Согласно проектной декларации застройщик объекта - ООО «Стенком», как ни крути, родственная организация «Комос-строй». Разрешение на строительство выдано Администрацией Ижевска в лице городского Главного управления архитектуры и градостроительства. На сегодняшний день на объекте пока одни сваи, а жалоб со стороны родителей детей (под их обращением к руководителю детсада стоит 40 подписей), от жильцов соседних жилых домов и категоричных высказываний экспертов на счёт будущего «Манхэттена» - море.







По мнению проектировщиков, месторасположение 17-этажного жилого дома выбрано крайне неудачно. Раньше здесь располагалась автомобильная стоянка жителей окрестных домов. С одного края новостройка вплотную упирается в забор детского сада, с другого - в проезжую часть дороги. Пространства для прописанных в проекте «площадки для отдыха взрослого населения, детской и физкультурной площадки, площадки для чистки ковров, площадки под контейнеры для мусора, площадки для выгула собак, гостевых автостоянок, зеленой зоны» здесь фактически нет.


Жители соседних домов неоднократно писали заявления в прокуратуру с жалобами на превышающий нормы уровень шума. Но главную потенциальную опасность стройка представляет, конечно, для детского сада.

«Да, действительно, стрела крана выезжает порой до середины прогулочной площадки, - рассказывает одна из воспитателей детсада. - Дети с открытыми ртами смотрят на этот «живой конструктор», а мы с родителями только и восклицаем «Боже мой!».


С момента начала стройки родители сразу обратились в прокуратуру. По их словам, заведующая детским садом № 73 Анна Степанова писала в Администрацию Ижевска, в Администрацию Октябрьского района, в ГУАИГ, к подрядчику «СУ-18», общалась с главным инженером и созванивалась с прорабом стройки, требуя принять всевозможные меры безопасности.


«Наш детский сад не вырос как на дрожжах после того, как затеялась стройка, он стоит тут с 1975 года, - говорит Анна Петровна. – Поэтому я считаю, что те, кто дал разрешение на строительство этого жилого комплекса, и те, кто ведут стройку, должны были хоть как-то учесть факт того, что рядом - дети. Перенести прогулочные площадки я не могу - у нас нет резервных мест. Запретить стройку? О чём вы говорите! Какой тут ещё может быть выход? Я выступила с предложением разграничить часы работы строителей. То есть тогда, когда дети гуляют, и во время тихого часа (спальные комнаты детсада выходят окнами на строящийся объект) строительные работы должны быть приостановлены. Также я просила возвести над детскими площадками козырёк».


В ответ на письменные обращения со стороны детского сада пришли отписки. Городская администрация и ООО «Стенком» написали, что они в курсе этой стройки, что со всеми замечаниями согласны, что строительство идет по всем нормам, что всё под контролем, и обещали принять необходимые меры. Ко всему прочему, к официальным ответам были приложены копии плана строительной площадки и документа, разрешающего строительство, - видимо, предлагалось их изучить.


Тем временем стрела так и продолжает маневрировать над детской площадкой, а работы ведутся во время дневного сна детей. Корреспондент «Д» лично в этом убедилась, подъехав к территории детсада. Изменений по поводу режима работы застройщика внесено не было. Как и прежде, согласно проектной декларации работы продолжаются с 8.30 до 17.30 без перерывов ежедневно, кроме выходных. Похоже, никто не собирается останавливать стройку более чем на половину рабочего дня (три часа - с 12.00 до 15.00 - тихий час, утренняя и вечерняя прогулки - минимум часовые).


«Дети у нас как заложники, - заключает Анна Степанова. - Мне во время всех этих перипетий кто-то даже предложил вывести детей с транспарантами, если мы чем-то недовольны…»


Корреспондент «Д» связалась с представителем компании «Комос-строй», ответственным лицом за строительство жилого комплекса «Манхэттен», Алексеем Кузьминым.


