кадр из фильма


Более учтивые ижевчане вежливо дремали в своих креслах. Их разочарование было понятно - любители мейнстрима не увидели в фильме Клер Симон «Небесная канцелярия» ни привычных завлекающих сюжетных поворотов, ни продиктованных эмоциональных клише, указывающих, как зрителю необходимо реагировать на то, что происходит на экране.


Этот показанный в рамках ежегодного фестиваля французского кино фильм представлял собой нечто иное – фильм-идею, в котором достаточно смелым и нетривиальным способом, через диалоги в женской консультации, режиссёр представляет своё видение социального портрета современной женщины и обнаруживает острые проблемы общества. Подобный по неоднозначности восприятия фильм - «Жаркое лето» - от этого же режиссёра ижевчане видели на одном из прошлых фестивалей французского кино, теперь организаторы решили познакомить зрителей с её новым произведением.


В картине задействована признанная у себя на родине и за рубежом актриса Натали Бэй, которая в аннотации к фестивалю представлена как главный гвоздь программы за её очевидные заслуги. Творческий талант актрисы неоднократно отмечали большим количеством кинематографических премий, французских и международных. Натали Бэй, как другие профессиональные актрисы, которых Симон взяла на роли первого плана, играет психолога-консультанта в Центре планирования семьи. Остальные герои ленты - непрофессиональные актёры. Часть женщин в картине рассказывают свою, невыдуманную историю, благодаря чему фильм можно назвать полудокументальным. Сцены диалогов в киноленте фактически представляют собой мини-театральные зарисовки, так как большинство из них снимали с одного дубля и впоследствии не подвергали монтажу.


Исключительный вкус режиссёра, так же как и качество съёмки, порадовали глаз цветовыми сочетаниями и интересными ракурсами. Но эта красивая картинка наделена менее притягательной начинкой – за сочными оттенками и свободными рассуждениями о сексе, методах контрацепции и абортах кроется болезненный групповой портрет современного общества.


Через простой диалог с сотрудником Центра планирования семьи мы невольно выясняем, что большинство из пришедших на консультацию женщин, в сущности, не задумываются ни о любви, ни о материнстве. Режиссёр оставляет открытым вопрос о женской эмансипации и женственности. В борьбе за равноправие женщина приобрела дешёвую подделку – тождество. Она стала неравна мужчине в своей полярности, а подобна ему. Как пришедшая на консультацию бизнес-леди, которая и мыслить не может о рождении ребёнка из-за боязни потерять успешное дело. Все предложения консультанта о сохранении беременности были отклонены ещё и заявлением о том, что ребёнок не будет удобен их семье и по материальным причинам. По её мнению, каждому ребёнку просто необходима отдельная комната, если же её нет, то он практически не имеет права на существование.


Такое хладнокровное и циничное отношение к детям наблюдалось на протяжении всей картины. Практически ни одна из женщин не выказала желание оставить своего ребёнка.


Центр планирования семьи в фильме, таким образом, всё больше напоминает центр планирования убийства. Общество практически нивелирует ценность человеческой жизни со средней стоимостью предмета интерьера. Что консультанты, что пришедшие на приём несостоявшиеся мамочки ни на миг не задумываются, что избавляются не от набора клеток, а от своего ребёнка. Самое страшное, что подобная процедура выглядит в фильме обыденной и нормальной. Консультанты спокойно обозначают стоимость убийства. Чем выше срок беременности, тем больше платит заказчик. Словно речь идёт не о жизни человека, а об удалении зуба. Хотя даже о зубе пекутся больше, чем эти женщины о детях.


В фильме все равны - и молодые девушки, и зрелые женщины. Они яро не желают детей, каждая по своей причине. Среди их диалогов улавливается явная параллель уровня ответственности подростка и так называемого взрослого человека. Подростки боятся ответственности в силу своего возраста, но подобным же образом ведут себя и зрелые женщины. Женщина, неоднократно изменявшая мужу, говорит о том, что хочет отделаться от своего слишком навязчивого поклонника и не знает, сохранить жизнь своему ребёнку или нет, ведь отцовство - спорная тема. Она спала с обоими мужчинами параллельно, и неизвестно, от кого забеременела. Её главный посыл - это фактически просьба к консультанту принять за неё решение. Несмотря на свой солидный возраст, она остаётся незрелой эмоционально и являет собой абсолютный пример дисгармонии. Она не только не может определиться с тем, что и к кому чувствует, но ещё и пытается переложить ответственность за свои поступки на других.


Помимо этого, в фильме отражено совершенно лёгкое отношение к любви. Оно выражается скорее в желаниях плоти, без сотрудничества души и разума. На вопрос о чувствах к своему партнёру и возможной беременности девушки реагируют однозначно - «когда-нибудь у меня будет семья, но не с этим человеком». При этом подобные заявления звучат из уст молодых девушек, которые состоят в своих первых отношениях.


По сравнению с ними появившаяся в конце фильма на консультации психолога уже немолодая проститутка не вызывает отторжения. Самым удивительным образом именно её история напрямую связана с одним из самых светлых моментов фильма. Не веря в любовь, она вместе с тем испытывает сильные и глубокие чувства к одному мужчине, с которым и не надеется быть рядом. Она пришла на консультацию, потому что уже в третий раз от него беременна, но вновь хочет избавиться от ребёнка. «Вы беременны в третий раз? От одного и того же человека? При случайной связи и с учётом того, что вы отлично предохранялись? А вы не думали, что это не случайно?» Именно через этот диалог с консультантом наиболее ярко отражается суть фильма: Центр планирования семьи – сухая канцелярия, в которой вершатся женские судьбы. А небесная эта канцелярия потому, что беременность и любовь - это дар свыше, который не в состоянии оценить большинство героинь этого фильма-жизни.