Базу, где хранятся опасные вещества, внешне не отличить от обыкновенной хозяйственной.


В закрытом совещании у вице-премьера участвовали представитель Министерства природы и охраны окружающей среды УР, глава администрации Якшур-Бодьинского района Андрей Леконцев, депутат Госсовета УР Софья Широбокова, начальник Службы гражданской защиты Удмуртской Республики Николай Кольцов и другие. Средства массовой информации на совещание допущены не были.


Экспедиция на место


Восполнить пробел информации корреспондент «Д» отправилась на место в Якшур-Бодьинский район республики, где встретилась с людьми, которые своим активным настроем заставили Правительство УР пересмотреть свои планы. От Ижевска до Селычки около 30 км. До сельского совета, который располагается в центре села прямо возле Як.-Бодьинского тракта, мы добрались за полчаса. Бревенчатое почерневшее от времени одноэтажное строение с небольшой ярко-бордовой табличкой с позолоченными буквами: «МО Селычинское». Калитка из штакетника с облупившейся зелёной краской. Это и есть сельский совет. Напротив, через дорогу, развевается растяжка с символикой «Единой России» - что-то о стабильности и силе.


За пару часов до нашего приезда здесь завершилась сессия поселкового совета. По словам местного депутата Василия Николаева, ставшего координатором жителей в борьбе против опасного объекта, в первую очередь на сессии обсудили решение Правительства УР об отмене строительства. На сессии присутствовали двое сотрудников УФСБ, которые, как сказал депутат, почему-то поинтересовались у него, не сменил ли он прежний абонентский номер мобильного телефона.


На информационном стенде администрации перед входом в сельсовет висело объявление следующего содержания: «Спасибо всем! Благодаря активной жизненной позиции населения при участии депутата Государственного Совета С.Э. Широбоковой строительства пункта временного хранения радиоактивных веществ с метрологическим участком не будет».


Выяснилось, что это объявление было наклеено буквально утром посыльным от главы села Селычка Дмитрия Лебедева. Упомянутая в нём Софья Широбокова, председатель постоянной комиссии Госсовета УР по бюджету, налогам и финансам, член партии «Единая Россия», с жителями Селычки по данному вопросу не встречалась, но, как говорят, приглашала к себе начальника Службы гражданской защиты УР Николая Кольцова, которого потом жители на встрече с чиновником не раз уличили в попытках утаить важную информацию.


На сельском сходе


В небольшой комнатке вокруг председательского стола нас уже ждало человек двадцать. Три недели назад, 8 ноября, в день встречи с представителем Службы гражданской защиты УР, начальником радиометрической лаборатории Леонидом Шмаковым, начальником отдела Главного управления МЧС по УР Сергеем Гараниным, здесь уместилось 120 человек – жителей Селычки, Солнечного, Канифольного, Чура, Нылги. Собрались все – от детсадовцев с молодыми мамами до старожилов. Было много выступающих - местные депутаты, врачи, педагоги, пенсионеры. «Не подъехало ни одного представителя из района, - сетовали жители. – Серьёзный вопрос решался. Такое отношение к людям...»


«Мы были бы счастливы, если бы строительство действительно было отменено, – говорят на просьбу выразить своё отношение к происходящему местные жители. - Но вывешенной табличке мы не верим. Софья Эльфатовна во время волнений с нами ни разу не встретилась. По-прежнему ходят разговоры о том, что сторожей, которые сейчас работают на складах, сократят после Нового года, с резервных складов службы запасы вывезут, передадут охрану третьим лицам, поставят солдат с автоматами. И будут дальше тихонько делать своё дело - привозить, разбирать, комплектовать. Но люди-то не дураки!


Нам говорят - временное хранение. Балезинские бочки с мая вопреки всем «временно» тут стоят в нетронутом виде».


«26 октября, как только я узнал о том, что у нас в селе собираются строить пункт для складирования радиоактивных отходов (какой-то парень распечатал новость об этом из Интернета и повесил на доску информации), сразу позвонил главе села Дмитрию Лебедеву, – рассказывает депутат Селычинского совета депутатов Николай Бычин. – Лебедев ответил, что в последнюю неделю был на больничном, а с сегодняшнего дня в отпуске, поэтому ничего об этом не знает. Хотя я думаю, что он не мог не знать о решении по строительству, а в отпуск он вышел многим позже после начавшейся заварухи».


