7.jpg





В редакцию обратился доктор Александр Петров. С 1987 года и до 5 сентября 2011 года он работал в РКДЦ. До 1984 года больница называлась Республиканский кардиологический клинический диспансер. До сегодняшнего дня лечение сердечных заболеваний остаётся её главным профилем. Кардиология - это самая социально значимая область в медицине. Собственно, с этого и начался наш разговор. «Вы понимаете, что каждый второй мужчина в Удмуртии умрёт от заболеваний сердца?» - как-то слишком фатально сказал он мне. Мы сидели вдвоём, и доктор так улыбался, будто бы точно знал, кто из нас «первый».


Уникальная разработка


Смешного в рассказе доктора оказалось мало. Работая в кардиоцентре, Александр Петров был одним из ведущих сотрудников. Вместе со своими коллегами разработал уникальную систему раннего диагностирования ишемической болезни сердца. Ранняя диагностика - самое главное во всех сферах медицины. Почти любую болезнь можно остановить, если узнать о ней вовремя. Для сердечных заболеваний, учитывая высокую смертность, это особенно важно.


Способов диагностики много, но суть в том, чтобы найти такой, который бы был дешёвым, быстрым и давал высокий процент точности. В таком случае этот метод можно применять широко. В других областях подобных примеров много: например, проба Манту, позволяющая быстро диагностировать туберкулёз, флюорография и прочие. Александру Петрову и его команде удалось разработать технологию, которую можно распространить в масштабах республики и всей страны. Суть метода заключается в том, что пациенту проводится УЗИ в области шеи с большим «зумом». Это позволяет увидеть «бляхи», которые мешают проходу крови, и буквально на месте с вероятностью свыше 90 процентов установить, нуждается ли человек в операции. Себестоимость метода низкая, эффективность высокая.


Эта разработка появилась в 2004 году. Однако о её масштабном применении до сих пор речи не идёт. «Я обращался к Музлову (министр здравоохранения Удмуртии, который тоже в своё время возглавлял РКДЦ. - Прим. авт.). Он сказал, что на это нет денег и что этим они заниматься не будут», - говорит Александр Петров.


Надо сказать, что пока Александр Петров работал в РКДЦ, клиника довольно неплохо зарабатывала на этой научной разработке. «Мы ездили выездной бригадой, проводили платные УЗИ в разных районах республики и даже за её пределами - в Башкирии, например. В месяц больница делала на этом от 800 тысяч до 1 млн рублей. Сейчас, после моего увольнения, они зарабатывают от 200 до 500 тысяч рублей. При этом смотрят детей по Ижевску. А «взрослые» врачи не должны этим заниматься», - рассказывает Александр Петров.


Расчет


Уволил Александра Петрова главный врач больницы Сергей Рящиков. Как уверяет бывший теперь сотрудник РКДЦ, из-за личного конфликта. Александр Петров был практически самым высокооплачиваемым специалистом в центре, потому что его зарплата зависела в том числе и от количества оказанных платных услуг. По его словам, он получал от 80 до 100 тысяч рублей. О таких суммах большинство врачей даже не мечтает. Сергей Рящиков, как уверяет Александр Петров, якобы предложил ему делиться его зарплатой. «Я отказался. После этого меня уволили. И я ушёл в больницу РЖД», - говорит Александр Петров.


В этом медучреждении он работает очень успешно. Его методы диагностики нашли признание, и РЖД рассматривает вопрос о применении этих технологий в других подведомственных больницах. «Приятно, конечно, что там с интересом отнеслись к этому методу. Но я никогда не был железнодорожником. Я всю жизнь проработал в республиканской больнице. Я сам удмурт, и для меня важно работать в республиканской больнице», - говорит Александр Петров. Отметим, что уволиться пришлось не только ему. Ушли из кардиоцентра: врач Ираида Употрокеева, замглавврача Ольга Кочубеева, завотделением Алексей Болотников и другие. Все эти люди, по словам Александра, готовы вернуться в клинику, если сменится руководство. «Патологоанатом не должен возглавлять кардиологию. Главврач должен повышать уровень больницы. В РКДЦ не делают сложных операций на сердце. Отправляют в Пермь. Почему? Делали же. Ещё при Одиянкове делали», - возмущается Александр Петров.


