Комплекс деревянных строений Прозоровых уютно «вписался»  в соседствующий с садовым массивом лесной фонд.



Некоммерческое дачное товарищество, объединившее два крупных массива – «Березка-1» и «Березка-2», – расположилось за девятым километром Якшур-Бодьинского тракта. В нем более 900 частных домовладений ижевчан, десятки километров общих дорог и коммуникаций, а также одна «вотчина Прозоровых», во всех смыслах стоящая особняком. В 2010 году у известного в Ижевске чиновно-бизнесменского семейства вдруг возникли сложности с оплатой электроэнергии. Так началась история конфликта.


Обидчивый неплательщик


«Прозоров задолжал к 2010 году около 68 тыс. рублей и не хотел платить, - рассказал бывший председатель ДНТ «Березка» Анатолий Чернышов. – Приходит ко мне в контору и говорит: раскидайте эти деньги на все участки. Как это, говорю, остальным за вас платить? Он мне – затаскаю по судам. Ну, таскайте, сначала заплатите, потом таскайте. Ну, он и начал».


Суть своих претензий первый зам сити-менеджера Агашина изложил в двух письменных жалобах в УФАС и прокуратуру. По мнению дачника Прозорова, правление товарищества рассчитало взнос за электроснабжение по завышенному тарифу: 2 рубля за киловатт вместо 1 руб. 28 копеек, утвержденных Региональной энергетической комиссией. В августе 2010 года прокурор Октябрьского района Ижевска Павел Биянов разъяснил городскому чиновнику, что «лишние» 72 копейки – это не превышение тарифа, а взнос в счет потерь на высоковольтной линии, утвержденный общим собранием членов товарищества. Комиссия антимонопольной службы тоже нарушений не нашла. В конце концов, Александру Прозорову пришлось расплатиться с долгами, но отношения между видным землепользователем и администрацией ДНТ «Березка» сильно испортились с этого момента.


Ищут надзорники, ищет милиция…


Александр Прозоров со знанием дела подошел к атаке на оппонента. Ещё в июле 2010 года он истребовал в правлении всю документацию, в том числе бухгалтерскую, и, надо думать, подробно изучил её. Итогом этого самостоятельного исследования, проходившего параллельно прокурорской и антимонопольной проверке, стала жалоба на председателя Чернышова, поданная в МВД Удмуртии от имени одиннадцати членов товарищества. Анатолия Чернышова фактически обвинили в нецелевом использовании или растрате общих средств, собранных с ДНТ «Березка» в 2009 году, на сумму около 3,5 млн рублей – однако жалобу почему-то отнесли не в ОБЭП, не в райотдел и даже не в приёмную министра, а в адрес мало кому известного Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства (ЦБППРИАЗ МВД по УР). Там рассмотрение заявления совершенно случайно было поручено мужу одной из заявительниц… Юрист Равиль Мухаметшин, защищавший интересы председателя Чернышова, рассказывает, что дело передали по подведомственности в ОБЭП лишь после того, как он дошел до вышестоящих милицейских инстанций.


Там в ОБЭПе «дело» и заглохло в течение двух месяцев. Милицейский ревизор перетряс все документы ДНТ «Березка», а оперуполномоченный ОБЭП подытожил: «Денежные средства в виде членских взносов были израсходованы в интересах членов товарищества, фактов присвоения и нецелевого использования денежных средств членами правления и председателем Чернышовым в ходе проверки не выявлено… в возбуждении уголовного дела отказать».


К этому времени «прозоровской стороне» отказали и УФАС, и прокуратура. Возможности «наказать» Анатолия Чернышова, таким образом, были исчерпаны. Но оставалась ещё власть самого Александра Прозорова, одного из первых лиц в городской администрации.


Захват земли


Общее собрание ДНТ «Березка» в 2008 году дало согласие на приватизацию участков землепользователями. Процесс этот длительный и трудный, и дачники подошли к нему по-разному: кто-то взялся за оформление собственности самостоятельно, кто-то положился на специализированную организацию землеустроителей, с которой председатель Чернышов от имени товарищества заключил договор.


К февралю 2011 года, по его оценке, право собственности зарегистрировали до 50 процентов бывших землепользователей. В администрации города по инстанциям проходила очередная порция документов.


И тут процесс встал. Сперва заместитель начальника управления земельных ресурсов Администрации г. Ижевска Абдрахманова, а затем и начальник управления Олег Костин нашли в схеме землеустроителей ряд несоответствий и отказали в согласовании.


