4_1.jpg




Лишь намеренные поиски качественного граффити и стрит-арта в Ижевске помогли мне обнаружить множество мест, где местные уличные художники, используя вместо холста стены зданий, представляют свои арт-объекты. Вечером пятницы, опьянённая мыслью о том, что в Ижевске всё-таки есть место стрит-арту, я собралась на встречу с одним из райтеров (граффити художником).


Дмитрий Костицын ждал меня за Дворцом пионеров. Там он в числе других райтеров из Сарапула и Ижевска на длинной стене, опоясывающей спортивную площадку, готовил эскиз к предстоящему фестивалю граффити.


Жара в этот день плавила асфальт, даже несмотря на вечернее время. Райтеры с голыми торсами принимали солнечные ванны рядом со своими неоконченными работами. Своего респондента я увидела первым, он на расстоянии трёх метров придирчиво изучал почти завершенный эскиз.


Дмитрий сам предложил мне до начала интервью определиться с тем, что же такое граффити, и пояснил, что в его понимании «это образ жизни, взгляд на город, который определяет манеры поведения». «Я, к примеру, оцениваю все постройки с точки зрения художника, рисующего на улицах» – говорит он.


- Можно ли назвать граффити искусством? И обязательно ли наличие художественного образования для того, чтобы рисовать на улицах?


- Не всё. Художественное образование не определяет степень талантливости. В граффити среде успех достигается не только за счёт прирождённого дара. Кто-то может достичь успеха одним упорством и желанием, ведь граффити это в первую очередь техника, а овладеть техникой может каждый. Умение видеть, вкус, это отдельный критерий, наличие которого и делает граффити искусством.


- Есть ли в Ижевске стрит-арт или всё изображённое на стенах можно назвать лишь граффити?


-К стрит-арту можно отнести любую художественную кляксу на стене. Смысл ведь в том, насколько часто будет эта клякса повторяться, и насколько часто будут обращать на неё внимание. И будет ли она вызывать реакцию общественности. Если это обратило на себя внимание, значит, это уже какое-то искусство.


Говорил Дмитрий уверенно и, казалось бы, логично. Но на этом моменте закралось сомнение. Неужели любую кляксу и надпись можно назвать «стрит-артом»? Ведь тогда придётся классифицировать как искусство любое слово из трёх букв с допущенными в нём тремя ошибками? Я не стала спорить и продолжила вникать в ижевский мир граффити культуры.


Художник по образованию, Дмитрий убеждён, что творчество, в общем и в целом, нельзя оценивать по стандартной шкале от 1 до 10. «Нет художников, которые рисуют плохо, нет художников, которые рисуют хорошо. Каждый рисует по-своему. Нужно стремиться быть лучше себя, а не кого-то другого. И вообще, мне кажется, что все же художники – эгоисты, их больше интересует, чтобы им самим, а не кому-то другому это нравилось».


«У нас есть художники, которые рисуют на холстах, которые потом выставляются в ВЦ Галерея, люди приходят, смотрят и говорят, что это искусство» - сослался Дмитрий на опыт своих друзей, занимающихся уличным искусством. - Эти же художники ночью выходят и разрисовывают город. Тот же человек, что днём в выставочном центре так высоко оценивал их творчество, утром, увидев на стене дома тот же рисунок, назовёт его вандализмом. Вот и получается, что искусство и вандализм отделяет лишь одно единственное разрешение на использование той или иной площадки».


- И ты получаешь разрешение для того, чтобы рисовать?


- Только для проведения фестивалей. Чтобы рисовать на этой стене (за Дворцом пионеров) мы согласовывали фестиваль с собственником Дворца пионеров и в целом с районом.


- Ты выступаешь одним из организаторов этого фестиваля?


- В том числе и я. Но в основном фестиваль проводит магазин, продающий граффити краску. Свой фестиваль граффити я проводил в 2010 году при поддержке одного ижевского журнала, который нашел финансирование. Тогда я договаривался с ИПОПАТ, чтобы они предоставили нам четыре автобуса. В рамках фестиваля мы их раскрашивали с двух сторон. Нам говорили, что краска с них отпадёт в течение трёх месяцев, но я до сих пор вижу два автобуса из тех, что мы раскрасили, и наша работа даже не потёрлась.


- Как отличить вандализм от искусства?


- Есть такая шутка в среде граффитчиков - если ты нарисуешь «кусок» (на сленге граффитчиков – рисунок) на вагоне поезда с боковой стороны, это будет считаться хулиганством, если ты это сделаешь на кране - это уже вандализм. Вот вам и законодательная рамка. Где искусство? А где вандализм и хулиганство? В то же время, если ты нарисуешь тот же кусок на картоне, то это уже будет считаться искусством. Вандализм же в первую очередь общественное понятие. И грань для каждого своя. Насколько райтер испорчен. Лично я, когда рисую, мало над этим задумываюсь и всем бы советовал поменьше думать.


- А проблем с полицией на этой почве не было?


- Проблемами это сложно назвать… Посидеть пообщаться с каким-нибудь следователем в районном РОВД. Почему бы и нет? Через какое-то время ты находишь общий язык с этими людьми. Им звонят, говорят, что опять хулиганы пришли, стенку разрисовывают, приезжает патруль, тебя забирают, потом следователь сидит и ржет. «А зачем тебя забрали?» - говорит. «Ты же вроде ничего не сделал. Ну, стенку перекрасил из одного цвета в другой». Вот я им говорю, фотография до, вот фото после. Они одобряют моё творчество обычно. Я сильно ни от кого не скрываюсь. Когда-то это было увлечение. Сейчас это работа. Я личность больше публичная, меня легко найти.


Возможно, Дмитрий и не несёт ответственности за своё полулегальное творчество, но как выяснил корреспондент газеты «Д», за граффити на стенах домов приходится расплачиваться управляющим компаниям и ТСЖ. Представившись жителем одного из домов, я позвонила в полицию, чтобы узнать, кто же будет нести ответственность за разрисованную стену моего вымышленного дома. На что полицейский уверил, что по письменному заявлению они во всём разберутся и если не удастся поймать хулиганов, то ответственность за ремонт фасада здания ляжет на управляющую компанию. И добавил, что если компания в добровольном порядке не устранит «художества», то правоохранительные органы найдут законный способ на них повлиять.


- Дмитрий, ты делаешь граффити под заказ? На этом вообще можно неплохо зарабатывать?


-Ну, как неплохо… Клиентам всегда нужно красиво и дешево. Тенденция такая, ручной труд мало ценится, во всяком случае, так кажется по уровню его оплаты. Художник хорошо и безбедно живёт лишь тогда, когда попадает в тренд. Заказы иногда есть. Например, мы разрисовываем целые фасады коттеджей под заказ, танцевальные залы, комнаты, в которых раскрашено всё от пола до потолка. Занимаемся и другой более прибыльной нишей – аэрографией. Раскрашиваем транспортные средства, магазины, и иногда гаражи.





4_2.jpg

4_3.jpg

4_4.jpg

4_5.jpg