Ветеран Вера Андреевна так и не дождалась тепла от ответственных должностных лиц Удмуртии.



Выделявшиеся средства потрачены, а оставшиеся 700 льготников продолжают ждать своей очереди. Среди них и Вера Андреевна, вдова ветерана войны и сама ветеран трудового фронта. В свои 93 года старушка осталась в Новый год замерзать в плохо отапливаемом жилье, так и не добившись полагающегося по закону ремонта. Как вдове ветерана ВОВ, ей по закону положено улучшение жилищных условий. Но по факту квартира у неё есть, значит, государство ей как бы «ничего не должно». Тем временем столбик термометра в квартире ветерана трудового фронта Веры Андреевны Соловьёвой не поднимается выше +16 градусов. И это в лучшем случае, холодной зимой комнатная температура держится на уровне +13 градусов по Цельсию. Бабушке приходится ходить по дому в валенках, тёплых кофтах и укутываться шалью. Спит Вера Андреевна под двумя-тремя одеялами и в тёплой одежде, но уснуть всё равно не может, мешает не столько холод, сколько бесконечная череда мыслей о затяжной тяжбе с чиновниками.


В программе федеральных субсидий она принять участие не может, так как квартиру ей уже выделили. Однако по программе «Старшее поколение» от Минсоцзащиты ей полагается софинансирование ремонта жилого помещения, в том числе и замена пришедшей в негодность системы отопления. Но даже несмотря на наличие или отсутствие региональных программ по социальной поддержке, на совести властей республики остаётся помощь в ремонте жилого помещения ветеранам ВОВ и их вдовам.


Квартира, в которой сейчас проживает Вера Андреевна, изначально не была полностью пригодна для жилья. Уже сменив два дома, более 20 лет назад ветераны переехали в эту, уже не новую на тот момент квартиру. Система отопления была налажена плохо, новые хозяева постоянно мёрзли. «Оказалось, батареи здесь слабые и очень холодно в зимнее время в квартире. Когда спать ложились, особенно сильно мёрзли.


Сначала муж, пока работал в зоне учителем, всё пытался договориться о ремонте в квартире. Тогда ещё и потолок стал протекать. Приходила комиссия, замеры температуры делала, сказали, что пришлют строителей. Пришли строители-зеки из соседней зоны, я была очень удивлена, что они были одни, без сопровождения, посмотрели, стены простучали. Сказали, что они полые и ничего исправить нельзя. Так с тех пор ремонт сделан и не был», – рассказывает ветеран. Муж Веры Андреевны в бесконечных попытках доказать чиновникам, что их квартира экстренно нуждается в ремонте, заболел и слёг. Тогда она сама начала приглашать комиссии к ним в дом. Стены в квартире тем временем из-за протекающей крыши стали покрываться плесенью, но и это не заставило чиновников признать их жильё подлежащим ремонту. Потом мужа госпитализировали.


«Месяц болел перед смертью, 17 лет назад умер. Так и не дождался ремонта квартиры. Когда его на инвалидном кресле забирала из больницы, шла сзади, чтобы слёзы не показать», - вспоминает Вера Андреевна.


Мы сидели за чаем в её очень холодной квартире. Шторы во всём доме заправлены на подоконник, чтобы в квартиру шло хоть какое-то тепло от батарей. Вера Андреевна, уверенная, что я мёрзну, принесла из шкафа все самые тёплые вещи, накинула мне на плечи пуховую шаль, а на ноги дала тапочки из натурального меха. Газ на плите пенсионерка не отключала, чтобы постоянно разогревать чай, который на кухне остывал за считанные минуты.


«Я много заявлений уже писала, никто пока не помог. Всё потому, что власть поменялась. Время сейчас совершенно другое, каждый лишь о себе думает. Мучилась, мучилась - никакого внимания. Придёт только какой-нибудь чиновник, я ему о своих проблемах рассказываю, а он говорит мне - рабочих вызывай, сама разбирайся», – сетует Вера Андреевна. Так, скооперировавшись с другими жильцами дома, она поступила и с крышей, и с полусгнившими оконными рамами, но теплее от этого в квартире не стало. Горячая вода в дом не проведена, в ванной стоит печка-буржуйка, которую, чтобы помыться, надо растапливать дровами.


Затапливать печку и помогать женщине по хозяйству приезжают дети и внуки. Но, как и многие пожилые люди «старой закалки», она из своего дома переезжать к ним не хочет. Однако и бороться за положенные льготы у неё сил уже не осталось. Сейчас письма в адрес президента Удмуртии и в администрацию Завьяловского района пишут её внуки. Но вразумительного ответа на вопрос о праве на льготу в проведении ремонта вдова ветерана ВОВ и ветеран трудового фронта так и не получила. «Одни отписки, - отмечает Вера Андреевна. - Говорят мне - вам бог жить даёт, потому что жизнь у вас тяжёлая была. А мне кажется, что я нагрешила в чём-то, вот он меня так и карает. Никому ведь я не нужна, мешаю только»…


Недавно Вере Андреевне пришло письмо из Министерства социальной защиты УР. В ответ на очередную просьбу ветерана министерство отказало в предоставлении субсидии, сославшись на то, что выделенные на социальную помощь деньги были потрачены в 2010-2011 годах. О субсидиях на 2012 год в Министерстве соцзащиты умолчали. Остался без ответа и вопрос, способна ли республиканская власть позаботиться о ветеранах на вверенной территории или отложит поддержку до тех пор, когда и помогать-то будет уже некому.




По каким причинам могут отказать в улучшении жилищных условий?

1. В случае если на жилплощади ветерана прописаны другие родственники (исключая жену ветерана).
2. В случае если власти сочтут, что родственники ветерана достаточно обеспечены, чтобы самим провести ремонтные работы в доме.
3. Если ветеран не является по документам собственником жилплощади.


На какой ремонт может рассчитывать ветеран ВОВ или его вдова?

1. Неисправности электропроводки.
2. Починка сантехники и труб, в том числе и труб отопления.
3. Замена рам и подоконников.
4. Возможна поклейка обоев, но сами обои должны быть куплены за счёт ветерана.



Кто имеет право на улучшение жилищных условий в виде республиканской субсидии?

1. Получить субсидию имеют право непосредственно участники и инвалиды Великой Отечественной войны (Прим. - участники других войн, участники трудового фронта, приравненные к участникам ВОВ, дети войны и т.д. к этой категории не относятся) и их вдовы. Использовать субсидию можно либо на покупку жилья, либо на участие в долевом строительстве. Правда, получить субсидию могут не все ветераны ВОВ, а лишь те из них, кто проживает в стеснённых условиях, когда жилая площадь (не общая) меньше учётной. Во втором случае субсидия выплачивается ветеранам, которые проживают в аварийном жилье. Таковым его должна признать специальная межведомственная комиссия.