1.jpg




За дверью - темнота. Неуверенно озирающимся по сторонам посетителям при входе выдают фонарики, тем самым ещё более нагнетая таинственность на всё происходящее вокруг. Набравшись смелости и переступив-таки порог галереи, попадаешь в абсолютно другое, незнакомое для тебя время и пространство, мрачное и зловещее. Освещая себе путь фонариком, я начинаю несмело продвигаться вдоль стен, осторожно выхватывая из темноты изображения главного героя выставки - поместья-призрака Gentzrode. Собственно, выставкой всё происходящее назвать трудно. Это арт-перформанс, стирающий границы реального, дающий возможность погрузиться в мир другой эпохи и попытаться прочувствовать её гнетуще-устрашающую атмосферу. Теперь же немного подробнее о главном объекте выставки - Генцроде.


На снимках, представленных вниманию посетителей, - заброшенное поместье прогрессивного мыслителя и мецената, купца Александра Генца, расположенное в семи километрах от города Нойруппин в Восточной Германии. На его территории располагались до лета 1991 года 1-й и 2-й дивизионы, а также штаб 112-й ракетной бригады группы советских войск в Германии. На сегодняшний день территория находится в частном владении.


«Моя первая часть жизни прошла именно на территории этого штаба. Я засыпала под марш войск. Первые мои шаги были сделаны на этой площадке», - вспоминает автор выставки. В помещении галереи Александра Вишнякова попыталась максимально точно воссоздать и передать все те ощущения и переживания, обуревавшие её в момент последнего посещения поместья. Тридцать три фотографии, сделанные с помощью камеры iPad, выключенный свет, необычная музыка, разбросанное по полу сено - всё выстраивается в целостный образный ряд, полностью поглощая внимание гостей выставки.


Фотографии, обрамлённые огромными чёрными рамами, похожи на окна. Выхваченные из темноты, они приковывают к себе всё внимание, и зритель абсолютно растворяется в увиденном. Ощущение, как будто оказываешься в одной из тёмных заброшенных построек и тусклым светом фонаря выхватываешь обрывки гнетущих пейзажей за окном, соединяя тем самым кусочки увиденного в единую панораму.


Представленная экспозиция циклична: начиная с дороги, ты к ней же и возвращаешься - что, если честно, не может не радовать. Это даёт надежду на то, что ты сможешь наконец покинуть это зловещее место и тёмными, но спасительными тропами выбраться в реальный мир. Я невольно ловила себя на мысли, что прохожу по периметру помещения уже не в первый раз. Кольцевая композиция помогает преодолеть пространство и подтверждает непрерывный ход времени.


Удивительно, фонарики, выдаваемые перед погружением в таинственный и мистический мир Генцрода, призванные преодолевать сумрак времён и истории, особым способом воздействуют на пространство. Люди, пришедшие на выставку, выхваченные светом фонаря, растворяются и плывут мимо словно видения, призраки прошлого, отбрасывая тени на стенах, оставляя свои следы в истории… И постепенно от лёгкого страха и неприятия пространства приходит осознание важности и ценности каждой человеческой жизни.