Такой же позиции придерживался глава местной администрации, когда под Селычкой на территории материально-технических складов МЧС, на месте которых планировался пункт хранения радиоактивных веществ, складировали контейнеры с четырёххлористым углеродом из Балезино. Тогда, по словам обеспокоенного опасными контейнерами старейшего жителя Селычки Олега Вахрушева, Лебедев помахал у него перед носом листком бумаги – результатами экспертизы, в которых было вынесено заключение о том, что отходы вреда не несут.


На встречу жителей с корреспондентом «Д», кстати, по словам собравшихся, глава села Дмитрий Лебедев собирался прийти, но не смог, сказался, что приболел. Без лишней иронии хочется пожелать Дмитрию Михайловичу здоровья, так как ответственный пост не терпит частых больничных.


Бунт


На общественных слушаниях жители единодушно высказались против строительства пункта хранения радиоактивных веществ. Редакции удалось получить смонтированную запись слушаний. Слышно, как должностные лица под натиском аргументов идут на попятную. Тема про «балезинские» отходы всплывает на каждой минуте встречи. Сначала высокопоставленные лица категорически отрицают факт завоза бочек с четырёххлористым углеродом из Балезино на территорию материально-технических складов неприкасаемого запаса Службы гражданской защиты УР. Хотя на самом деле они по-прежнему хранятся неразгруженные на прицепах КамАЗа в том же положении, в каком их привезли сюда в мае. Поутихнет скандал с Балезино, там и захоронят, считают жители. Доступа на объект у простых людей нет, территория огорожена, охраняется – творите, что хотите.


«С чем бочки стоят?» – спрашивал один из участников схода 8 ноября. «С мазутом!» – отвечал кто-то из должностных лиц. «Мазут хлором не пахнет. К чему бочки с простым мазутом ночью ввозить на охраняемые склады гражданской защиты?»


Хило державшие ответ чиновники попытались убедить селычинцев, что никакой опасности в строительстве нет, что приборы, которые будут завозиться на склады, не вредны даже для обслуживающего персонала, не говоря уже о жителях близлежащих населённых пунктов.


«В республике в целях совершенствования системы защиты обороны принята ведомственная программа «Развитие гражданской обороны Удмуртской Республики на 2012-2014 годы», пунктами которой являются создание участка по гравировке и проверке приборов и место хранения радиоактивных веществ, - говорил на записи Николай Кольцов. - Согласно этой целевой программе выделены бюджетные средства на разработку проекта по строительству участков – дозиметрический участок для проверки и гравировки приборов радиационной разведки и место для временного хранения радиоактивных источников, которое будет образовываться в процессе разбраковки этих приборов. Ежегодно в процессе накопления этих источников они будут отправляться на заводы, которые перерабатывают эти источники и утилизироваться…»


«Флюорографы более радиоактивные, чем счётчики Гейгера, которые будут храниться на складе, – показал на принесённые с собой приборы начальник отдела Главного управления МЧС по Удмуртии Сергей Гаранин. - Эти приборы – специализированные, сертифицированные, предназначены всего лишь для настройки других приборов. Отслужившие и неиспользованные приборы в соответствии с нормами радиоактивной безопасности и санитарными нормами мы должны собирать в одном месте и дождаться, пока их примет у нас предприятие «Радон» в Москве. Строить тут ничего не будут. Просто привезут два модуля-вагончика. В первом приборы будут проверяться, сортироваться и отбраковываться, а во втором – храниться до отправки на утилизацию».


Кто к нам со счётчиком Гейгера пришёл…


Жители приезжим чиновникам не поверили: «Вы к нам пришли с одним прибором. Он безопасен, допустим. В складах их будет сотни тысяч. Каков будет их суммарный фон? Почему проектируемый объект не предусматривает случай аварии? Если эти счётчики в действительности безопасные, почему планируется строительство нового объекта, чем не устраивают имеющиеся склады?»


Представители служб растерялись от таких вопросов: «Мероприятия направлены на вашу же безопасность. Мы избавляемся от опасных приборов по нормам, так чтобы они не могли попасть в недобрые руки».


«Пункт предполагается строить в бассейне трёх рек (до Ижа, который наполняет Ижевский пруд, всего 30 метров), верховых болот, осенью и весной грунтовые воды поднимаются до полутора метров ниже уровня поверхности земли. Грунт песчаный без примесей глины – грунтовые воды свободно перемещаются. Нельзя здесь строить такой объект!» – аргументирует позицию жителей депутат Василий Николаев.


