2_1.jpg



ООО «Удмуртские коммунальные системы» - муниципальные теплосети, отданные в руки частному арендатору (структуре КЭС-холдинга В. Вексельберга), проводили гидравлические испытания. Магистральный трубопровод несколько раз прорывало во время опрессовки. По частоте выходивших друг за другом новостей 13, 14, 15 августа о новых прорывах складывалось впечатление, что как только подают давление в трубу, она сразу рвётся.


Самая насыщенная и показательная авария произошла 14 августа без малого в 10 часов утра. По словам очевидцев, пробив грунт, из-под земли хлынул вертикальный поток горячей воды. Судя по записи с видеорегистраторов владельцев проезжавших мимо автомобилей, фонтан перерос аж девятиэтажные дома. «Сила «коммунального взрыва» была такой, что осколки камней, асфальта и земли разбросало в радиусе 100 метров», - делятся очевидцы на Марковских форумах.


Рядом с местом взрыва провалился в промоину припаркованный на газоне у коллектора Porsche Cayenne Антона Лагунова. Крыша и стёкла разбиты у новенького, купленного в кредит Nissan X Trail Вячеслава Камашева, который во время «взрыва» как раз расплачивался за машину в банке. Помято и поцарапано с десяток находившихся в эпицентре событий и проезжавших рядом автомобилей. В момент «взрыва» на месте находилось несколько прохожих. Их облило грязью, горячей водой, они получили удары камнями. Люди находились в шоковом состоянии, поэтому с места ЧП ушли. У жителей близлежащих домов при взрыве дребезжали оконные стёкла.


Над теплотрассой, прямо под Porsche, проходил силовой кабель. Его выгнуло дугой от напора воды в 17 атмосфер, и он повис прямо над машиной Лагунова. По одной из версий, в нём было 380 В. Обесточили кабель только спустя 40 минут после происшествия.


Рядом с местом аварии на пешеходном переходе сбит девятилетний ребёнок, переходивший с матерью дорогу по «зебре». Испуганные взрывами, сопровождающимися паром, они резко метнулись назад и попали под колёса пропустившего их секундой раньше и возобновившего движение автомобиля. Это хорошо видно на записи с видеорегистратора уже второго оказавшегося свидетелем происшествия водителя. С открытым переломом голени мальчик был доставлен в больницу.


Случившееся впечатлило горожан. Гидравлические испытания проводятся регулярно уже не одно десятилетие. Но столь крупных последствий не припоминается.


Технология устранения «худых» мест со всей изношенностью городских коммуникаций в 65% совершенно не применима к Ижевску сегодня. В тепловых сетях УКС нагнетается давление, в несколько раз превышающее эксплуатационную норму. Затем проверяют по датчикам – было ли падение давления. Если такового не наблюдается, это означает, что прорывов на трассе не выявлено. Если давление упадёт – нужно идти и искать прорыв, чтобы именно в этом «худом» месте прочнее дыру залатать. Неужели нет более цивилизованных методов проверки подготовки к зиме?


«Хлопок и поваливший пар я услышал и увидел из своей квартиры, - рассказывает Антон. - Машина моя ушла под землю внезапно. Я пытался спасти её, но увидел над собой осевший обмотанный кабель, пришлось ретироваться. Скорее всего, ремонт машины обойдётся больше чем в 700 тысяч рублей. Но окончательное решение о сумме ущерба будут выносить эксперты. Если «Удмуртские коммунальные системы» пойдут на компромисс и выплатят полную компенсацию, то всё решится мирно».


«Парковаться на газоне, безусловно, неправильно, - высказывается по вопросу о парковке в неположенном месте пользователь на Марковском форуме. – Однако, быть может, то, что люди порой идут на такой шаг, говорит не об отсутствии мозгов, а о неблагоустроенности городской территории, неразвитости инфраструктуры, отсутствии необходимого количества парковочных мест. Для этого двора, как и для многих других в городе, это обычная практика: приходится «забираться» на газоны – места для парковки нет».


