 копеек за квадратный метр площади.

Вопрос об арендаторах продающейся недвижимости – отдельная песня. В информационных сообщениях о подготовке аукционов есть сведения об обременении нескольких лотов договорами аренды, но они, как выясняется, очень неполно отражают ситуацию. Так, упомянутая площадка на ул. Азина по документам совершенно свободна, как и ещё один объект – подвальные помещения жилого дома по адресу: г. Ижевск, ул. Авангардная, д. 12, где продажа собственности Спецстроя может привести к выселению любительского спортивного клуба «Восход».

В клубе две секции – по айкидо и боксу, и обе работают: приглашение записываться на занятия можно прочесть на входе в цокольный этаж здания на ул. Авангардной. Тренер «Восхода» Русских подтвердил, что спортклуб занимает помещения по договору аренды с УССТ №8, однако информация об их предстоящей продаже его огорошила. По словам тренера, никаких извещений по этому поводу, ни письменных, ни устных, он не получал. Более того, в августе текущего года администрация спортклуба провела в помещениях секций ремонт на собственные средства, и поэтому известие о возможном выселении пришлось, мягко говоря, некстати. Таким образом, есть вероятность, что арендаторы имущества Спецстроя в Ижевске последними из заинтересованных лиц узнают о смене собственника.

Начальник отдела по работе с недвижимостью УССТ №8 Резеда Абдуллина сдержанно прокомментировала ситуацию. На вопрос о перспективах отношений с арендаторами продающихся площадей она заявила, что «фактически имущество уже отчуждено и принадлежит казне», и, таким образом, ответственность за последствия предстоящих сделок с самого Спецстроя фактически снимается. В то же время представитель УССТ не считает продажу помещений серьёзным поводом для беспокойства. «Если есть договор аренды, то смена собственника не влечёт его расторжения», - заверила она, предпочитая тем не менее на будущее не загадывать. «Жизнь у нас вносит свои коррективы, и неизвестно ещё, кто станет новым собственником. В рамках Гражданского кодекса он может принимать любые решения», - сказала она корреспонденту «Д».

Самые же деликатные вопросы, касающиеся определения начальной цены продажи недвижимости, так и повисли в воздухе. Представитель УССТ №8 дал понять, что по этой теме предприятие будет общаться со СМИ только после официального письменного запроса. В свою очередь, в центральном аппарате Федерального агентства по управлению государственным имуществом порекомендовали обратиться к некоему Сергею Булгакову, до которого с трудом, но всё же удалось дозвониться. «Начальная цена аукциона формируется на базе независимой оценки, которая проводится по заказу продавца имущества саморегулируемой организацией оценщиков в соответствии с действующим законодательством РФ, - скороговоркой ответил он и, не сбавляя темпа, отрезал: - Я вам ничего больше не могу подсказать, до свидания». После этого работник Росимущества повесил трубку и перестал отвечать на звонки. И совершенно зря: узнать название СРО, оценившей ижевскую недвижимость Спецстроя в пару тысяч рублей за метр, было бы не лишним.

Благо сравнивать есть с чем. Можно взять хотя бы десяток последних сделок Администрации г. Ижевска по продаже муниципальных нежилых помещений: цена их приватизации выше «спецстроевского» предложения в десятки раз. Приватизация разнообразных пристроев, подвалов, офисных и складских помещений приносит городской казне от 15 до 70 и выше тысяч рублей за квадратный метр. Росимущество же отдаёт частникам собственность в среднем за 2,5 тыс. рублей за квадрат. Если допустить, что между этими категориями недвижимости нет принципиальных различий, то одна только перепродажа бывшей собственности УССТ №8 может принести будущему владельцу миллионы рублей прибыли. Эти средства навсегда будут потеряны для государственного бюджета, и происходит это под носом руководителя УССТ, новоиспечённого Почётного гражданина Удмуртской Республики Алексея Прасолова. Остаётся дождаться результатов аукционов, последний из которых назначен на 18 ноября. Может быть, тогда и выяснится – кто там кому друг, брат и сват…