Бывший глава посёлка Грахово Анатолий Чернышев, вступивший в конфликт с местной правоохранительной «мафией», теперь занимается разведением кур. Можно сказать, что легко отделался.




О том, до чего может довести дружба главного полицейского с прокурором в районе, от которого до столицы республики три с половиной часа езды, наглядно свидетельствует трагическая судьба бывшего егеря Анатолия Кушкова. Его, как считают местные жители, друзья-правоохранители несправедливо обвинили в браконьерстве и закрыли в СИЗО, где, доведённый до отчаяния, егерь покончил с собой. Сегодня по иронии судьбы в том же СИЗО оказался один из его обидчиков. Второй - прокурор Клюев - шлёт в местные газеты статьи, в которых пишет, что результатами своей работы на посту районного прокурора удовлетворён. Об этих «результатах», видимо, можно написать не один материал. Вот одна из таких историй.


О драматических моментах своей личной борьбы с распоясавшимися правоохранителями, решившими, очевидно, что это «их район», мне рассказал Анатолий Чернышев, бывший теперь глава МО «Граховское».


Выпускник исторического факультета Глазовского пединститута Чернышев в Граховском районе работает с 1991 года. Здесь выросли двое его детей. Младший сын учится в 10 классе, дочь - студентка. Во главе райцентра Чернышев в разных должностях без перерыва с 2003 года. По словам хорошо знающих его коллег, Анатолий – грамотный специалист, которому проблемы посёлка известны как свои пять пальцев, порядочный и добродушный человек.


Позитивные характеристики не спасли его от проблем с «представителями закона». Придирки со стороны правоохранителей начались в конце зимы 2010 года – тогда появились первые административные протоколы о ненадлежащей расчистке дорог, что, по большому счету, вообще не входило в прямую компетенцию главы посёлка. Но вместо того, чтобы повиниться, Анатолий Чернышев успешно оспорил прокурорские протоколы в Верховном суде УР. Это и стало его «ошибкой». Весной, видимо, в качестве ответной меры со стороны возмущённого прокурора было возбуждено уголовное дело, связанное с якобы незаконным трудоустройством безработных по направлениям службы занятости. Данное уголовное дело, считает Чернышев, полностью сфальсифицировано, высосано из пальца, это месть за обжалование им противозаконных действий прокурора. Поначалу Чернышев проходил по этому делу как «свидетель», но следом ему уже «шили» новое обвинение - в постройке бани не тех размеров. Переполошили полпосёлка, обмеряя рулеткой не оконченное строительством здание.


Летом допросы с пристрастием всё по тому же «делу о безработных», которые проводил следователь из Ижевска, довели главу посёлка до гипертонического криза. И уже осенью 2010 года бывший «свидетель» внезапно стал единственным обвиняемым. Притом что, как следует из материалов дела, Анатолий Чернышев никакой материальной выгоды из этого не извлёк и инициатива трудоустройства безработных исходила не от него. Никто не оспаривает, что работы по программе службы занятости (на суммы 30 тысяч, 58 тысяч…) на самом деле были произведены. Но прокурор Станислав Клюев «копает» глубоко – он трактует термин «благоустройство» как исключительно уборку мусора, озеленение и только. Так чем же «поживился» «коррупционер» Чернышев? По мнению гособвинения, он получил выгоду нематериального характера – выслужился перед бывшим главой администрации района Гладковым, который к началу судебного процесса давно уже покинул свою должность.


В декабре 2011 в дом Анатолия Чернышева пришли с обыском. Глава посёлка сам слышал, как следователю из можгинского следственного комитета по мобильному телефону давал указания лично прокурор Клюев – «Ищите компьютеры!». Что надеялся найти прокурор Клюев в памяти домашнего персонального компьютера главы посёлка? Чернышев полагает, что компьютер хотели изъять, чтобы доказать его причастность к публикации о «делишках» преступной компании местных правоохранителей. Но ведь его в этом не обвиняли!


Сегодня это дело рассматривается в суде – Анатолию Чернышеву инкриминируют сразу три статьи – ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество), ч. 2 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и ч. 2 ст. 292 (служебный подлог). По данным статьям УК РФ ему может грозить реальный срок лишения свободы. Мне довелось прослушать аудиозаписи с первых судебных заседаний. В глаза бросается тенденциозность судьи Валентины Медведевой – все ходатайства защиты почему-то отклоняются, а ходатайства прокурора, в том числе даже нелепые и, можно сказать, наглые, напротив, удовлетворяются.


К примеру, прокурор Клюев ходатайствует о ведении видеосъёмки в ходе заседания – пожалуйста!


Вот прокурор Клюев просит изменить установленный законом порядок слушаний и ещё до представления доказательств заслушать характеристику на подсудимого. Характеризующие материалы не играют решающей роли в уголовных делах, но здесь был важен «пиар» - прокурор обвиняет! И это можно показать, прокрутив отснятую в суде видеозапись! Мне за 20 лет сидения в судах не пришлось видеть, чтобы свидетели обвинения ссылались на 51-ю статью Конституции РФ, то есть отказывались давать показания. Очевидная норма – статья 51 разрешает не свидетельствовать против себя и близких родственников. Однако эти свидетели должны были свидетельствовать против подсудимого, не состоящего с ними в родстве. Абсурд, но судья удовлетворяет, удовлетворяет, удовлетворяет…


По словам Чернышева, в деле имеются просто вшитые чистые пронумерованные страницы, есть страницы протоколов допроса с откровенными подчистками, есть копии, заверенные одним следователем и т.д.


Самое пикантное, что после скандала с главным полицейским района и последовавшей после ареста Сергея Бондарева добровольной отставкой его приятеля - прокурора Станислава Клюева (говорят, сейчас он проживает в Можге и планирует устроиться в адвокатуру) очевидно «сшитое» на Анатолия Чернышева уголовное дело не рассыпалось в прах. Наоборот, прокуратура в лице новых своих районных начальников продолжает разыгрывать «борьбу с коррупцией». Хотя никто в посёлке не сомневается в сути происходящего - оскандалившиеся правоохранители просто решили показать, кто в Граховском районе реальная власть, и поставить слишком независимого главу посёлка «на место».


Постскриптум


Вердикта суда по «делу Чернышева» ещё нет, но кабинет главы посёлка Анатолий вынужден был покинуть. Сегодня он занимается личным подсобным хозяйством – выращивает на продажу элитных кур-несушек.


Пока куры расходятся не очень бойко. Но Анатолий не унывает – ищет оптового покупателя и нахваливает уникальные свойства своих цыплят - относительно рано начинают нестись, яйцо какой-то невиданной величины. До позднего вечера на его подворье за курами идёт народ. Две козы с козлятами, поросёнок, больше тысячи цыплят – хозяйство сложное, хлопотное. Поэтому Анатолий Чернышев встаёт, как настоящий крестьянин, в пять утра. Правда, вечера предпочитает проводить за компьютером, по скайпу общается с дочерью, узнаёт, что творится в мире. Он честно признаётся, что был момент, когда совсем отчаялся и хотел бросить всё и бежать из этого «медвежьего угла», но столько сил, души вложено в прежнюю работу, в свой дом, усадьбу. Поэтому решил - он останется здесь жить, как честный гражданин и патриот своего края. А бегут пусть те, у кого проблемы с совестью и законом.