В прошлое воскресенье из урн для голосования извлекли 45 процентов бюллетеней с отметкой в пользу «единороссов».





И разница здесь не только в небольшом разрыве, главное в тенденции - восемь лет назад «Единая Россия» шла на подъём, нынче идёт ко дну. Заранее прогнозировавшаяся экспертами и социологами потеря конституционного большинства в Госдуме на деле обернулась для «единороссов» потерей и обычного простого большинства, пусть пока и с чисто символической недостачей.




По сравнению с итогами прошлых выборов в декабре 2007 года, когда за «партию власти» во главе с президентом Путиным в Удмуртии проголосовали 60,57 процента избирателей, потери «Единой России» 4 декабря 2011 года в абсолютных цифрах составили 141,5 тыс. человек. Таким образом, поддержка политики властей в Удмуртии за четыре года тотальной монополии «Единой России» сократилась почти на треть (31,2%). К такому резкому повороту функционеры «Единой России», похоже, оказались совсем не готовы психологически.





Любопытно, что падение поддержки «партии власти» произошло не на подъёме общественной активности, а скорее на спаде. Явка на избирательные участки 4 декабря в Удмуртии по сравнению с 2007 годом снизилась на величину, сопоставимую с населением небольшого города. Похоже, «партии власти» благодаря тотальной пропаганде удалось многих убедить, что «за них уже давно всё решили» и «ничего нельзя изменить». Многих, но не всех. Снижение явки по сравнению с итогами прошлых выборов произошло в городах, но именно здесь и случились главные провалы «партии власти». Голосование в Ижевске и Глазове, где средние результаты «Единой России» снизились до 36 процентов, определило главный итог выборов. Гораздо лучшие для «партии власти» результаты голосования на других территориях не смогли передавить голоса жителей Ижевска и Глазова, чья доля в общем числе избирателей, принявших участие в выборах в Удмуртии, составила около 45 процентов. У многих наблюдателей создалось впечатление, что власти как будто бы и не пытались стимулировать активность избирателей в городах, надеясь решить исход выборов за счёт более лояльного к «партии власти» голосования в сельских районах. Согласно данным голосования, явка в сельских районах зачастую превышала городскую на целых десять пунктов. В среднем районы дали 62,6 процента по явке, но этого уже оказалось недостаточно для того, чтобы изменить общую тенденцию падения популярности «партии власти». Среди избирателей «Единой России» в Удмуртии каждый второй живёт на селе, зато в активе других партий преобладают горожане, и здесь «партия власти» не выдержала конкуренции и начала сдавать позиции, казалось бы, так прочно и надолго занятые в 2007 году.





На фоне других регионов, прежде всего Приволжского федерального округа, Удмуртия в плане отношения населения к «партии власти» традиционно относится к группе, где сильны протестные настроения. По итогам выборов в Госдуму шестого созыва Удмуртия оказалась на девятом месте из четырнадцати регионов округа по итогам голосования за «Единую Россию». И, безусловно, является самой нелояльной из национальных республик, входящих в состав ПФО. Это особенно показательно, если учесть тот факт, что обычно все авторитарно управляемые республики, как правило, выдают сверхвысокую явку на выборах и сверхвысокие результаты голосования за «партию власти». Все, кроме Удмуртии, несмотря на то, что Президент УР Александр Волков управляет республикой в разных должностях с 1993 года. И смог, по мнению экспертов, продержаться столько времени в «вертикали власти» во многом благодаря организации выборного процесса таким образом, чтобы исключить неугодные властям итоги голосования. Возможно, всё дело в «сроке годности», который в случае с удмуртской «вертикалью власти» давно прошёл. Ещё одним итогом завершившейся выборной кампании в Удмуртии можно считать уход из-под контроля республиканского руководства фактически всех региональных отделений политических партий, ранее так или иначе контролировавшихся президентом Волковым. Как рассказывают очевидцы, всю выборную осень на каждой встрече с активами предприятий, городов и районов Президент УР не уставал напоминать, что, как раньше, все «99,9 процентов» должны прийти на выборы и проголосовать за одну всем известную партию. Но, видимо, насильно мил всё-таки не будешь.