В день происшествия началось следствие. Должен быть выяснен размер ущерба и определена виновная сторона. У владельца Porsche Cayenne имеются все основания, чтобы судебное разбирательство выиграть. Хозяин пострадавшей машины имеет право требовать у ООО «Удмуртские коммунальные системы» полного возмещения причинённого ущерба по ст. 15 Гражданского кодекса России (возмещение убытков) как с компании, деятельность которой связана с повышенной опасностью для окружающих (ст. 1079 ГК РФ).


Вместе с тем, по мнению юристов, Антону Лагунову крайне сложно будет получить от УКС компенсацию. В местах непосредственной близости коммунальных сетей, 3-5 метров от стенки трубы, не должно быть построек, стоянок и т.п. Это охранная зона. ООО «УКС», скорее всего, выиграет суд. При строительстве объектов собственники – УКС, «Водоканал», «Телеком», «Электросети» и др. - проходят обязательное согласование проекта. Если стоянка к объекту все-таки располагается на сетях, её согласовывают лишь тогда, когда собственник подписывает соглашение о своей ответственности. В случае причинения ущерба третьим лицам (как в этой ситуации) ответственность несёт собственник объекта. Если бы рвануло у «Сэлдома», то, возможно (если у УКС есть подобное соглашение и там проложена сеть), ответственность за причинение вреда легла бы на собственника объекта. Но в данном случае водитель припарковался не на стоянке, а на газоне и на него ответственность собственника не распространяется. Скорее всего, Антон Лагунов понесёт административное наказание за парковку в неположенном месте и уплатит штраф.


Начальник центральной диспетчерской службы ООО «УКС» Роман Крупенев уверен, что к происшествиям не следует относиться как к ЧП. Для него аварии «всего лишь очень показательные случаи по выявлению слабых мест трубопроводов при проведении гидравлических испытаний, которые наглядно демонстрируют необходимость проведения опрессовок в межотопительном сезоне». Летом трубы испытывают на прочность, чтобы того же самого не произошло зимой. «Гидравлические испытания теплосетей - это обязательные работы, без которых невозможна подготовка города к зиме, - говорит коммунальщик. - Проходят они на основании Правил технической эксплуатации».


Решать вопросы по выплатам компенсаций пострадавшим УКС намерен «в рамках действующего законодательства», то есть долго и через суды. По словам Сергея Каренкова, главного инженера ООО «УКС», испытания – это публичные мероприятия, о которых жители города заранее предупреждены. «Информация размещается на наших сайтах, в городских газетах, на телевидении. И особый акцент в своих предупреждениях мы делаем на том, чтобы жители исключили своё нахождение рядом с трубопроводами и не оставляли автомобили в охранных зонах теплотрасс во избежание повреждения», - отмечает он.


Однако «особые акценты» в данном случае не работают. «Исключать своё нахождение рядом с трубопроводами» и «не оставлять свои автомобили в охранных зонах теплотрасс» - значит быть затворником или порхать над землёй, а машину держать в гараже. Как жителю Ижевска на глаз определить место прохождения трубопроводов? И тем более исключить своё нахождение рядом с ними? Беда подстерегает нас во всех частях города, на каждом шагу.


Предупреждения УКС об опасности, даже в самой доступной форме, не избавляют службу от применения мер по безопасности при исполнении работ. Коммунальщики, как никто другой, знают, в каком состоянии находятся теплосети Ижевска, а значит, им известно, что рвать их при таких испытаниях будет часто. Но почему при испытаниях не были использованы ограждения, предупреждающие знаки и отсутствовали дежурные рабочие?


За время аренды теплосетей УКС - последние пять лет - теплосети пришли в такую негодность, что даже стандартные гидравлические испытания начинают приводить к катастрофическим последствиям. В период управления сетями ООО «УКС» произошло резкое сокращение инвестиций в капитальный ремонт теплотрасс. По мнению экспертов, в настоящее время из ремонтного процесса изымается большая часть тех средств, которые горожане платят в качестве инвестиционной составляющей в структуре тарифа за теплоэнергию и ГВС. Газета «День», активисты Координационного Совета гражданских действий начиная с 2007 года неоднократно предупреждали о возможности подобных последствий сдачи теплосетей в аренду частной компании. Однако городские власти проигнорировали эти предупреждения.




2_2.jpg



2_3.jpg