После профессионального кардиолога Евгения Одиянкова, при котором РКДЦ провозгласили Российской школой передового опыта по организации сердечно-сосудистой службы в регионах, больницу стали возглавлять люди без профильного образования. В 2005 году Одиянкова сменила Светлана Кривилева, ныне занимающая пост заместителя председателя Госсовета Удмуртии. По образованию она акушер-гинеколог. И в РКДЦ она, как рассказывает Александр Петров, занималась профильной для себя работой. «Действительно, сейчас улучшилась рождаемость. Это и её заслуга, но проблемы кариологии остались», - говорит он.


Потом РКДЦ возглавил «врач-лечебник» (так говорится в официальной биографии), нынешний министр здравоохранения Владимир Музлов. В прошлом он был директором разных коммерческих фирм - «ДОК», «ФАРМИ» и др. Его Александр Петров характеризует как менеджера, который на своей должности увлекался различными закупками оборудования, тендерами и проч.

Теперь больницу возглавляет Сергей Рящиков. На сайте РКДЦ указано, что он является кандидатом медицинских наук. Но не уточнено, что по специальности «патологоанатомия». На вопрос, как же патологоанатом попал на эту должность, Александр Петров ответил: «А вы не знаете, чей он родственник?» Оказалось, что, по неподтверждённой информации, Сергей Рящиков - родственник председателя Правительства УР Юрия Питкевича: его жена приходится племянницей премьеру Удмуртии.


Неизвестно, связано ли решение о назначении Рящикова на должность главного врача с его влиятельными родственниками, однако, как считает Александр Петров, среди кардиологов есть немало достойных людей, которые лучше подходят на эту должность.


Под страхом увольнения


Александр Петров продолжает свою деятельность по ранней диагностике болезней сердца. Некоторые врачи из РКДЦ помогают ему во время этих выездов. «Рящиков под страхом увольнения запрещает своим врачам сотрудничать со мной, - говорит Александр Петров. - Зачем - неизвестно».


В выездном же отделе РКДЦ, в котором раньше работал Александр, стали происходить странные вещи. Пациенты уже несколько раз жаловались в прокуратуру, что на обследовании им выдают «левые» чеки: не на ту сумму и датированные задним числом. Пока никто не наказан. В пояснительном письме в Минздрав по одной из жалоб, в которой говорится, что чек был выдан не на ту сумму, Рящиков пишет: «Каким образом кассовый чек № 7201, переданный Бакировой И.И. в качестве подтверждения оплаты медицинской услуги по договору на оказание платных услуг № 050203-В от 01.04.2012, оказался у граждан Мельниковых и почему Мельникова В.Ф. не оплатила УЗ-исследование внутренних органов – вопросы, на которые знают ответ лишь Мельниковы Венера Фатиховна и Владимир Алексеевич». Загадочная получается история.

В какой это больнице можно пройти платное обследование и не заплатить, да и ещё и случайно получить «левый» чек?


Александр Петров уверен, что ответы на эти вопросы знает и сам г-н Рящиков. И не только на эти. Ещё 26 мая прошлого года Александр Петров написал Рящикову докладную, в которой прямо обвинил главного врача. «В своей докладной от 28.04.11 я сообщил главному врачу РКДЦ об организованной юристом Наумовым подделке всей документации в отделе ВСИП. Шла активная подделка журналов, амбулаторных карт, финансовых договоров и т.д… Сделав вывод о непосредственной заинтересованности администрации РКДЦ, в том числе и гл. врача, в незаконной деятельности группы Наумов - Перевозчикова - Сафина, считаю своим долгом сообщить о махинациях в МЗ УР (Минздрав. - Прим. авт.) и Прокуратуру УР». Никакой подделки документов проверяющие не нашли. И, очевидно, побочным результатом стало увольнение Александра Петрова и его коллег. Ведь, по логике патологоанатомов, наверное, чем спокойнее, тем лучше.