2.jpg


Попадая на выставку «Звуковая оптика», теряешься. Входишь в двери и оказываешься словно в другом мире: полутёмное пространство просторного зала, с разных сторон которого слышатся тревожные или, наоборот, мелодичные звуки; люди, будто порхающие мотыльки, медленно передвигаются на таинственный свет экранов.


Всего здесь представлено восемь инсталляций - самые интересные работы в области объединения звука и образа, по мнению куратора выставки Марии Пуниной (Государственный центр современного искусства, Москва). Четыре работы инсталлируются на телевизионных экранах, четыре - проецируются на стены. Надеваешь наушники и посреди зала, наполненного людьми, остаёшься наедине с музыкой, которая приоткрывает иной смысл картинки на экране. Для «широкоэкранных» работ созданы мини-кинозалы - несколько танкеток или же стулья, составленные в ряды. Но и это не мешает сосредоточиться на инсталляции и быть с ней один на один.


Среди представленных работ самая «древняя» - документальные фильмы из проекта Андрея Смирнова «Поколение Z». Погрузившись в неё, можно узнать, как рождался синтетический звук в далёкие 20-30-е годы. Центральное место экспозиции занимает сложная и глубокомысленная работа группы AES + F «Пир Трималхиона». Это, пожалуй, самая дорогостоящая и грандиозная работа на выставке. Четыре художника творческой группы (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и присоединившийся к ним впоследствии Владимир Фридкес) через античную образность рассматривают проблемы современности.


Они создают остров удовольствий, на котором есть роскошный отель, куда приезжают люди, чтобы насладиться всеми физическими благами. Видна связь с нашим современным обществом потребления.


Художники создали фильм с помощью сорока тысяч фотографий, плавно соединяя их благодаря компьютерной графике. Из-за отсутствия части фрагментов люди начинают двигаться по-другому. Сами движения, жесты людей становятся более чёткими, акцентированными, но сглаживание фотографий компьютерной графикой дарует пластичность и нереальность происходящему. Люди в фильме похожи на античные греческие статуи и рисунки: величественные позы, жесты, взгляды.


Это такой нравоучительный фильм, ведь всё заканчивается катастрофой - огромная волна погружает остров роскоши в морскую пучину. Смысл работы можно понять через сюжет - увидев большую волну, от которой бегут, пытаясь спастись, гости отеля, но можно также и через музыку. Поэтому не нужно смотреть фильм от начала и до конца, достаточно пяти минут, чтобы получить отвращение от представленной на экране роскоши. Композитор Павел Корманов в саундтреке соединил свою концептуальную композицию, исполняемую на бутылках пива, с фрагментами «Траурного марша» из Седьмой симфонии Бетховена и с «Кончертанте» Моцарта. В итоге получились какие-то какофонические созвучия, которые, несмотря на несочетаемость, заставляют остановиться и в течение некоторого времени смотреть на экран.


Ещё одна сложная работа, представленная на выставке, - «Послеполуденный отдых Баха» Владимира Смоляра. Сначала видишь абстрактные чёрные и белые пятна, под медленную, тягучую музыку пятна становятся всё меньше и меньше, пока не появляется фотография. Звуковой ряд представляет собой соединение баховской традиции с минимализмом. Под музыку Владимира Мартынова можно за несколько минут открыть в себе способность видеть вещи от «в мельчайших деталях» до «картинки в целом».


Кроме столь сложных работ, в которых есть какой-то потаённый смысл, были инсталляции из разряда «понаслаждаться». Например, можно было услышать древний звук Ритуального Инструмента благодаря инсталляции Владимира Тарасова «Гобустан». Или под фортепиано и виолончель насладиться вечерним бульваром с 19.00 до 20.00 - инсталляция Александра Петтай. Самыми, по моему мнению, «добрыми» оказались небольшие работы Александры Митлянской, которая в основу своих инсталляций положила способность видеть в простых вещах, окружающих нас, чудо. Вот обычная газовая горелка, которая то зажигается, то гаснет. Вроде ничего особенного. Но если наденешь наушники, то от этой газовой горелки невозможно будет оторваться - звучит «Концерт №1» Чайковского. Ощущение гармонии и покоя разливается по телу. И хочется слушать и смотреть ещё и ещё. А рядом другой экран - там звучит «Танец маленьких лебедей». Слушаешь и невольно улыбаешься, чуть ли не смеёшься, потому что на экране душ, а из него струйки воды то вытекают, то (с помощью перемотки) втекают.


Экспозиция растянута во времени: чтобы полностью просмотреть все инсталляции, нужно потратить часа полтора - слишком много для современного человека, который всегда куда-то спешит. Но вот в чём парадокс: сколько бы времени ты ни провёл на выставке, тебя снова туда тянет.