В США разработчики оружия становятся миллионерами. В России - брендами.  О том, что миллионер Юджин Стон (справа) - разработчик винтовки М16, не знают даже американцы. Михаила Калашникова (слева) узнают во всем мире.




«Я на днях о наш бренд чуть заднюю подвеску не оторвал. Может, так: Ижевск - город, из которого хочется уехать? Или Ижевск - город супермаркетов? А вообще душняк же. Консервная банка» - так о бренде города мне говорил один мой знакомый.


Душняк


Тема брендов городов стала очень популярна, потому что выяснилось, что люди живут там, где им нравится. Людям не нравится жить в грязных, тёмных городах без парков и с разбитыми дорогами. Может, поэтому многие хотят уехать из Ижевска? Людям не нравится жить в странах с высокой коррупцией и ограниченными свободами. Может, поэтому многие хотят уехать из России? Что же делать - лепить бренд или бороться с коррупцией?


Читая многочисленные дискуссии о бренде Ижевска, Удмуртии и т. д., я понял, что есть несколько неясностей. Непонятно, кто должен заниматься созданием бренда: чиновники, бизнесмены, жители города. Непонятно, как выбрать направление: Калашников или электронная музыка, мультикультурность или кино и так далее. И наконец, непонятно, нужен ли вообще бренд или лучше ремонтом дорог заняться.


«AN-2», «АК-47», «Стук Бамбука в 11 Часов», «РяБа Мутант», «Бурундук Квартет» - это всё названия ижевских музыкальных групп, игравших электронную музыку. В 90-е годы мы были признанной столицей электронной музыки. «Процесс производства электронной музыки в те времена был менее доступен, чем сейчас, тогда нужно было доставать различные железяки (сэмплеры, драм-машины, синтезаторы и т.д.). И так получилось, что музыкантов, у которых был интерес ко всем этим «железякам», в Ижевске оказалось больше, чем в других городах. Либо просто было проявлено больше внимания к ижевским музыкантам. Тогда Ижевск и выстрелил», - рассказывает музыкант Евгений Loggerhead. А потом все разъехались, потому что поняли, что в других городах возможностей куда больше. Так Ижевск утратил свою «столичность». А из этого можно было попытаться сделать бренд.


Мог ли сохранить? Очевидно, да, если бы этим музыкантам создали такие условия, чтобы они остались. Вероятно, в этом и есть ответ на один из вопросов. Власть и бизнес не могут сами выдумать бренд. Бренд - это в первую очередь то, что любят сами горожане. Чиновники и предприниматели должны лишь зорко наблюдать за тем, что нам нравится в городе, что мы любим, и стараться помочь воплотить мечты, сформулировать чувства, помогать нам реализовать свои идеи. Интересно, а когда мы были столицей электронной музыки, «душняк» был? То, что Ижевск называли столицей электронной музыки, вряд ли что-то меняло для большинства проживавших здесь горожан.


Калашников - военное качество!


Первое, что приходит на ум, когда разговариваешь о бренде Ижевска, - это автомат Калашникова. Его придумал до сих пор живущий в Ижевске оружейник Михаил Калашников. Но сам по себе автомат не может быть брендом города, так как бренд - это лишь символ некой ценности, эмоции, характеризующей место. Поэтому, вероятно, и электронная музыка не могла быть брендом Ижевска, потому что за ней не появилось ценности, эмоции, которую можно было бы предложить всем горожанам.


Денис Визгалов, доцент Высшей школы экономики и автор книги «Брендинг города» (г. Москва), приезжал с мастер-классом в Ижевск в конце мая. По его мнению, оружие - это тяжёлый символ для брендинга: автомат Калашникова - это в первую очередь инструмент для убийства людей. Можно посмотреть и с другой стороны. Автомат Калашникова - это военная техника, простая и надёжная в использовании. И тут уже можно фантазировать: милитари-одежда под лозунгом «Калашников - военное качество», надёжность - как человеческое качество. И много-много всего.


Однако некоторые эксперты считают, что такой «милитари», или промышленный стиль, не очень выгоден для современного брендинга городов и встречается редко. «Оружейный город - это что-то очень тяжёлое. Это очень похоже на ньюкасловскую историю: мы сильные, мы твёрдые, мы в случае чего все как один на кобуру. Но мне кажется, город в своей истории этим перекормлен. Он весь формировался как арсенал в масштабах страны. И эта тема настолько отягощает имидж города, что нужно, наоборот, уходить от этого, как-то размывать картину какими-то иными цветами», - считает Денис Визгалов.


