Братья Меликовы в удмуртских Дебёсах ведут себя как реальные хозяева этого районного центра.



Как часто бывает в таких случаях, массовая драка началась со случайной бытовой ссоры. В субботний день, 23 июля, в самом центре Дебёс, между автостанцией и расположенным напротив магазином «Каспий», схватились, по свидетельству очевидцев, около двух десятков мужиков. Противоборствующие стороны, как их сейчас деликатно именуют в суде, – «лица кавказской национальности» и «лица со славянской внешностью».


На днях в Дебёсском районном суде под председательством судьи Елены Сундуковой начался процесс по обвинению одного из участников инцидента, азербайджанца Юсифа Меликова, в совершении преступлений по двум уголовным статьям – умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью в отношении двух и более лиц (ст. 112 УК РФ) и угроза убийством, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (ст. 119 УК).


Как следует из показаний участников драматических событий, компания проживающих в Игре и Ижевске мужчин отправилась отдыхать на чепецкие пороги, в место, называемое местными жителями «Куиньсерго» («Три угла»). Это мирное путешествие было прервано телефонным звонком приятеля, сообщившего, что один их общий знакомый, Иван, накануне был избит в дебёсской шашлычной «Шоколад» за то, что вступился за своего друга, на голове которого была сувенирная тюбетейка, не понравившаяся нападавшим. Двое из компании отправились к пострадавшему, лежавшему со смещением шейных позвонков в районной больнице. От него они и услышали имена обидчиков – осевших в Дебёсах братьев Меликовых - Ровшана и Юсифа. Узнав обстоятельства драки, решили по-мужски разобраться.


По их словам, оснований сомневаться в словах их приятеля Ивана у них не было. Прибыв к магазину «Каспий», который, как и шашлычная «Шоколад» в Дебёсах, принадлежит Юсифу Меликову, один из мужчин, Егор, вошёл в служебное помещение с целью мирно объясниться о случившемся накануне. Но, спровоцированный грубой бранью лежавшего на диване старшего из братьев Меликовых, Асифа, не сдержался и ответил ударом. Дальнейший ход событий разные стороны представляют по-разному. По версии азербайджанцев, семь или восемь человек нападавших в помещении площадью три на четыре метра избили Асифа Меликова и якобы намеревались увезти его на машине, чтобы убить. Когда он вырвался и стал убегать, преследовали его на улице.


По версии «лиц славянской внешности», как их называют в суде, Асиф получил лишь несколько ударов – в бровь, в губы и в ухо. После чего хозяин «Каспия» отправился в сторону Дебёсского отдела полиции, расположенного в двухстах метрах от магазина Меликовых. Вдогонку кто-то из «славян» разбил заднее стекло в автомобиле азербайджанца. Этот эпизод потом лёг в основу другого уголовного дела, где «лица славянской внешности» проходят уже как обвиняемые. Сейчас в Верховном суде Удмуртии решается вопрос о его территориальной подсудности.


Апогей инцидента наступил, когда с противоположной стороны от торгового центра «Удмуртия» (также принадлежащего Меликовым) против ехавших на отдых полуголых (в одних шортах и сланцах) «славян» вышел другой брат, Юсиф, с топором в руке с группой «лиц кавказской национальности», вооружённых металлическими «уголками», обрезками трубы, ножом. В суде по этому моменту драки возникли расхождения в показаниях. Свидетель со стороны азербайджанцев утверждал, что Юсиф был один, и не с топором, а с мобильным телефоном в руках. В пересказах «славян» топор Юсифа буквально летал над толпой, и если бы не их быстрая реакция, то столкновение, возможно, закончилось бы не двумя рублеными ранами и одной черепно-мозговой травмой, а как минимум двумя трупами. Определяя численность азербайджанцев, Егор и его друзья говорят, что азербайджанцев было в разные моменты от трёх до шести-восьми человек. «Рубились» до прибытия наряда полиции минут десять. Итог драки - удар обухом по голове и рубленая рана кисти левой руки у Егора.


Сотрудники полиции, как рассказывают очевидцы, без особого энтузиазма уговаривали стороны разойтись, и прямо в ходе этих мирных переговоров Юсиф ударил топором в правый бок Александра, ещё одного участника инцидента со стороны «славян». К этому моменту от районного отдела полиции подъехал второй экипаж, а следом пешком подошёл начальник отдела Валерий Лекомцев. Дело пошло к развязке.

Правда, развязка оказалась какой-то странной. По единодушному мнению выступавших в суде, «славяне» добровольно проследовали в отделение для разбирательства и написания заявлений о нанесении им телесных повреждений. После чего из окон полиции наблюдали, как азербайджанцы в присутствии стоящего неподалёку главного районного полицейского Валерия Лекомцева начали громить их автомобиль.


