Бывший ректор УдГУ Семён Бунтов ушёл без сопротивления.





Главной сенсацией этой кампании стал, конечно, неожиданный сход с выборной дистанции одного из основных претендентов - действующего (на тот момент) ректора УдГУ Семёна Бунтова. На заседании 22 марта в Москве аттестационная комиссия Министерства образования и науки РФ из пяти кандидатов согласовала только троих - из списка были исключены Семён Бунтов и профессор Александр Баранов (директор Института педагогики, психологии и социальных технологий УдГУ). То, что действующий ректор не прошёл аттестационную комиссию, выглядит действительно нонсенсом. Официальные причины отказа в согласовании кандидатур Бунтова и Баранова не оглашены. В выписках из протокола комиссии сказано лишь, что сделано это на основе изучения «представленных документов и материалов».


Однако, по гуляющим в университетской среде слухам, отрицательное для Семёна Бунтова решение, скорее всего, было пролоббировано президентом Удмуртии Александром Волковым, который поддерживает другого кандидата - члена Политсовета «Единой России», проректора по учебной работе Галину Мерзлякову. Ещё в ноябре, когда состоялось выдвижение кандидатур, Галина Мерзлякова, не пользующаяся, по словам наблюдателей, особым авторитетом в академической среде, не рассматривалась как серьёзный кандидат на должность руководителя УдГУ. Однако именно г-жа Мерзлякова 29 апреля была назначена исполняющей обязанности ректора вместо досрочно подавшего в отставку Семёна Бунтова.




Профессор Николай Леонов знает теперь, что такое обыски и допросы.




Среди причин немилости со стороны главы региона в отношении бывшего ректора называют недостаточное рвение Семёна Бунтова в организации агитационной работы в пользу «партии власти» в стенах университета. Возможно, тут сказался «профессиональный» фактор - Бунтов всё-таки является юристом, профессором права. Очевидцы, среди прочего, вспоминают неловкий случай в ноябре прошлого года на торжественном открытии конференции в честь 80-летия университета, которая состоялась в театре оперы и балета и на которой присутствовали делегаты из других российских вузов и иностранные гости. В своей речи Семён Бунтов высказал предпочтение партии «Единая Россия» на текущих выборах в Госдуму, однако позволил себе ремарку, что своё мнение он высказывает уже после окончания рабочего дня и тем самым не нарушает выборное законодательство. Выступавший после него президент Волков, по словам очевидцев, выразил недовольство излишней лояльностью ректора букве закона, что было воспринято некоторыми участниками конференции как довольно неловкий в контексте столь представительного мероприятия инцидент.




Депутат-«единоросс» Галина Мерзлякова и в УдГУ является кандидатом «партии власти».




Что касается Галины Мерзляковой, то в отношении этой кандидатуры у президента Волкова подобные проблемы вряд ли могут возникнуть. На историческом факультете, на котором когда-то обучалась и первоначально работала г-жа Мерзлякова, её вспоминают как активного комсомольского функционера, всегда готового ревностно исполнять любые партийные директивы. Поэтому её политическую карьеру в нынешней «партии власти» - «Единой России» - воспринимают как вполне естественную.


В настоящее время в списке кандидатов на должность ректора остались ещё два претендента, однако один из них - профессор Раиль Галиахметов - в настоящее время работает деканом экономического факультета в другом ижевском вузе - ИжГТУ - и не имеет серьёзной поддержки на выборах в УдГУ.


Основным соперником Мерзляковой (а ранее Семёна Бунтова) считается проректор по научной работе, завкафедрой социальной психологии и конфликтологии УдГУ профессор Николай Леонов. Если Мерзлякова после отставки Бунтова получила в университете поддержку «административного ресурса», то Леонов, по мнению наблюдателей, в большей степени пользуется поддержкой профессорско-преподавательского состава, особенно той его части, которая ориентирована на научную деятельность. Во многом это объясняется развитием под руководством Леонова в последние годы грантовских проектов при содействии Минобрнауки РФ, обеспечивших университету дополнительное финансирование научной деятельности. Так, последний грант на проект «Совершенствование и развитие инновационной инфраструктуры УдГУ» позволил получить вузу на первом этапе его реализации 30 млн руб. федеральных средств, две трети из которых были направлены на приобретение оборудования, одна треть - на собственно научные изыскания с участием порядка ста сотрудников.