Историк и журналист Андрей Коновал считает, что Ижевск больше практически ни с чем и не ассоциируется. «Если что-то сегодня и ассоциируется в массовом сознании с Ижевском, так это именно Калашников. Другое дело, что ассоциация эта - довольно слабая. Причины этого лежат не столько в области пиара или культурной политики, сколько в реальной ситуации в оборонной промышленности: ИЖМАШ и ИМЗ в последние десятилетия, благодаря деградирующей системе управления, скорее выживали, чем развивались. Ижевск сегодня вряд ли можно назвать столицей стрелкового оружия. Разве сами ижевчане знают имена наших действующих конструкторов-оружейников, не говоря уж о каких-то инновациях?..» - говорит Андрей Коновал.


Хочешь быть суперменом?


В группе «Ижевск - интеркультурный город» в Фейсбуке в сентябре прошлого года проводили голосование на тему, что может стать брендом Ижевска. На первом месте - «Ижевск - инновационный город и кузница кадров», на втором - «Ижевск - столица творческого андеграунда».


Третье место поделили «Ижевск - интеркультурный город» и «Ижевск - оружейная столица».


«В России примерно 1100 городов. Примерно каждый четвёртый из них мечтает о том, чтобы стать самым инновационным и креативным. На самом деле у наших российских городов очень мало шансов стать инновационной столицей. Это выращивается очень непросто.


Это выращивание сначала некоего микроклимата. Для того чтобы людям, которые выдумывают новые идеи, интересно было бы здесь жить», - говорит Денис Визгалов.


На мой взгляд, «Ижевск - столица инноваций» сегодня звучит, по крайней мере, неубедительно. Вероятно, в голосовании был неправильно поставлен вопрос. Если спросить ребёнка, кем он хочет быть - отличником или суперменом, ответ будет: конечно, суперменом! Это как в анекдоте: крысы понимали, что им лучше летать и быть ёжиками, но не знали как.


Андеграунд


Второй пункт гораздо интереснее - «Андеграунд и андеграундность». Это противоположность концепции «Оружейная столица». Скорее, это похоже на концепцию Копенгагена, у которого в логотипе слово open (открыто) выделено в зелёный круг, что символизирует открытость городской среды для новых начинаний и инициатив. Эта концепция подразумевает: приезжай в Ижевск, чтобы быть собой; здесь ты реализуешь свои идеи и планы. Бренд «Оружейная столица» подразумевает обратное: приезжай в Ижевск, если ты такой, как мы, - надёжный, мужественный и так далее. Что лучше и как выбрать - неизвестно. С одной стороны, Ижевск изначально строился как город-завод. С другой стороны, многие из заводов сегодня действительно «выживают» и с каждым годом ими всё сложнее гордиться. Но столицей электронной музыки мы тоже уже не являемся.


Социолог, доктор философских наук Наталья Ладыжец предлагает провести конкурс, который бы решил, что может быть брендом Ижевска. «Основной идеей здесь (в разработке бренда. - Прим. С.Ч.) должно стать повышение привлекательности жизни в Ижевске для всех поколений. Достижение этой цели возможно только в одном случае - нахождения прорывного сценария привлечения инвестиций для развития бизнес-среды. Культурный и даже интеркультурный бренд достижение такой комплексной цели, очевидно, не обеспечит», - пишет Наталья Ладыжец в своём блоге. Правда, что же обеспечит, она тоже не говорит.


Возможно, стоит вопрос поставить по-другому. Зачем вообще Ижевску нужен бренд? Учитывая, что у слова «бренд» десятки определений, этот вопрос тем более важен. «Я думаю, что совершенно не каждый город должен иметь свой бренд. И если у кого-то его нет, то это не повод рвать на себе волосы и стенать. Он либо сам появляется, либо нет», - считает руководитель Ижевского киноклуба Андрей Смирнов.


Значит ли это, что надо расслабиться и заняться ремонтом дорог, обустройством парков, детских площадок? Ведь бренд - это всегда то, что лежит на чаше весов сравнения. Здесь коррупция, глава администрации шантажирует пенсионеров, дороги разбиты, пляж закрыт, бизнес сросся с властью, зимой холодно, кругом мусор, зарплаты маленькие, но... И чем больше на этой чаше «минусов», тем сложнее придумывать бренды и говорить это «НО».




9_1.jpg