В ноябре 2011 года руководство УКС впервые официально заявило о том, что планирует тесно сотрудничать с фирмами, специализирующимися на спекуляциях долговыми обязательствами. Как заявил в эфире ГТРК «Удмуртия» заместитель директора «Удмуртских коммунальных систем» Михаил Губасов, гигантская задолженность потребителей за тепло и ГВС, поставленные УКС, – свыше 2 млрд рублей – может быть продана коллекторским агентствам, что прозвучало и экзотично, и угрожающе. За прошедшие с тех пор три месяца отчётливых телодвижений в этом направлении не состоялось, но коллекторы по зову УКС всё-таки пришли в столицу Удмуртии. Совместно с ними коммунальщики реанимировали, возможно, самую сомнительную из своих претензий на кошельки ижевчан – весной 2010 года она стала известна под именем «тринадцатой платёжки».





Откуда взялся долг


В 2010 году коммунальщики начали массовую кампанию по предъявлению жителям, пользовавшимся их услугами, перерасчётов по холодному и горячему водоснабжению, отоплению и канализации.


Добросовестным плательщикам выставлялись счета за якобы сверхнормативное потребление ресурсов и услуг в период с 2007-го по 2009 год, рассчитанное «по данным ресурсоснабжающих организаций», т.е. в случае с ГВС и отоплением – по данным УКС. Жильцам насчитали задолженность в среднем на сумму 1,5-2 тыс. рублей. «Тринадцатые платёжки» оказались в центре внимания Совета домовых комитетов Ижевска, дело получило некоторый резонанс, многие жильцы отказались платить лишнее.


После того как с жителей попытались взыскать деньги в судебном порядке, к защите интересов жильцов подключился ижевский правозащитник и юрист ИгорьИзмалков. Под его руководством одно из прецедентных дел против управляющей компании, тянувшееся полтора года, буквально в минувший понедельник завершилось полной победой жителей: 30 января мировой судья судебного участка №1 Индустриального района Ижевска не только признал незаконной «корректировку» коммунальных платежей, но и присудил жителю дома по ул. Камбарской возврат средств, излишне уплаченных за тот же период (2007-2009 годы).


В целом по Ижевску статистики нет, но по валу обращений жителей в Совет домовых комитетов и редакцию «Д» в 2010 году можно было предположить, что жителям многоквартирных домов в Ижевске были предъявлены тысячи «тринадцатых платёжек», причём судебными исками от управляющих компаний они подкреплялись далеко не всегда. И хотя жильцы про них скоро забыли, коммунальщики продолжали вести свой учёт. В середине лета прошлого года право требования части непогашенной задолженности ижевчан перед Горжилуправлением на неизвестных условиях перешло к УКС. Здесь на сцене и появилось коллекторское агентство «Морган энд Стаут».


Суровые коллекторы, грамотные жильцы


В доме №42 по ул. Клубной послания от коллекторов получили практически все жильцы, вне зависимости от платёжной дисциплины. Уполномоченный собственников жилья ВалерийШиртанов немедленно определил «долговые письма» как рецидив «тринадцатой платёжки». Об этом говорили сопоставимые суммы претензий, неясное происхождение «задолженности» и прямые письменные указания на уступку права требования от ГЖУ к ООО «УКС». Письма от ООО «Морган энд Стаут», что называется, брали жильцов на пушку: англоязычный логотип вверху, двуязычная печать внизу, штрих-код, пометка «КОНФИДЕНЦИАЛЬНО»… В тексте без лишних бюрократизмов, доходчиво и энергично сообщалось, что в случае неуплаты указанной суммы УКС собственника жилплощади ждёт суд, обращение взыскания на имущество и выселение из квартиры. Все эти ужасы, правда, плохо вязались со скромными суммами «долга» жильцов – ни одного письма больше чем на 3 тысячи рублей уполномоченный Ширтанов не видел. В посланиях сообщалось и о том, какое отношение имеет коллекторская фирма с московским адресом к ижевскому ЖКХ: «Полномочия по истребованию долга в размере N рублей переданы ООО «Морган энд Стаут» на основании агентского договора от 30.06.2010 года с ООО «УКС».


