Виктор Жаров очень долго считал себя неподсудным.



Главный врач РОКБ Минздрава Удмуртии, главный офтальмолог УР, заведующий кафедрой офтальмологии Ижевской медакадемии, член Общественной палаты УР, доктор медицинских наук Виктор Жаров был взят с поличным в собственном кабинете 22 апреля 2011 года. Долгое время его статус был не определён: на протяжении двух месяцев его отсутствие полуофициально объясняли «больничным», в июле Жаров сам заявил «Д», что выйдет на работу в самое ближайшее время, и лишь в октябре его уволили окончательно. Версия следствия: с апреля 2010 года по апрель 2011-го главврач ежемесячно собирал с частных арендаторов офтальмологии, ООО «ЭКСИ», по 50 тыс. рублей якобы для «заноса» министру Музлову, утверждая, что в противном случае выгодный договор аренды может быть расторгнут. Для вывода средств на эти цели в «ЭКСИ» назначалось вознаграждение членам совета директоров. По той же версии, полученные деньги главврач присваивал, обманывая, таким образом, потерпевших (ч. 3 ст. 159 УК РФ). Три месяца назад, 1 марта, дело было направлено в суд.


Уже на первом, «установочном», судебном заседании в первую неделю апреля стало ясно, что рассмотрение дела много времени не займёт. За несколько дней в начале мая в процесс под председательством судьи Елены Дементьевой успели вызвать всех (обоих) свидетелей обвинения – главу Минздрава и бухгалтера, сообщившего о подробностях передачи денег Виктору Жарову. После этого гособвинитель приступила к чтению протокола расшифровки диктофонных записей, сделанных гендиректором ООО «ЭКСИ» Валерием Волковым в апреле 2010 года и впоследствии изъятых сотрудниками УФСБ. На последнем заседании по делу Жарова в прошедший понедельник, 4 июня, корреспондент «Д» застал участников процесса именно за этим занятием.


У стороны защиты общение с прессой не заладилось с самого начала. Ещё в июле 2011 года, когда обвинение официально не было предъявлено, доктор Жаров лично пытался телефонным звонком воспрепятствовать выходу самой первой публикации «Д» на эту тему, угрожая судебным разбирательством. Теперь же, непосредственно в помещении суда, адвокат обвиняемого Владимир Кафаров не нашел ничего лучше, чем угрожать физически. «Я у тебя камеру сейчас отберу, - заявил этот седой солидный джентльмен в ответ на попытки сфотографировать подсудимого в ожидании процесса. – Отберу. И разобью».


Свою позицию адвокат Кафаров объяснил нежеланием «частного лица» фотографироваться и даже попытался заинтересовать этим судебного пристава. Но тот, поскольку никаких законных оснований для запрета съёмки быть не могло, ограничился пожеланием - «здесь снимать ничего не надо, договорились?», после чего ретировался от скандального защитника на своё рабочее место в коридоре и дальнейшей съёмке не препятствовал.


Судья открыла слушания, и сотрудница прокуратуры продолжила оглашение расшифровок переговоров. Главные действующие лица с аудиозаписей – двое мужчин, в которых потерпевший Валерий Волков признал главврача Жарова и себя самого. Разговоры о работе центра «ЭКСИ» перемежаются с обсуждением ежемесячных «сроков подачи министру» в размере 50 тыс. рублей (и сумма, и фамилия министра в записи упомянуты). «Хочу задать вам один крамольный вопрос, - говорит мужчина, определяемый как директор «ЭКСИ» Волков. - А может, мы как-нибудь исключим его?» «Извините, а как это сейчас?» - недоумевает мужчина, идентифицированный как доктор Жаров. «Нет, ну имею я право задать этот вопрос?» - «Задать вы можете. Но я отвечу вам однозначно: нет. Я думаю, тогда, понимаете, это будут некоторые вопросы, связанные, может быть… с пребыванием в помещениях РОКБ. Эта арендная плата, как вы понимаете, она совсем другая». После перерыва настало время прослушать саму запись, но выяснилось, что все участники процесса с ней уже ознакомлены, и эту процедуру решено было пропустить. Сторона защиты не возражала.


Подсудимый Жаров и его представители, отвергая виновность, выдвигают свою версию произошедшего, суть которой в следующем. Во-первых, частную компанию «ЭКСИ» и доктора Жарова связывали не только договорные отношения по аренде, но и деловые – по родству: супруга главврача РОКБ Анна Жарова была одной из участниц ООО «ЭКСИ» с долей порядка 5 процентов уставного капитала. Во-вторых, деньги, переданные из средств «ЭКСИ» Виктору Жарову и фигурирующие теперь как сумма ущерба владельцам общества, на самом деле якобы были платой за долю Жаровой, решившей выйти из состава учредителей.


