2.jpg




Ни для кого не секрет, что в больницах республики – нескончаемые очереди, на обычные анализы приходится записываться на недели вперёд, попасть к узким специалистам – на грани реальности. Чтобы не простаивать в очередях, люди вынуждены лечиться «через кассу». «Понятно, что пациенты не пишут жалобы из-за того, что им всё равно придётся лечиться в той же больнице и у тех же врачей, а чего боятся врачи, до конца непонятно, – рассуждает Алексей Тройников. - Укомплектованность кадрами во всех городских больницах в лучшем случае - 60 процентов. Это означает, что руководители лечебных учреждений просто обязаны держаться за своих сотрудников, а врачи из-за этой востребованности должны бы диктовать свои условия».


- Алексей, статью увольнения Вам, что называется, «впаяли»?


- Ну, отчего же. Действительно, 1 августа я был уволен, в том числе и за невыполнение своих обязанностей. Заведующая поликлиникой Мария Попова в устном порядке так объясняла моё увольнение: «некачественно лечил людей», «некачественно вёл необходимую меддокументацию», «не соответствовал критериям, которые нам прописаны Минздравом России», «опаздывал на работу как минимум на 2 часа».


Но в тех условиях, в которых сегодня находится медицина в республике, обозначенным критериям врачу просто невозможно соответствовать. Замечания в мой адрес были в основном по поводу опозданий. Дело в том, что на обход участков нам даётся 3,5 часа. За это время я успеваю обойти в лучшем случае половину своих больных. И надо понимать, что это категория тяжелобольных пациентов, которые потому и вызывают на дом врача, что не в состоянии сами дойти до больницы. В итоге с вызовов я действительно возвращался с большим опозданием.


Помимо этого, в истории с увольнением сыграло свою роль и другое. Руководство больницы не хочет дальнейших скандалов, проверок и судебных разбирательств. После январской публикации в нашу больницу внепланово нагрянули с проверками Минздрав УР, региональный Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, прокуратура Удмуртии. Выявленные нарушения изложены на 77 страницах отчёта. Главврачу пришлось уйти в отпуск, чтобы справиться с ответом на все претензии.


После этого в течение семи месяцев перед увольнением на меня было написано восемь служебных записок на имя заведующей поликлиникой Марии Поповой. На меня было наложено три дисциплинарных взыскания. Когда я получил третий выговор, я сам напомнил руководству, что по правилам вроде как должно последовать увольнение. Попова подписала заявление об увольнении со словами: «буду я ещё вам в ножки кланяться».


- А после проверок ситуация в больнице изменилась?


- Да (смеётся). Сразу после состоявшихся судов и выговоров меня повысили до заведующего терапевтическим отделением и перестали пускать на еженедельные планёрки. После моего увольнения заявление на расчёт написали ещё два сотрудника, ещё двое сейчас в раздумьях по поводу смены работы. Что касается диагностики и лечения, то всё осталось по-прежнему. Всё так же вместо шестнадцати врачей приём ведут только пятеро. Как в принципе может измениться ситуация, когда все эти проверки – фикция? Надзорные и контролирующие исполнение предписаний органы – это же две структуры одного и того же Минздрава.


- В январе Вы говорили о недоступности диагностики. Правда ли, что всё так плачевно?


- Согласно гарантиям Программы обязательного медицинского страхования все граждане России имеют право на бесплатную диагностику. На деле единственный бесплатный метод диагностики сегодня – это опыт врача. Сделано всё для того, чтобы пациент платил за обследования. Речь идёт даже не о высокотехнологичных методах, а об обычных анализах мочи и крови. Раз в неделю каждому терапевту выдаются номерки на бесплатные обследования, которые врач на своё усмотрение распределяет между пациентами. Итак, полный анализ крови - 5-10 номерков, полный анализ мочи - 6-12 номерков, биохимия крови - 4-8, кровь на сахар - 2-6 номерков, ЭКГ – 2-3. Номерков как минимум вдвое меньше, чем требуется в реальности!


Время ожидания обследования, согласно Программе обязательного медстрахования, не должно превышать 12 дней. И когда в регистратуре видят, что количество пациентов, направленных на сдачу крови, мочи, на биохимию, начинает зашкаливать, запись без объяснений прекращают и говорят за номерками приходить завтра. Откладываясь, таким образом, «на завтра», количество пациентов растёт с геометрической прогрессией. Не забывайте ещё и то, что для получения номерка у терапевта пациенты должны выстаивать очереди в регистратуре.


На прохождение УЗИ, например, даётся по 2-3 номерка на каждую группу органов в день на всю больницу, которая обслуживает 16 участков. А каждому терапевту нужно направить на УЗИ минимум одного пациента в день. На рентген запись идёт на 2-4 недели вперёд. При превышении нормы, которую могут выполнить рентгенологи на свою ставку в течение месяца, запись также переносят «на завтра». Запись к узким специалистам идёт на месяцы вперёд. Кардиолога, пульмонолога, эндокринолога в нашей больнице вообще нет. Пациентов направляют в другие лечебные учреждения. Попасть к ним можно только после прохождения минимального медосмотра в нашей больнице. Запись ведётся на 30 дней вперёд один раз в месяц. Если сроки результатов обследований вышли, то врач-консультант имеет право отказать в приёме и направить обратно в поликлинику на повторную сдачу анализов. К некоторым узким специалистам и вовсе невозможно попасть бесплатно, например, к ангиохирургам (лечат кровеносные сосуды) и гастроэнтерологам. В общем и целом, по моим расчётам, бесплатно проводится только каждое 10-е формально считающееся «бесплатным» обследование.


