Давно жители Удмуртии не получали столько удовольствия от просмотра официальных сюжетов в новостях на федеральных телеканалах. Более искушённые в политике, правда, советуют не питать излишних иллюзий, объясняя «порку» самого непопулярного в республике политика грамотным предвыборным ходом, повышающим рейтинг Путина как кандидата в президенты России. Не считает прозвучавшую критику окончательной «чёрной меткой» для Волкова и местная оппозиция, предлагающая более верный способ ускорить отставку президента Удмуртии – проголосовать 4 марта за любого кандидата, кроме Путина, за результат которого по Удмуртии головой отвечает глава республики.


Тем не менее скорость, с которой развивались события вокруг эпицентра прошлогодних взрывов на арсенале под Ижевском, заслуживает особого внимания.


Во время визита в Челябинскую область 4 февраля премьер вдруг вспомнил про Удмуртию. После его слов «деньги выделены, а домов нет» правоохранительные органы за сутки нашли «козла отпущения» – районного депутата-«единоросса», подписавшего, по версии следствия, фиктивные акты выполненных работ на 2 млн рублей из тех 2 миллиардов, что были выделены Удмуртии федеральной казной на ремонт пострадавших домов и переселение местных жителей.


В понедельник, 6 февраля, в республику по команде премьера уже прилетели два федеральных министра и приволжский полпред президента, которые, судя по их комментариям в СМИ, посчитали, что если недостатки и есть, то они «легко устраняются». Не угадали.


Через три дня после рабочей поездки в Удмуртию на селекторном совещании премьера Путина с главами Челябинской области и Удмуртии чиновники уже не были столь лояльны. И если глава МЧС Сергей Шойгу продолжал больше говорить о «недобросовестных организациях», то руководитель Министерства регионального развития Виктор Басаргин прямо обозначил причины социального напряжения: «работа с населением была организована на низком уровне», «ущерб определён поверхностно», а «контроль со стороны местных и региональных властей был практически потерян».



Председатель Правительства УР Юрий Питкевич (слева) и Президент УР Александр Волков так давно вместе, что кажется, и уйдут один за другим.




Этот критический тон, причём с акцентом на персональную ответственность, на селекторном совещании явно задавал премьер: «Почему нужно было, Александр Александрович, ждать того, чтобы я послал туда министров, и после этого создавать этот штаб? Что, вы раньше не видели, что происходит?» Или того хуже: «Вы знаете, почему люди недовольны, Александр Александрович? Не потому, что что-то недоделано, а потому, что люди чувствуют, что их бросают и обманывают». Аргументы президента Волкова премьера тоже не убедили: «Судя по тому, что вы мне сейчас рассказали (…) у вас нет ясного представления об этой картине, и доклад ваш носит поверхностный характер».


Доклад президента Удмуртии на селекторном совещании и в самом деле нельзя назвать логически выстроенным. Зато там прозвучала знакомая конспирологическая версии - «этой ситуацией кто-то пытается воспользоваться», а обещание урегулировать социальный конфликт в зоне, пострадавшей от взрывов, прозвучало скорее как угроза пресечь деятельность недовольных.


«С населением постараемся всё сделать, чтобы не было необоснованных к нам претензий», – заявил Александр Волков, заканчивая свой доклад премьеру.


Накануне выволочки на совещании у премьера президент Удмуртии встречался с президентом России Дмитрием Медведевым. И, судя по стенограмме аудиенции, прошедшей в прошлый четверг, 9 февраля, в резиденции главы государства в Горках, ничего не предвещало последующей жёсткой критики. Говорили об увеличении мест в детских садах и новых рабочих местах, в официальной части стенограммы нет ни одного неудобного вопроса и реплики. «Так что занимайтесь»… - последние слова Медведева в стенограмме встречи. «Да, расслабляться не будем» – последние слова Волкова. И теперь уж точно не будет – на этой неделе (премьер обозначил срок - четверг, 16 февраля) президент Волков должен представить план мероприятий по ремонту домов в пострадавших от взрывов населённых пунктах.


Любопытно, что в эти же дни в политических кругах Удмуртии быстро распространился слух о скорой отставке председателя Правительства УР Юрия Питкевича и назначении на его должность Виктора Хорошавцева. По информации источников, контактирующих с окружением 60-летнего премьера, тот давно обдумывает варианты ухода со слишком хлопотной должности, но опасается потерять контроль над бизнесом, находящимся в его зоне влияния. В этой связи назначение на должность премьера Виктора Хорошавцева, приходящегося Питкевичу сватом, безусловно, сняло бы все риски. Это уже не первая версия о возможном варианте возвращения в Удмуртию бывшего учредителя группы компаний «АСПЭК», гендиректора ОАО «Белкамнефть», депутата нескольких созывов Госсовета УР и Гордумы Ижевска, члена Совета Федерации, главы «Башнефти» и действующего депутата Курултая Республики Башкортостан. Неофициальная информация о том, что с 1 февраля Виктор Хорошавцев покинул все посты в руководстве АФК «Система», как будто бы тоже работает на версию с возвращением.


Между тем, как считают эксперты, если у слухов о готовящейся отставке Питкевича есть реальные основания, Президент УР Александр Волков вряд ли легко примет такой вариант рокировки с премьером, даже если эта инициатива будет исходить с самого верха. Очевидно, что президент Волков, подозрительно относящийся ко всему, что может создать угрозу его положению, воспримет даже гипотетическое возвращение Виктора Хорошавцева в Ижевск как первый шаг к должности главы республики. Случай с гендиректором группы предприятий «Ижевский машзавод» Владимиром Гродецким, заподозренным в президентских амбициях, показал, что одних подозрений достаточно, чтобы президент Волков включил все свои связи в Москве и заблокировал принятие опасных для него решений. Того же Гродецкого, несмотря на личные контакты последнего с премьером Путиным, Волков сумел «съесть» всего за несколько месяцев.


В контексте слухов о вероятной смене председателя правительства Удмуртии двойной контакт президента Волкова, произошедший на прошлой неделе с первыми лицами страны, можно расценивать и как своего рода перекрёстный допрос у двух следователей - доброго и злого. «Добрый» Медведев говорил с ним «по-доброму», «злой» Путин - «по-плохому». Видимо, «по-хорошему» не получается.



ПУТИН РАСКРИТИКОВАЛ ВОЛКОВА 
Стенограмма