«План организации строительства согласован со всеми надзорными, муниципальными органами, получены все необходимые лицензии, Управлением по архитектуре и градостроительству Администрации г. Ижевска выдано разрешение на строительство, - заявил Алексей Кузьмин. - Две проверки прокуратуры выявили, что никаких нарушений не имеется. Каретка с грузом, прикреплённая к крану, не заезжает на территорию детского сада, она максимум доезжает до забора. По метражу между строящимся объектом и соседними зданиями нарушений никаких нет. Когда кран перегружен или во время сильного ветра у машины срабатывает автоматика и кран останавливается, риск ЧП равен риску того, что на нас завтра упадёт метеорит. А все жалобы родителей и заведующей вызваны тем, что они получили отказ в ответ на свои обращения к нам с просьбами о спонсорской помощи. Мы не «Красный Крест».


В конце беседы Алексей Кузьмин добавил, что он в первый раз слышит о том, что детский сад просил об ограничении часов работы во время тихого часа и прогулок детей, и что никто таких распоряжений со стороны «Комос-строя» не отпускал.


Чтобы разузнать подробнее о строительном процессе, корреспондент «Д» связалась с прорабом строительного участка Сергеем Фадеевым. Прораб признался, что его чуть ли не каждый день вызывают в прокуратуру и «трясут», но только по другому вопросу. По заявлению жителей соседнего жилого дома Роспотребнадзор сделал замер на уровень шума, и оказалось, что допустимые нормы нарушены. «Во всём сделали виноватым меня», - говорит прораб.


По поводу ситуации с детсадом Сергей Фадеев повторил то же самое, что и представитель «Комоса». «Стрела заходит на территорию детского сада, но груза на ней нет, - сказал он. - Груз у меня ходит в лебёдке, которая не выходит за пределы лесов, так что беспокоиться не о чем. Дополнительных условий в план работ внесено не было, мы работаем с половины девятого утра до половины шестого вечера. Никаких распоряжений по разграничению часов мне не поступало».


Заместитель начальника Инспекции государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики УР Михаил Чеботарев заявил, что у инспекции нет оснований для вмешательства в строительство жилого комплекса. «Вся документация данного проекта в порядке, строительство ведётся строго по Генплану, отклонений от проекта не выявлено». По вопросам, касающимся безопасности детей, он посоветовал обращаться в другие надзорные органы и к тому, кто выдавал разрешение на строительство данного объекта.


Позиция по сложившейся опасной ситуации Центра дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска также не порадовала.


«Мы не можем запретить данную стройку, мы не Технадзор, не наблюдательная организация, с нами никто никаких согласований не проводит, - заявила заместитель начальника центра Валентина Хворенкова. – Мы не отвечаем за эту стройку, мы отвечаем только за детский сад».


На вопрос корреспондента «Д» о том, как они в таком случае собираются вмешаться в ситуацию, с тем чтобы обеспечить безопасность воспитанников детского сада, Валентина Андреевна ответила, что «не видит ни повода, ни возможностей вмешиваться».


Тем временем эксперты не так спокойны, как строители. По мнению опытных инженеров, стройка в таких условиях вестись не может. Это небезопасно.


«Даже если кран ходит над детскими прогулочными площадками порожний, даже если он оснащён автоматическим отключением лебёдки, в любом случае, согласно строительным нормам, в проекте должен учитываться радиус падения груза, радиус падения крана. И это никак не четыре метра, и тем более не выезд стрелы на территорию детсада, - поясняет инженер-проектировщик одной из ижевских частных компаний. - Более того, когда начнут застраивать этажи, со строительной площадки через двухметровую изгородь обязательно полетит мусор, пыль. И это тоже ненормально, что дети вынуждены будут этим дышать. Я уж не говорю про шум».


Согласно п. 2.18.7. Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов (ПБ 10-382-00) «на пути следования крана должно быть исключено нахождение людей; над проезжей частью и над проходами для людей должны быть установлены предохранительные перекрытия (сетка и т.п.), способные выдержать падающий груз». В случае с детсадом №70 - на пути следования стрелы находятся не просто люди, а беззащитные малыши. Никаких предохранительных перекрытий и в помине нет.


На схеме, относящейся к п. 6.3. «Принудительное ограничение зоны обслуживания краном» Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 мая 2007 г.
№ 317 видно, как путём использования координатной защиты должны ограничиваться размеры и конфигурации опасных зон движения крана: стрела крана блокируется, не доезжая до территории яслей. В рассматриваемом случае стрела - вольная птица. Видимо, уже забыли, как в 2007-2008 гг. на «комосовских» стройках в Ижевске падали краны…