Популярности проекту «Внеклассное чтение» не занимать. Когда я договаривалась с менеджером о посещении мероприятия в кафе Moskva, меня сразу предупредили: «На всякий случай закажите столик». И действительно, усевшись за свой зарезервированный стол и окинув взглядом затемнённый зал кафе, я не нашла ни одного свободного места.


Аудитория состояла из молодёжи. Все громко и бурно общались, смеялись, наслаждались атмосферой. Разговоры за разными столиками перетекали в общий гул, что, безусловно, наводило на мысль, а не будет ли чтение литературного произведения лишь фоном, этаким голосом, болтающим что-то своё, к которому можно и не прислушиваться – ну, есть голос и есть, и ничего тут не поделаешь.


Опасения не были напрасными. Публика слушала оказавшегося в этот раз в роли чтеца Давида Катаева (он и Андрей Опарин, чередуясь, читают литературные произведения раз в две недели) первые минут десять.


Затем среди слушающих остались лишь единицы. С одной стороны, действительно сложно воспринимать литературный текст в обстановке кафе. Постоянно снующие между столиками официанты, посетители, общающиеся в режиме нон-стоп, - всё это отвлекает. С другой стороны, и чтение оставляло желать лучшего. К сожалению, не могу сказать, что что-то из прочитанного осталось у меня в памяти. А ведь именно благодаря манере исполнения можно запомнить какие-то слова, фразы героев.


Давид Катаев читал Сергея Довлатова, а именно, по его словам, несколько рассказов. Начнём с того, что некоторые прочитанные «отрывки творчества» писателя лишь создавались как рассказы, впоследствии Довлатов сделал из них главы более крупных произведений. Например, самостоятельный рассказ «Полковник говорит - люблю» стал одной из глав книги «Наши».


Эти фактические ошибки могут показаться кому-то незначительными. Но я считаю важным и нужным рассказывать о том, как создавались произведения, которые будут слушать зрители, чтобы каждый смог погрузиться во времена жизни и творчества писателя. Пусть Довлатов - писатель более современный нам, чем, например, Пушкин или Гоголь, некоторые коллизии, описанные им в своих произведениях, всё равно не будут понятными нынешнему слушателю. Можно, конечно, не вдаваться в эти подробности, но не стоит хотя бы допускать таких ошибок.


Кроме того, я была немного обескуражена выбором произведений. Давид Катаев признался мне в личной беседе, что к каждому выступлению на «Внеклассном чтении» идёт очень серьезная выборка текстов. «Мы тщательно выбираем, что будем читать. Иначе мы можем, грубо говоря, обломаться», - отметил он. На мой взгляд, у Довлатова есть более живые и интересные вещи, которые можно было бы вынести на публику.


Например, сборник «Компромисс», состоящий из двенадцати небольших новелл-«компромиссов», которые юмористически рассказывают о жизни Довлатова-журналиста и о том, на какие уступки приходится идти советскому журналисту, чтобы сделать хороший материал. Хотя, возможно, и те рассказы, что были прочитаны, заинтересовали бы меня и других слушателей, если бы они были прочитаны Давидом Катаевым иначе: не уткнувшись в книжку, а обращаясь именно к зрителям, к живым людям, сидящим напротив него и пытающимся вслушаться в отчуждённое безличное чтение.


Помимо всего прочего, чтения сопровождаются музыкой, которую исполняет диджей Сергей Булдаков. По словам Давида Катаева, каждый раз музыка подбирается именно под текст. «Я читаю, выбираю что-то, звоню Сергею Булдакову и говорю, что буду читать. Он подбирает музыку, но не говорит мне, какой она будет. Это некий импровизационный момент», - говорит Давид. По-моему, всё-таки импровизации в этот раз не получилось. Музыка существовала отдельно от текста. Она никак не мешала произносимому слову, но и не дополняла его.


Несмотря на все увиденные минусы, цель у проекта достойная. «Сверхзадачу мы поставили следующую. Мы хотим возобновить интерес к книжкам. Я читаю здесь и надеюсь, что, когда человек придёт домой, почитает Довлатова», - делится Давид Катаев. Главное, чтобы не получилось обратного эффекта. Ведь человек может и разочароваться в презентованном авторе. И именно это зависит непосредственно от тех, кто взял на себя роль чтецов.