1.jpg


Из 47-миллиардного бюджета Удмуртии около 3,236 млрд рублей (почти 7 процентов) – это расходы на капитальное строительство инфраструктуры и социальных объектов. Так это называется в официальных документах. На самом деле под прикрытием «соцстроительства» Правительство УР тратит деньги попросту на то, что захочется, в том числе не имеющее отношения ни к инфраструктуре, ни к «социалке», ни к самому строительству. В этой громадине бюджетов чиновники прячут множество обсуждаемых, сомнительных и откровенно нецелевых затрат.


«Прячут» - это значит: не публикуют и ни с кем не обсуждают. Речь идёт о распоряжении Правительства УР №330-р от 27 апреля 2012 года, в котором детализированы строительные расходы бюджета УР, оставшиеся без расшифровки в основном финансовом документе. Сводный перечень объектов капитального строительства на 2012 год, утверждённый премьером Юрием Питкевичем, пока удалось найти только в частных справочно-информационных системах. Есть большие сомнения в том, что он вообще когда-либо был официально опубликован хотя бы малым тиражом «Известий УР».


Перечень занимает свыше 400 страниц текста - в нём собраны воедино все казённые стройки Удмуртии на этот год - от реконструкции ДК «Ижмаш» до перепланировки деревенской школы на 15 учащихся. Суммарная стоимость всего строительства и проектно-сметной документации к нему – 3,236 млрд рублей, распределение в общих чертах приведено на наших диаграммах (см. иллюстрацию). В раздел «Прочие объекты» пришлось отнести все стройки, суть и цель которых совсем уж непонятны на обывательском уровне, а также объекты, которые нельзя отнести к какой-либо одной категории. В основном это капстроительство в сфере ЖКХ.


Первое, что бросается в глаза при чтении документа, – неравномерность распределения средств, или, если угодно, «дворцовый принцип». В большинстве сфер казённого строительства на несколько считанных «парадных» объектов уходят почти все выделенные средства, а между несколькими десятками остальных объектов распределяется скромный остаток. Порой иначе и не может быть – всё сразу построить невозможно, и если, например, из 70 с лишним детских садов и школ с детсадовскими группами, внесённых в Перечень, на 12 детсадов приходится 2/3 выделенного финансирования, то это значит только то, что средства ограничены и до остальных просто не дошла очередь. Но вопрос в том, кто и как определяет очерёдность: если на строительство и реконструкцию всех детских садов Ижевска выделено менее 100 млн рублей, а на строительство детского сада в деревне Удмуртский Лем Дебёсского района – 45 миллионов, то значит ли это, что нехватка мест для дошколят в обоих случаях сопоставима?


На школьных стройках в этом году «дворцовый принцип» ещё более очевиден. Около 45,2 из 210 млн рублей – без малого четверть республиканского финансирования строительства и реконструкции муниципальных школ – в этом году пошло на возведение пристроя к ижевскому лицею №30. Здесь, как и везде, средства распределялись в «закрытом режиме», поэтому о мотивах можно лишь догадываться. Что, «тридцатка» самая заслуженная?


Или самая бедствующая? Или слишком много приняла на учёбу сыновей и внуков «первейших лиц» Удмуртии? Не жребий же бросали, в самом деле. Без публичного обсуждения приоритетов эти вопросы так и останутся висеть в воздухе.


В перечне спортивных «объектов капитального строительства» (термин из распоряжения Правительства УР) ровно 40 млн рублей – почти десятая часть – приходится на «приобретение стадиона «Купол» в г. Ижевске».


Строительство нового и приобретение чужого-старого, как ни крути, – разные вещи, и надо ещё разобраться, по какой статье Закона о бюджете УР на 2012 год «оформили» эти затраты. Но главное – этот стадион на бюджетные деньги фактически приобрело автономное учреждение УР «Футбольный клуб Зенит-Ижевск», уже имеющее домашнюю арену, ни много ни мало – Центральный республиканский стадион. То есть дорогостоящая покупка не могла быть продиктована острой потребностью самого покупателя, что заставляет искать иные мотивы. Пока известно только то, что деньги из бюджета Удмуртии за «Купол» получило некое ООО «РИТ-финанс», что само по себе ни о чём не говорит – эта юридическая фирма специализируется на взыскании долгов и сопровождении процедуры банкротства.


За последние два года это уже второй спорткомплекс, из неясных побуждений купленный Правительством УР за большие деньги у частных лиц. Предыдущая покупка ГК «Чекерил» за 363 млн рублей у ООО «Хайперфудс холдинг» («Комос групп») вызвала многоэтажные разбирательства с участием удмуртского Управления Федеральной антимонопольной службы, которое в итоге нашло в сделке признаки преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ (устранение конкуренции). С тех пор «дело ГК «Чекерил», похоже, притормозилось, зато деньги на развитие горнолыжного комплекса власти УР выделяют регулярно. В 2012 году объекты «Чекерила», расположенного в Завьяловском районе УР в 6 км от Ижевска, обойдутся в 46 млн рублей, притом что в черте самого Ижевска, не считая долгостроя крытого катка, сопоставимых по стоимости спортивных объектов в Перечне не значится.


Основной же «президентской стройкой» и главной бедой строительного бюджета-2012 остаётся реконструкция ДК «Ижмаш». Этот единственный объект только в текущем году обошёлся Удмуртской Республике в 312,5 млн рублей, что составляет 1/10 от всех бюджетных затрат на капитальное строительство и реконструкцию. ДК «Ижмаш» «съел» практически весь лимит на вложения в объекты культуры. Он в одиночку перевешивает по стоимости все многочисленные «школьные» стройплощадки, вместе взятые. Отказавшись от него одного, республика могла бы в полтора раза ускорить строительство детских садов, практически удвоить темпы газификации и в четыре с лишним раза увеличить вложения в объекты здравоохранения и так далее. При этом, как выясняется, для завершения реконструкции ДК «Ижмаш» Правительство УР ещё и залезло в долги. Одних процентов по кредитам на эту стройку в 2012 году выплачено не менее 12 миллионов.


Есть в официальном Перечне и откровенно нецелевые расходы. Например, ровно 13 млн рублей в нём списано на «приобретение автотранспорта для автобазы Президента и Правительства УР» - и правительство уже закупает в сентябре две машины «Тойота Камри Комфорт» по цене более 1,1 млн рублей за штуку (об этой истории «Д» писал в прошлом номере). Трудно себе даже представить, что творится на самих стройплощадках, если даже в открытом документе нашлось место такому анекдоту. Но это, вместе со всеми сметами, аукционами, конкурсами и «стройками-призраками», уже совсем другая история.