Если в 2010 году суммы «корректировки» в платёжках ГЖУ были хотя бы разбиты по видам коммунальных услуг, то в письмах «Морган энд Стаут» вообще указывается лишь итоговая сумма претензий УКС. Было неясно даже, входят ли в эту сумму все четыре «скорректированных» строки платежей (ГВС, отопление, ХВС, канализация) или, может быть, следует ждать таких же писем ещё и от «Ижводоканала»? В конце концов Валерий Ширтанов, как старший по дому, решил, что бежать куда-то с деньгами по первому требованию неизвестной дому конторы будет, пожалуй, лишним. Объявления с соответствующими рекомендациями он развесил в подъездах дома. По словам уполномоченного собственников, к нему обращались за советом и из соседних домов, после чего, скорее всего, последовали его примеру.


Ничего не платила по этим требованиям УКС и соседка Валерия Ширтанова, Римма Николаевна. «В газете вычитала, что это неправильно, за что я должна платить – там же не указано, - говорит она. – Но из жильцов дома, с кем разговаривала, две женщины, помню, решили, что надо заплатить, чтобы отвязаться. На всякий случай». Таким образом, если не считать участия коллекторов, полуторалетней давности ситуация с «тринадцатой платёжкой» повторялась до мелочей.


Всем в суд


В ижевских СМИ прошли две волны сообщений о том, что УКС связался с «Морган энд Стаут». Сперва в декабре 2011 года большинство информационных агентств благожелательно процитировали собственный пресс-релиз «Удмуртской энергосбытовой компании», суть которого сводилась к тому, что, мол, привлечение коллекторского агентства – мера непопулярная, но необходимая, иначе рост коммунальной задолженности может привести к невозможности своевременных ремонтов теплотрасс и перевооружения производства коммунальщиков. Однако о том, что речь пойдёт не о долгах злостных неплательщиков, а о сомнительных «корректировках» платежей добросовестных собственников квартир, ничего не сообщалось.


На прошлой неделе на стороне жильцов выступила прокуратура Октябрьского района Ижевска. Помощник районного прокурора ИванБогомолов посоветовал жителям не бояться коллекторов и требовать от УКС исчерпывающих сведений о якобы имеющейся задолженности. То же самое он сказал и корреспонденту «Д», отметив, что коммунальщикам, конечно, никто не может запретить обращаться в суды по взысканию задолженности, но если речь идёт о «корректировках» за 2007-2009 годы, то они уже признаны в арбитраже необоснованными. То же самое касается и самих жильцов: если кто-то из них поторопился заплатить УКС по требованию «Морган энд Стаут», то имеет полное право подать иск о возврате сумм неосновательного обогащения монополиста.


Пресс-секретарь ООО «Удмуртские коммунальные системы» ГалинаМищихина так описывает историю появления долга: «У ГЖУ накопилась перед УКС задолженность, они говорят – это долги жильцов, мы их взыскать не можем, грубо говоря, сами ими занимайтесь». Долг был переуступлен УКС. Откуда он взялся изначально и действительно ли подавляющее большинство долговых писем «Морган энд Стаут» касается именно перерасчётов по превышению фактического потребления ресурсов над нормативным за 2007-2009 годы, Мищихина уточнить затруднилась, но обещала позже ответить письменно.


За вами уже выехали


У Валерия Ширтанова, как, вероятно, и у большинства жильцов, получивших долговые письма, после разъяснений прокурора сложилось впечатление, что вопрос исчерпан. Как бы не так: «Морган энд Стаут» держит руку на пульсе.


Корреспондент «Д» связался с «куратором» ижевского направления по бесплатному федеральному номеру (8-800-200…), указанному в долговых письмах коллекторов, и представился одним из должников дома на Клубной. Мужчина, назвавший себя Павлом Александровичем, заверил, что УКС предоставил все документы, подтверждающие задолженность жильцов, и они не вызвали сомнений у специалистов компании. При этом в ответ на информацию о выступлениях Октябрьской прокуратуры он показал несколько упрощенное понимание ситуации. «Это нас не интересует, - заявил он. – УКС поставил ресурс, так? Он хочет теперь получить деньги».


«Вы будете оплачивать или нет? – поинтересовался Павел Александрович. – Два дня у вас осталось». По словам представителя «Морган энд Стаут», следующим шагом коллекторов станет направление к ижевчанам «выездных специалистов». «А они у вас свои или со стороны кого-то нанимаете?» - спросил корреспондент «Д». «Зависит от специфики региона, бывают командированные, бывают местные», - ответил Павел Александрович. «А у Ижевска какая специфика?» «Это конфиденциальная информация», - отрезал собеседник. «А «выездные специалисты» со мной в таком же тоне будут общаться, как в письме вашем?» «Я не знаком с их методами работы», - ответил на прощание специалист по взысканию…