3.jpg



Авария произошла в районе улицы Азина и переулка Будочного. Два железнодорожных пути, смыкающихся в однопутную дорогу в том месте, где случился сход состава с рельсов, находятся на балансе ОАО «Ижсталь». Завод, как известно, уже более семи лет контролируют структуры Стальной группы ОАО «Мечел», пришедшей в Ижевск весной 2004 года. По одну сторону опасного участка железнодорожного полотна, там, где состав сошёл с рельсов, – металлокорпусные складские помещения завода ВЭМ, боксы автотехцентра, цеха «Ижстали», по другую сторону вплотную к путям - мощённая щебнем автомобильная дорога и жилой частный сектор. Этот железнодорожный путь, ответвляясь от Горьковской железной дороги, упирается в тупик в пробном складе шихтового двора «Ижстали».


По сообщению начальника управления делами администрации и общественных отношений, специалиста по связям с общественностью ОАО «Ижсталь» Андрея Дюгурова, 23 октября состав из трёх вагонов с цементом от ГЖД направлялся к месту разгрузки на завод. Два вагона с конца поезда сошли с рельсов. Таким образом, г-н Дюгуров опроверг информацию, прошедшую ранее в программе «Вести» на телеканале «Россия» о том, что поезд сошёл с рельсов при постановке вагонов на погрузку в самом цехе «Ижстали». «Ничего страшного в случившемся нет. Никакого влияния на организацию производственного процесса, равно как и других негативных последствий, данный случай не имел», - отметил этот сотрудник «Ижстали».


С аварийной железнодорожной веткой граничат улицы Фабричная, Сталелитейная, Краснознамённая, Азина; переулки Фабричный, Сталелитейный, Краснознамённый, Будочный. В непосредственной близости к путям (от трёх до 15 метров от рельсов) - как минимум 15 частных жилых деревянных домов. К ветке, как уже было сказано, примыкает параллельная оживлённая автодорога: по ней регулярно ездят на автомобилях жители частного сектора и одновременно передвигаются пешеходы.


«С момента моего переезда сюда в 2005 году железнодорожные пути «Ижстали» не ремонтировались, - отмечает житель переулка Будочного Александр Фукалов. - За путями, шпалами и рельсами не следят. Все шпалы поросли мхом, рельсы ни разу не менялись. Лежат косые и кривые. Где гарантия, что поезд вновь не сойдёт с рельсов и не протаранит наши дома? Мой дом как раз располагается в 4-5 метрах от рельсов, помимо меня страдают такие же «везучие» соседи».


«Железнодорожные пути, находящиеся на балансе предприятия, поддерживаются в рабочем состоянии, - тем временем заявляет Андрей Дюгуров. – И ни жители близлежащих домов, ни вы не можете оценивать состояние путей, чтобы делать подобные выводы. Это компетенция экспертов».


Кроме угрозы опрокидывания составов на жилые дома и автотрассу жители частного сектора жалуются на беспрерывные сигналы подходящих и отходящих тепловозов, на высокую скорость их передвижения. «Мы устали уже от постоянно орущих за ненадобностью поездов. Ночью подскакиваешь от таких оглушительных звуков, дети просыпаются. Выйдешь на улицу - никого нигде нет. Кому машинист подал сигнал? Неизвестно!


Поезда по ветке идут не с положенными для таких участков 5 км/час, а несутся. В ответ на замечания машинисты поездов только посылают нас по известному адресу и посмеиваются», - рассказывают жители.


По словам Александра Фукалова, жители соседствующих со злосчастными путями частных домов неоднократно обращались к руководству ОАО «Ижсталь»: отправляли письма по электронной почте и бумажные за 64 подписями жителей Ленинского района, обивали пороги, выходили с инициативами перенести подъездной путь в безопасное место, а существующую ныне ветку закрыть. «Частные постройки появились здесь задолго до появления этой ветки – ещё в 50-х годах. Железнодорожный же путь появился поздней. Как альтернативу мы предлагали предоставить людям, находящимся в зоне риска, жильё в другом месте, как то уже было сделано с некоторыми жителями ветхих деревянных домов, дворы которых упирались в цеха «Ижстали». Хотя лично я переезжать не хочу – у меня здесь всё обустроено, шикарный сад. Все наши просьбы были проигнорированы», - говорит Александр Фукалов.


«Как должностное лицо я веду на заводе не только работу со СМИ, но и контролирую всю корреспонденцию и могу со всей ответственностью заявить, что до нас не доходило ни одного обращения от жителей с подобными просьбами, - отрицает факты Андрей Дюгуров. – Но даже если бы и дошли… Если вы пообщаетесь со специалистами по поводу возможности переноса железнодорожных путей, да ещё в городской черте, я уверен, что этот вопрос у вас отпадёт сам собой. Кроме того, говоря о соседстве железнодорожных путей и частного сектора, напомню, что завод является основателем Ижевска: сначала появился завод, а затем вокруг него - рабочий посёлок, который со временем получил статус города. Не завод строился на головах людей, а люди по собственному желанию построились вокруг него».


В результате чрезвычайного происшествия часть железнодорожного полотна была разрушена. Мероприятия по ликвидации последствий – поднятие вагона, замена искорёженных рельсов, возобновление движения составов к месту назначения – проводились силами ижсталевского железнодорожного цеха. На все работы ушло около суток.


По причине происшествия на заводе созвана комиссия, которая должна выявить причины инцидента. По словам жителей, после ЧП поезда по восстановленным путям стали следовать с меньшей в разы скоростью и не сигналят столь оголтело, как это было прежде.


В ходе подготовки публикации стало известно, что пути, на которых произошла авария, не единственные подвозные пути к заводу. Несколько цехов «Ижстали» также имеют в распоряжении отдельные ветки. Общая протяжённость их исчисляется десятками километров. Вряд ли состояние других путей отличается от состояния тех, с которых сошёл гружённый цементом поезд.


По словам местного жителя Александра Фукалова, за всё время, что он проживает в Будочном переулке (а это около восьми лет), поезда сходили с рельсов дважды. Как раз восемь лет назад, в 2004 году, началась приватизация завода «Ижсталь», с которым у Ижевска связана целая жизнь: завод давал работу десяткам тысяч людей, предоставлял жильё своим работникам, строил дороги, облагораживал инфраструктуру города.


PR-щики, нанятые для работы на официальном интернет-ресурсе Администрации города Ижевска поглощение «Ижстали» Стальной группой «Мечел», судя по стилю изложения, оценивают чуть ли не как приход мессии. «Вхождение в «Мечел» позволило «Ижстали» полностью решить вопрос с обеспечением основными видами металлургического сырья и реализовывать крупные инвестиционные проекты, – сообщается на городском сайте. - Предприятие динамично развивается, увеличивает объемы производства, осваивает новые виды продукции и повышает ее качество. В 2008 году за значительный вклад в социально-экономическое развитие Удмуртской Республики ОАО «Ижсталь» было занесено на Доску почета Удмуртской Республики».


При всём при этом, однако, одним из наглядных примеров обратного, этой шито-крытой версии процветания завода под эгидой «Мечела», служит случившаяся авария и разрушение железнодорожного полотна. Гнилые шпалы, кривые, заросшие мхом рельсы, попавшие под угрозу жители мало интересуют столичное руководство металлургического предприятия в Ижевске. Даже при всём желании головное управление не в состоянии проконтролировать все нюансы производства в регионах. А руководство «Ижстали», стало быть, считает ненужным изыскивать, требовать средства на ремонт собственных железнодорожных веток.






3_1.jpg