Чернышов и Мухаметшин подняли собственные записи ДНТ «Березка» и кадастровые выписки прошлых лет, после чего выяснилось: ряд землепользователей, чьи участки были расположены на границе дачного массива и «свободных» городских земель, много лет назад «вылезли» далеко за границы отведённого им надела. При этом, по словам Равиля Мухаметшина, «чемпионом» оказались Александр Прозоров с мамой Натальей Заякиной – согласно этим записям, общая площадь четырёх участков, принадлежавших либо доставшихся ей по наследству, за последние десять лет увеличилась более чем вдвое. «Это самозахват», - убеждён юрист дачного товарищества.


Соответствующие заявления Чернышова-Мухаметшина замотались между управлением земельных ресурсов Администрации г. Ижевска, Росреестром и прокуратурой и не имели последствий. Зато летом 2011 года в отношении самого председателя «Березки» началась новая проверка. На этот раз прокурорские искали доказательства того, что Анатолий Чернышов незаконно торгует земельными наделами, но опять, как и в случае с «растратой», ничего не нашли. А процедура выделения участков в собственность дачников застопорилась окончательно.


Грязевой поток


Тем временем в дачном массиве началась смута. Источником беспокойства снова стал дом семьи Прозоровых: некто Валерий Нестеров, которого Анатолий Чернышов называет «сожителем Заякиной», начал сколачивать против председателя собственную «инициативную группу». Основными целями её участники объявили переизбрание правления и председателя ДНТ, разделение его на два массива («Березка-1» и «Березка-2»), возобновление работы по приватизации участков и решение застарелых проблем благоустройства. Одновременно по «Березке» разошлись весьма цветистые воззвания против Равиля Мухаметшина и Анатолия Чернышова – в них вновь звучали обвинения в безхозяйственности и воровстве, ранее отвергнутые сотрудниками МВД и прокуратуры.


В декабре 2011 года старому составу правления со второй попытки удалось организовать отчетно-перевыборное собрание, прошедшее в зале Центра «Семья» (бывший кинотеатр «Удмуртия»). Большинство из 500 с лишним членов товарищества, присутствовавших на собрании с правом голоса, оценили работу председателя Чернышова на «удовлетворительно». Судя по протоколам собраний, «смены власти» на массиве не произошло: инициативы «прозоровских» в них не фигурируют.


Валерий Нестеров, который считался главным возмутителем спокойствия на массиве, на расспросы корреспондента «Д» отвечал довольно резко. «Дерьмо это собирать если вам интересно, то пожалуйста, а мне неинтересно с вами, - заявил он. – Конфликт там действительно есть». Претензии остаются прежними – в частности, г-на Нестерова не устроил отчет по расходованию членских взносов. «За три года при Чернышове было собрано или должно быть около 15 млн рублей, - уверен он. – А он отчитывается за 11 месяцев и два миллиона… Эти люди всему городу известны, там пробу ставить негде». В то же время Нестеров отказался обсуждать как неконтролируемый рост земельных участков Заякиной и Прозорова, так и собственные рецепты выхода из конфликта.


О том, как это выглядит со стороны, корреспонденту «Д» рассказал ещё один член кооператива. Летом прошлого года он склонялся на сторону Валерия Нестерова, но впоследствии вообще отказался от участия в «войне». «Думал, работу правления можно организовать иначе, но предложения не поддержало большинство, - говорит он. – Если большинство членов товарищества устраивает ситуация, то это их право, их решение. Теперь между Нестеровым и Чернышовым, Мухаметшиным – личный конфликт, узкие личные интересы. Это и оплата электричества, и земельные границы, и обиды, и так далее».


Выше всех вопросов


«Я не член ДНТ и занимать должность председателя не имею права», - ответил Валерий Нестеров на вопрос о видах на должность руководителя «Березки». Действительно, в этом конфликте у «сожителя Заякиной» самый неясный статус: вопросы о границах земельных участков и административном давлении на ДНТ следовало задавать самому Александру Прозорову. Но разговора не получилось. «До свидания», - сказал первый заместитель главы Администрации г. Ижевска, едва услышав в трубке слова «газета «День». И отключился, не выслушав вопроса.


Конфликт внутри «Березки» не исчерпан. Стороны уже не могут нормально говорить друг с другом. Банальная история про долг за электричество обернулась чередой взаимных претензий, втянувших в свару тысячу семей. На объединённых землях Прозорова и Заякиной тем временем достраивают новый особнячок…