Как заявил в заседании 4 июня второй потерпевший, совладелец ООО «ЭКСИ» Вячеслав Серов, эта версия изначально несостоятельна, так как такая продажа противоречила бы законодательству. По его словам, Жарова не могла получить выкуп за свою долю в обществе – ни целиком, ни по частям, – не подав соответствующее заявление его руководству, чтобы другие участники ООО «ЭКСИ» могли воспользоваться своими преимущественными правами. Законный порядок не был соблюден, более того, в мае 2011 года, то есть уже после уплаты всех денег и возбуждения уголовного дела, Анна Жарова действительно написала заявление о выходе из общества с требованием уплаты полной стоимости своей доли. Это должно было означать попытку дважды продать одно и то же имущество, что, по мнению Вячеслава Серова, делает версию защиты абсурдной. Кстати, говоря о мотивах действий Жаровых, он упомянул любопытную деталь: по словам потерпевшего, только с января по март 2011 года главврач государственной клиники положил на банковские депозиты в общей сложности 2,5 млн рублей.


О том, каковы могут быть источники подобных доходов, «Д» писал в прошлом году. За долгое время пребывания доктора Жарова на посту главного офтальмолога Удмуртии его близкие родственники прочно закрепились в коммерческом секторе соответствующей отрасли медицины.


Жена Анна Николаевна, как уже было сказано, выступала участником ООО «ЭКСИ» (фактически, по информации от руководства компании, интересы семейства представлял супруг, хотя сам доктор Жаров это отрицает), дочь Алла Викторовна (Егорова), заведующая центром лечения близорукости РОКБ, до недавнего времени фигурировала в интернет-каталогах как руководитель ООО «Академия Оптики» (салон очков и контактных линз на ул. Советской, 7, где «Аллу Викторовну» хорошо знают и советуют искать в РОКБ), а сын Жарова, по информации источника «Д», имеет прямое отношение к ООО «Офтальмик», сдающему в аренду Республиканской клинической больнице Минздрава УР оптические операционные микроскопы.


Не говоря уже о центре глазной медицины «иЖВижн», который возглавляет Сергей Точилов - супруг Елены Точиловой, при Жарове считавшейся в РОКБ его «заместителем по коммерческой деятельности».


Из этого списка предприятий, который можно продолжать, ООО «Офтальмик» особенно интересно. Это первая из коммерческих фирм, ассоциированных с семейством Жаровых, достоверно причастная уже к непосредственному освоению бюджетных средств в офтальмологии. Согласно сведениям официального сайта госзакупок, последний из заказов РОКБ был отдан ООО «Офтальмик» в марте 2012 года – аренда трёх офтальмологических микроскопов и одного микроскопа ассистента обошлась бюджету почти в 800 тыс. рублей. Сумма аналогичных заказов, доставшихся этой компании только с прошлого ноября, составила более полутора миллионов. В это время Виктор Жаров уже не был руководителем клиники, однако Елена Точилова продолжает работать. Главврачом же назначена Галина Кузнецова – супруга министра образования УР.


В начале апреля редакция «Д» направляла главврачу Кузнецовой информационный запрос, касающийся практики заключения госзаказов с фирмами, контролируемыми родней доктора Жарова. Ответа не последовало. По телефону Галина Кузнецова пояснила, что запрос получен, находится «где-то у юристов», но ответа, скорее всего, не будет в связи с тем, что «День», по её мнению, «не официальная газета». Тем не менее ситуацию с ООО «Офтальмик» главврач прокомментировала. «Мы разрываем с ними… то есть договор у нас заканчивается, - сообщила она. – Все обязательства свои мы выполняем и больше на себя не берём. Больше мы по аренде оборудования сотрудничать не намерены». Насчёт родственных связей учредителя «Офтальмика» с Виктором Жаровым Галина Кузнецова поговорить отказалась, сославшись на то, что это «не в её компетенции».


Так или иначе, если уголовное дело доктора Жарова – ООО «ЭКСИ» и дошло до суда, то к рассмотрению всей системы коммерции, связанной с именем бывшего главного офтальмолога, правоохранительные органы пока даже не приступали. Нет явной реакции и со стороны руководства Удмуртии: достаточно сказать, что, несмотря на обвинения в мошенничестве «именем министра», Виктор Жаров по-прежнему заведует кафедрой офтальмологии в ИГМА. В среду, 6 июня, по делу Жарова должны начаться судебные прения. Суд может удалиться в совещательную комнату для вынесения приговора ещё до конца этой недели.




6_.jpg