«Люди летом постоянно отдыхают в той местности на природе – приезжие городские и местные. Там проходят республиканские слёты и фестивали. Расположены дом престарелых, санатории, три объекта республиканского значения. Рыбачим мы там. Скотина там наша питается», - рассказывает житель села Олег Вахрушев.


«Кольцов в своём интервью одной газете говорил, что никакой вредности в объекте он не видит: на территории будет выкопана яма, и свинцовые бункеры с отходами будут зарывать на глубину
2 метра. Но, во-первых, речи о свинцовых зарываемых бункерах в проектной документации нет, а во-вторых, видимо, товарищ Кольцов ничего не знает о наших высоких грунтовых водах. О чём это говорит? О том, что даже мониторинга местности перед строительством такого серьёзного объекта никто не проводил. Я уж не говорю об общественных слушаниях, которые положены по закону в таких случаях», – выступила Людмила Татарских.


«Меня лично возмутило то, что глава республики дал разрешение службе гражданской защиты на склад временного хранения радиоактивных источников в таком неприспособленном месте, - возмущается Виктория Кузнецова. – Кто, кому, что за это обещал – не знаю. Почему государственные лица не озвучили своё решение? Почему местность не изучили? В очередной раз нас обманули на уровне высокопоставленных лиц».


«Не было бы балезинских бочек исподтишка, может быть, мы вам и поверили бы, - выступил главный врач санатория «Селычка» Георгий Запивлов. - Шмаков решил, что подходящее место - Селычка: склад есть, охрана есть, так тому и быть? Очень удобно, конечно. На складах десятилетиями хранится дуст для противоклещевой профилактики. На окраине села – свалка отходов с ижевского завода пластмасс. До недавнего времени в воинской ракетной части хранились свои захоронения. У нас повышенная детская смертность от онкологических заболеваний. От рака в последнее время в посёлке умер 21 человек, с опухолями ходят ещё двадцать. Мы смиряемся с этим. Но когда вы начинаете врать, наше терпение заканчивается».


«Три года я работал в МЧС, я – подполковник запаса, поэтому мы с вами поговорим на одном языке, - поставил финальный аккорд депутат Як.-Бодьинского районного совета Вячеслав Шахтарин. - Вокруг такого объекта должна быть оборудована локальная система оповещения радиусом в 5 км. Средств на систему не выделено. Изношенность склада 40%, что не обеспечивает должный уровень хранения веществ. Средств на реконструкцию склада не выделено. О какой безопасности вы говорите? Для строительства объекта, на котором будет храниться класс веществ, о котором идёт речь, во-первых, обязательно согласие населения, во-вторых, должны быть проведены мероприятия по защите населения. Обеспеченность средствами индивидуальной защиты от радиоактивных веществ у населения по всей республике сегодня – нулевая. Конституция и федеральный закон говорят о том, что население должно быть информировано о возможных рисках. И где?»


Подышать свежим воздухом?


После встречи с жителями Олег Сергеевич Вахрушев вызвался сопроводить нас до складов. На территории примерно в один гектар они располагаются в двух минутах езды от центра Селычки на живописно-пасторальном берегу реки Иж в ельнике, перемешанном с сосной. Таблички на изгороди предупреждают об опасности. Радостно виляя хвостом, нас встретил чёрный щенок-дворняга, очевидно, он и не догадывается о том, каким воздухом здесь дышит с рождения. Нерадостно встретил охранник, который сообщил, что не вправе впускать нас на территорию склада для фотографирования бочек с балезинскими отходами. На подмогу подоспел начальник караула материально-технического склада в военной форме с символикой МЧС: «Чего опасного? Кто беспокоится?


Какая-то старуха сплетни пустила…» Так и не представившись, они закрыли ворота и удалились.


Р.S. По неофициальной информации, столкнувшись с протестом жителей Якшур-Бодьинского района, республиканские власти решили не нагнетать обстановку и перенести пункт временного хранения радиоактивных веществ с метрологическим участком в Глазов, на территорию режимного ОАО «Чепецкий механический завод».





2_1.jpg


2_2.jpg


Жители Селычки отбивались от планов властей прямо под портретами руководства страны и республики.


Депутат местного совета Василий Николаев стал неформальным координатором жителей в борьбе против опасного объекта.


2_5.jpg