Знаменательно, что съезд Всеудмуртской ассоциации открылся в годовщину вызвавшего большой общественный резонанс отказа теперь уже бывшего президента «Удмурт Кенеш» Николая Мусалимова от мандата депутата Государственной думы в пользу чеченского бизнесмена Бекхана Агаева. Это памятное событие произошло 14 декабря 2011 года. Тогда, год назад, Александр Волков сумел «уговорить» взволнованных удмуртов отложить вопрос об отставке Николая Мусалимова с поста президента ассоциации, хотя тот вроде бы уже сам готов был написать заявление.

Интригу отложили на конец 2012 года. И некоторые ожидали, что это будут настоящие демократические выборы. Однако всё произошло как-то «мимоходом», как глупая шутка почти в самом конце съезда, в седьмом часу вечера. Это больше походило на шулерскую игру «в напёрстки». Я уверена, что сегодня никто, во-первых, точно не знает, а во-вторых, не имеет законных полномочий утверждать, сколько всего голосов было подано за кандидата в президенты «Удмурт Кенеш» Игоря Семёнова. Тем не менее победителем объявили именно его.

Начать же, как мне кажется, следует издалека. С того момента, когда на местах, в районах, проходили отчётно-выборные конференции «Удмурт Кенеш», на которых формировались делегации на съезд Всеудмуртской ассоциации. Насколько плотно организацией работы этих мероприятий занимались чиновники районных администраций, «Д» писал на примере конференции в Увинском районе. Но в Уве всё же удалось более или менее сохранить актив, отстоять председателя Зинаиду Полянкину, проявляющую независимость по отношению к административному нажиму. В большинстве других районов административный ресурс своё взял - на съезд, согласно докладу председателя мандатной комиссии, прибыло 284 делегата из районов республики (вместе с делегатами из-за пределов Удмуртии - 352). Среди делегатов 107 учителей. Почти 70 процентов делегатов - женщины! Одиннадцать человек – главы администраций и муниципальных образований. Студентов и молодых специалистов всего 7 человек.

О том, как поступали с неудобными делегатами, проговорился со сцены сам новый президент «Удмурт Кенеш» Игорь Семёнов, который с наигранным возмущением почему-то в адрес председателя Госсовета УР Александра Соловьёва сообщил, что некоторых делегатов не отпустили на съезд их же руководители. С этим, мол, надо разобраться и строго наказать «самоуправцев»! Александр Васильевич Соловьёв сначала растерялся, а потом, тоже сурово нахмурив брови, деловито покивал головой. Но это, конечно, был никакой не «произвол» отдельных руководителей, а типичная административная «зачистка». Один из таких «чистильщиков» сидел недалеко от меня – Михаил Крестьянинов, глава МО «Граховский район», где из списка делегатов просто вычеркнули одну фамилию. Но этого, видимо, показалось мало.

Чтобы добиться глубоко эшелонированной «лояльности», уже на подступах к съезду началась «промывка мозгов» на «установочных совещаниях». Сначала глав районов собирали в резиденции Президента УР и давали там им «накачку», как инструктировать делегатов. Потом руководителей делегаций собирали в Доме дружбы народов – по тому же поводу. Наконец, непосредственно перед съездом ещё раз «посмотрели в глаза» людям.

После такой «фильтрации», дошедшей до «дистилляции», в зале съезда, естественно, царила атмосфера партийных съездов даже не брежневских, а сталинских времён (с той разницей, что в последних рядах балкона кое-кто тихо дремал, посапывая себе в нос). Президиуму прощалось буквально всё. Делегатов, пытавшихся призвать председательствующего к соблюдению регламента и Устава, «захлопывали», как в своё время «агрессивно-послушное большинство» на I съезде депутатов Верховного совета. Я сама лично наблюдала, как уже упомянутый глава Граховского района Михаил Крестьянинов первым стал громко хлопать в ладоши, чтобы согнать с трибуны Леонида Гонина, выступавшего в качестве альтернативного кандидата на пост президента Всеудмуртской ассоциации.

Зал дружными и продолжительными аплодисментами встречал и провожал любое начальство. Настоящая овация была устроена делегатами на предложение Александра Соловьёва сказать «огромное спасибо» Николаю Мусалимову, который, оказывается, «верой и правдой»... И так далее. Я думала, что такого масштаба лизоблюдство осталось только в злых пародиях Салтыкова-Щедрина. «Чебер картинка» - так прокомментировал происходящее один мой знакомый активист.

Но что-то, видимо, уже сломалось в административной машине. Не поднялся в почётный президиум приглашённый туда Николаем Мусалимовым Виктор Шудегов – этот единственный депутат-удмурт в Государственной думе вообще не появился на съезде. Не было ни делегаций, ни гостей из-за рубежа. Поздравления извне были зачитаны только представителем Башкирии (каким-то чиновником из аппарата президента) и руководителем делегации Свердловской области – от имени почему-то областного министра культуры.