Однако, как ни парадоксально, именно развитие системы научных грантов стало инструментом, с помощью которого на профессора Леонова сегодня оказывается жёсткое давление. 23 марта, то есть на следующий день после отказа Бунтову аттестационной комиссией и превращения Мерзляковой в одного из двух основных кандидатов на пост ректора, в кабинете Леонова появились сотрудники полиции из ОБЭП и потребовали проехать с ними «для опроса» в их офис по адресу: ул. Ленина, 101. С 23 по 30 марта допросам были подвергнуты около десятка сотрудников университета, включая представителей профессорского состава, участвовавших в реализации проекта по гранту Минобразования, некоторые, как передают, прошли через оскорбительные замечания полицейских. От опрашиваемых требовали дать компромат на Леонова. В объявлениях, распространённых в университете сочувствующими Николаю Леонову сотрудниками, эти факты были расценены как попытка оказания давления на кандидата на должность ректора.


Сам Леонов в этот период неоднократно подвергался допросам без предъявления каких-либо конкретных оснований для подобных действий. 29 марта его не дождались на выборных встречах коллективы трёх факультетов, потому что всю первую половину дня проректор по научной работе провёл в ОБЭП, где неожиданно был произведён досмотр его одежды и портфеля с изъятием рабочих бумаг. Вечером того же дня полицейские совершили обыск рабочего кабинета профессора Леонова под предлогом того, что им поступил «сигнал» о совершении в этом помещении какого-то правонарушения. Опять были изъяты документы, а также два компьютера.


Тем не менее, несмотря на давление, наблюдатели по-прежнему оценивают позиции профессора Леонова в борьбе за ректорскую должность как достаточно сильные в связи с поддержкой в научно-ориентированной среде. Программные тезисы всех кандидатов опубликованы на сайте УдГУ, однако вряд ли именно они будут определять мотивы голосования выборщиков. В программах обоих основных кандидатов обозначена проблема необходимости оптимизации раздутой структуры административного аппарата и перераспределения ресурсов и внимания в сторону профессорско-преподавательского состава. Достаточно сказать, что, несмотря на резкое сокращение за последние 5 лет количества обучающихся в УдГУ с 27 до 20 тысяч человек (с учётом заочников), численность административно-управленческого персонала только возрастала, а вместе с ней почему-то возрастали и объёмы почасовой нагрузки на преподавателей. Из почти 3000 сотрудников УдГУ численность собственно профессорско-преподавательского состава составляет сегодня лишь… около 950 человек. При этом зарплаты таковы, что вынуждают преподавателей заниматься многочисленными подработками «на стороне». Кандидат Леонов уже успел чётко обозначить своё намерение в случае победы на выборах сократить с 12 до 6 количество проректоров с их вспомогательным штатом, в то время как Галина Мерзлякова воспринимается всё-таки как представитель в большей степени «бюрократической» партии, от которой не ждут каких-то новых перспективных проектов в научно-образовательной сфере.


Конференция выборщиков, на которой состоится тайное голосование по всем трём кандидатам, назначена на 9 апреля. Состав выборщиков уже определён, но сегодня сказать что-то определённое об их предпочтениях сложно. Из 285 выборщиков, благодаря принятым нормам представительства, большинство, около 170 человек, составляют преподаватели, несколько десятков - представители студентов, остальные - это учебно-вспомогательный и административно-управленческий персонал. «Административный ресурс» в формировании списка выборщиков в отношении преподавательского состава достаточно ограничен - кафедры и факультеты сами определяют, кто их представляет, и даже заведующие кафедрой далеко не всегда готовы некритично воспринять позицию университетского руководства. Между тем в преддверии судьбоносного голосования 9 апреля в стенах университета уже родился и имеет популярность злободневный анекдот: «Выборы ректора УдГУ решат: работать для Галочки или не для галочки».