Есть и другие острые проблемы. За недостатком кадров на врачей легла слишком большая нагрузка. При этом приходится заниматься бесконечной бумажной писаниной. Участившиеся претензии пациентов «врач на меня даже не взглянул», на мой взгляд, совершенно обоснованны.


- Все проблемы в итоге упираются в одно – тотальное недофинансирование сферы здравоохранения.


- Верно. Понимаете, в чём подвох? По Программе обязательного медстрахования каждое назначенное врачом обследование пациента должно оплачиваться. Это госгарантия. Но этого нет. Почему? Все врачи задаются этим вопросом. В конце года администрации больниц отправляют в Минздрав проект по бюджету. Поступающие средства в десятки раз меньше. По словам нашего главного врача, в 2012 году наша больница получила всего 14% от запрашиваемой суммы, в 2011 – 7%. Самое страшное во всей этой системе то, что теперь любую запущенность заболевания можно списать на не вовремя проведённое обследование. И оказывается, что никто не виноват в том, что ещё вчера лёгкое недомогание перешло в тяжёлое хроническое заболевание или вызвало смерть.


- Вы уже устроились в другую больницу?


- Да, утром меня уволили из 3-й городской больницы, а вечером, невзирая на запись в трудовой книжке, приняли на ту же должность в 4-ю городскую больницу. Правда, кроме заявления о приёме на работу меня тут же попросили подписать заявление без даты об увольнении по собственному желанию.


Приняли, думаю, по двум причинам. Во-первых, катастрофически не хватает кадров. Во-вторых, я всё же неплохой специалист. Занимая в 3-й городской должность заведующего отделением и исполняющего обязанности заведующего поликлиникой, мне удалось повысить отдельные показатели (в совокупности за 6 лет). Кроме того, я компьютеризировал систему флюорографии в больнице.


На данный момент мною поданы иски в суд о восстановлении на работе и в Госинспекцию труда по УР. Мой личный том документов (иски, жалобы, выговоры, приказы), посвящённый судебным разбирательствам, быстро растёт. Я рассчитываю вернуться на прежнее место. Там остались тысячи моих пациентов.


- Должно быть, многие врачи следят за исходом вашего дела?


- Конечно, если я выиграю суды, создастся прецедент. Врачи, уставшие от унизительных условий, им воспользуются. Кроме того, в моих планах - создание независимого профсоюза работников здравоохранения в республике. Думаю, назрело.









2_2.jpg



Пошаговая инструкция для получения гарантированной государством бесплатной медпомощи



Согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от 13.02.2012 года «О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории УР на 2012 год» предусмотрены следующие сроки оказания медпомощи:


консультации, диагностические исследования (анализы крови, мочи, УЗИ, ЭКГ и т.д.) и лечебные процедуры – в течение 12 календарных дней;


госпитализация в стационар – в течение 28 календарных дней;


госпитализация в дневной стационар – в течение 12 календарных дней;


госпитализация в специализированный стационар или в дневной стационар, а также обследование на высокотехнологичном оборудовании – в течение 28 календарных дней.


В страховых компаниях уверяют: если эти сроки не соблюдаются, можно пожаловаться им. Но сами они требуют документального подтверждения. Для того чтобы доказать страховой компании факт непредоставления вам медицинской услуги в указанные сроки и добиться получения медпомощи, Алексей Тройников предлагает действовать по следующему алгоритму:


Шаг 1. Получаем у доктора направление на обследование, к узкому специалисту или направление на стационарное лечение. Обязательно проверьте, чтобы на направлении стояла дата выдачи. Если номерок на обследование должен выдать врач, но его у него нет, то нужно проследить, чтобы врач сделал данное назначение в амбулаторной карте, чтобы можно было снять копию данной записи.


Шаг 2. Делаем копию направления или записи в амбулаторной карте.


Шаг 3. Попробуйте записаться. Не вышло?


Шаг 4. В двух экземплярах пишем заявление на имя главного врача больницы (образец см. ниже) и прилагаем копию направления (или амбулаторной карты) от врача.


Шаг 5. В приёмной главного врача просим секретаря принять данное заявление. При этом секретарь должен поставить штамп с входящим номером как на оригинал, так и на копию. Оригинал остаётся у секретаря, копия - у пациента.


Шаг 6. Ждём ответа.


Как правило, в таких случаях пациент получает желаемый результат, так как администрации больницы не нужны лишние разбирательства. Если после написания заявления проходит 12 дней (в случае с обследованиями) или 28 (в случае с госпитализацией), а ответа вы так и не получили, обратитесь в свою страховую компанию, и пусть уже страховщики решают этот вопрос. За каждую такую доказанную «просрочку» больница получает штраф, а вы - своё обследование или лечение. Далее можно обратиться в суд на возмещение как морального, так и материального ущерба.


Справки по телефону: +7-919-912-65-30 (с 9 до 17 часов).