2.jpg


В любое другое время эти цифры были бы дежурной иллюстрацией к термину «депрессивная территория». Качеством медицинской помощи недовольны 63 процента опрошенных, условиями развития бизнеса – 31 процент.


Среди 34 процентов респондентов, которые рассматривают возможность выезда на ПМЖ за пределы Удмуртии, 39 процентов называют причиной отъезда плохие материальные условия жизни, 14 процентов – проблемы в сфере образования, 11 процентов – проблемы с трудоустройством и 10 процентов – «общий упадок» республики. «По мнению двух третей респондентов (65%), Удмуртская Республика нуждается в серьезных социально-экономических изменениях, без которых невозможно дальнейшее развитие», - говорится в сообщении Всероссийского центра исследования общественного мнения, опубликованном в понедельник, 15 октября.


Именно эта дата наделяет результаты проведённого соцопроса таким тревожным звучанием. В понедельник удмуртское отделение «Единой России» во главе с президентом Волковым праздновало победу на выборах в Госсовет Удмуртии – за партию депрессивной стабильности при рекордно низкой явке проголосовали 265,5 тысячи жителей республики, что составляет 21,9 процента от общего числа избирателей (53,2% от числа принявших участие в выборах). За неделю до этого, отвечая на вопросы сотрудников ВЦИОМ, работу Волкова на посту Президента УР негативно оценили 39 процентов граждан, позитивно – 33 процента, а 21 процент опрошенных заявили, что ничего не знают о его деятельности. Ещё раньше в прессу просачивались сведения о «кремлёвских» замерах общественного мнения, согласно которым антирейтинг президента Волкова («не доверяю») был оценён в 55%.


Это – простая задача на формальную логику. С такими настроениями в обществе «партия власти» не может выиграть выборы; в Удмуртии «партия власти» одержала победу; следовательно, то, что произошло в Удмуртии 14 октября, – не выборы.


В «выборах» 14 октября есть два изъяна, заставляющих брать это слово в кавычки: маленький и большой. Малый изъян – это почти 22,5 тысячи открепительных удостоверений, выданных гражданам, которых решили покатать на автобусах их работодатели-«единороссы». Это пять карликовых партий, буквально втиснутых политтехнологами «партии власти» в избирательный бюллетень, чтобы оттянуть 5,5 процента голосов оппозиции. Это десятки сообщений о «каруселях» и массовом подвозе избирателей, поступивших с участков от наблюдателей «Патриотов», которые вели наблюдение на декабрьских выборах в Госдуму РФ и на президентских выборах в марте, но столкнулись с такой массовой вакханалией впервые. Однако чистое голосование, отняв у «Единой России» несколько депутатских мандатов, не повлияло бы на ситуацию в корне.


Коренной изъян скрывается гораздо глубже. Людей спросили: как вы оцениваете ситуацию в регионе? – и 58 процентов опрошенных, согласно данным ВЦИОМ, высказали недовольство. Людей спросили: нужны ли республике перемены? – и 65 процентов респондентов ответили: нужны. И вот Конституция дала тебе право, ЦИК УР организовала тебе выборы, получи бюллетень – измени ситуацию. Нет, не хочу голосовать, хочу ещё пять лет смотреть на президента Волкова.


Чиновники так долго творили в республике произвол и так тщательно окутали свою деятельность загадочным туманом, что заставили людей поверить, будто бы всё, что связано с управлением государством, будь то расходование бюджета или выборы, – это какая-то непроглядная бездна, где «всё равно» всё будет украдено. Кто ворует? «Они» - безымянные и безликие. Между жуликами, растаскивающими деньги на строительстве дорог и ремонте больниц, и результатами выборов в этом искусственном тумане порой не видно прямой взаимосвязи. И граждане, не участвуя в собственной судьбе, как бы со стороны наблюдают за происходящим. Нужны перемены? Да, нужны. Кому? Удмуртии. Пусть Удмуртия с этим и разбирается, а мы – 33 процента, по версии ВЦИОМ, – на случай, если станет совсем тяжко, уже собрали свои чемоданы.


В итоге столица Удмуртии – Ижевск, где проживает почти половина зарегистрированных избирателей, фактически не получила в Госсовете УР нового, пятого, созыва адекватного представительства. В большинстве своём отказавшись от права голоса, несмотря на фиксируемое социологами глухое недовольство, ижевчане позволили навязать себе депутатов, обязанных мандатами административному ресурсу чиновников и продолжающему деградировать селу, которое гораздо проще поддаётся давлению. И новоиспечённые депутаты, конечно, знают об этом. Поэтому отношения между законодательной и исполнительной властью в ближайшие годы станут ещё более ласково-доверительными, а перекосы бюджетной политики в сторону строек в обезлюдевшей сельской местности и пустивших корни в голове президента Волкова соревнований по надоям – ещё разительнее.


В ижевской Гордуме тоже сплошь «единороссы», послушные администрации президента Волкова. Так что по итогам выборов 14 октября, отбросив формальности, самыми политически бесправными в Удмуртии гражданами оказались жители её столицы.


Это конечный результат положительной обратной связи по схеме: не верю в политику – не голосую за перемены, не голосую за перемены – хлебаю дальше те же щи и разочаровываюсь в политике ещё больше. В этом искажённом мире партия чиновников чувствует себя хорошо и получает от абсолютного меньшинства жителей Удмуртии абсолютное большинство кресел в республиканском парламенте.