Возмущённые такой картиной приезжие «славяне» начали трясти решётку. Но тут выяснилось, что все они уже являются «задержанными». Ближайшие несколько дней задержанные провели под замком в Дебёсском ИВС. Затем судья Елена Сундукова вынесла решение об избрании им меры пресечения в виде домашнего ареста. Между тем первый «порубленный», Егор, к тому времени уже находился в Центральной больнице УФСИН, расположенной в ИК-8 в Хохряках. Жена Егора, приехавшая в Дебёсы в тот же день, была в ужасе от состояния мужа – он терял сознание, бредил. Лишь на следующее утро с большим трудом ей удалось добиться от полицейских, чтобы они дали бумагу для заявления и зарегистрировали его должным образом. Никакой реакции на это заявление и ещё 2-3 жалобы так и не последовало. Только в сентябре Прокуратура УР, опять же избегая ответа по существу, невнятно отписала, что «проверка проведена». Изолированный от остальных участников драки, Егор полтора месяца в общей сложности провёл в заключении, безуспешно пытаясь добиться полноценного обследования на предмет последствий полученной им черепно-мозговой травмы. Остальным Верховный суд УР в начале августа, рассмотрев кассационную жалобу, отменил «домашний арест».


Странно, но за всё это время никто из «славян» не смог добиться возбуждения уголовного дела в отношении Юсифа Меликова, махавшего топором и руководившего, по словам «славян», погромом их автомобиля.


Да и сам топор как вещественное доказательство исчез, несмотря на присутствие на месте происшествия нескольких сотрудников полиции во главе с их начальником Валерием Лекомцевым. Теперь в суде дотошно выясняют, как выглядел этот топор, его размер, цвет рукоятки, длину лезвия… Обычный, говорят, был топор. Топор как топор.


Дело удалось возбудить только в сентябре 2011 года. Кстати, по свидетельству очевидцев, районный прокурор Николай Овчинников, одетый в спортивный костюм, в день драки был на месте происшествия и тоже, наверное, наблюдал, как «лица кавказской национальности», не стесняясь присутствия блюстителей закона, безнаказанно крушили иномарку приезжих.


Из трёх уголовных дел, заведённых в связи с инцидентом (избиение азербайджанцами жителя Дебёс Ивана, ответное нанесение побоев Асифу Меликову, а также по факту нанесения вреда здоровью средней тяжести и угрозы убийством со стороны Юсифа Меликова в отношении шести обвиняемых по предыдущему делу), в суде пока находится только последнее. По фактам порчи автомобилей дел не возбуждали, видимо, сочтя, что разбитое стекло меликовской «Мазды» компенсируется изувеченным на глазах полицейских автомобилем «славян». Сегодня подсудимый Юсиф Меликов находится под подпиской о невыезде.


Из оглашённого в суде обвинительного заключения выяснилось, что Юсиф Меликов не первый раз имеет проблемы с законом. В период с 2003 по 2009 год его четырежды судили в Дебёсском районном суде. Среди его «подвигов», в частности, статья 213, ч. 3 УК РФ (особо злостное хулиганство, совершённое в отношении представителей органов власти). По ней Меликов отделался условным наказанием на срок пять лет, но через четыре года снова предстал перед судом, на этот раз по ст. 319 УК РФ (публичное оскорбление представителей органов власти, находящихся при исполнении служебных обязанностей). Наказание - штраф в размере 4 тыс. рублей. Спустя полгода ещё один приговор - по ст. 116, ч. 1 УК РФ (побои, не повлекшие последствий). И опять штраф - 5 тыс. рублей. В феврале 2009 года Юсиф Меликов снова привлечён к суду по той же 319-й статье. Вынесенный по приговору штраф в размере 7 тыс. рублей был уплачен им лишь в сентябре 2011 года. На вопрос судьи, каким было наказание по его прошлым уголовным делам, Юсиф Меликов без смущения сказал, что не помнит.


К корреспонденту «Д» в Дебёсах подходили простые жители, интересовались, как проходит судебный процесс. И выражали большие сомнения в том, что на этот раз дело обернётся для Юсифа чем-то более серьёзным, чем прежде. Это, конечно, обывательское мнение, но сформировалось оно на основании многолетних наблюдений за тем, что вытворяли в Дебёсах «неприкасаемые» братья, не получая почему-то должного отпора ни от органов правопорядка, ни от местной власти. Посмотрим. На 25 апреля в суд вызван ряд свидетелей, предстоит заслушать материалы дела, в том числе заключения медицинских экспертиз о характере и тяжести травм, полученных пострадавшими с обеих сторон конфликта.




1v.jpg

1n.jpg

1c.jpg