Очень уважаемый в кругах удмуртской интеллигенции учёный-лингвист, переводчик Библии на удмуртский язык Михаил Атаманов зашёл и ушёл. Не пришёл на съезд и первый президент «Удмурт Кенеш» Михаил Шишкин. Такое впечатление, что приличным людям стало «зазорно» быть заодно с этой делегатской «массой». Николай Стрелков, ректор Ижевской медакадемии, удмурт, представлявший «Удмурт Кенеш» в Консультативном комитете Всемирного конгресса финно-угорских народов, редактировавший тематический журнал, посвящённый вопросам демографии и здоровья финно-угорских народов, вместо президиума сидел неподалеку от меня, в последнем ряду балкона. Кстати, одним из последних, впопыхах принятых постановлений съезда Николай Стрелков «по рекомендации исполкома «Удмурт Кенеш» был заменён в Консультативном совете на «баяниста» Петра Данилова, директора театра песни «Айкай».

Отдельно следует сказать о выступлении на съезде президента Удмуртии Александра Волкова. В свойственной ему «простецкой» манере, не утруждая себя законами риторики и спецификой аудитории, Александр Александрович сделал элементарный логический подлог – всё, что «Мы» (то есть Он) делаем для сельских жителей, «Мы» делаем и для удмуртов тоже. Стадионы, бассейны, лыжные базы, крытые ледовые арены – пользуйтесь на здоровье! А о том, что жизнь селян (а, стало быть, и удмуртов) налаживается, говорит, по его мнению, первое место Удмуртии среди регионов ПФО по рождаемости. Так каким-то загадочным образом президенту Волкову удалось проигнорировать демографический факт падения численности удмуртов на полторы сотни тысяч человек всего за 20 последних лет. Всё, что делается в Удмуртии, Николай Мусалимов вправе записать в свой актив. Главное условие благополучия – политическая стабильность.
А своим критикам президент Волков всегда найдёт что сказать – если в Пермском крае мамам, чьи дети не попали в детские сады, доплачивают за сидение с ребёнком, то нам это не годится. Ведь в детском саду – образование! Там чисто, красиво. А мама – иди работай! Пусть деньги несёт в семью. Далее следуют цифры – сколько будет сдано мест в детсадах. Много это или мало, никто не знает. В конце концов, народ потянется жить в деревню – там всё будет для жизни. Плюс красотища!

К выборам нового президента «Удмурт Кенеш» приступили ближе к шести часам вечера. Почётный президент Всеудмуртской ассоциации Валентин Тубылов «задушевно» попросил проголосовать за Игоря Семёнова. Следом выдвинули кандидатуру Светланы Смирновой. Затем назвали Леонида Гонина и Петра Боброва. Каждый из названных лиц получил право выступить. Речь Семёнова не запомнилась. А вот Светлана Константиновна говорила как человек, явно пошедший ва-банк, она была артистична, эмоциональна, убедительна: «Я счастливый человек! Я – удмуртка! Нет другой земли!..» и т. д. Закончила, однако, так: «Я не могу идти против моего народа – я буду голосовать за Игоря Семёнова!»…
В заключение Александр Волков безо всякого смущения, как говорится, «открытым текстом» предложил делегатам «дружненько» (так и сказал!) выбрать президентом «Удмурт Кенеш» Игоря Семёнова - «на нём пахать и пахать!». И напоследок вдруг вспомнил, что про надои-то ничего не сказал. После чего начал хвалиться тысячами литров молока на корову и на душу населения. Напоследок президент Удмуртии повесил какие-то две медальки женщине и мужчине (забыв сказать, чем именно награждены эти люди, было отмечено лишь, что это «высшая награда» Удмуртии). На вечернем пленарном заседании его кресло в президиуме пустовало.

Надо отдать должное аппаратчикам – они так «сконструировали» съезд «Удмурт Кенеш», что на пленарных заседаниях вообще не было ни единого критического выступления. Только приветствия и отчёты о достижениях - «чебер картинка». Делегатам предложили все выступления перенести на секции, которых в общей сложности было шесть. Пришлось выбирать. Я выбрала секцию «Этнополитика и право». Другие назывались: «Язык, образование», «Культура», «Информационные технологии, СМИ», «Здоровье, демография, экология» и ещё «круглый стол» по проблемам молодёжи.

Моя секция начала работу с получасовой задержкой – делегаты опаздывали с обеда. Как и на прошлом съезде, обед и банкет проходили в… цирке! По предположению моих знакомых, выбор на эту точку общепита пал потому, что цирковое кафе якобы принадлежит дочери президента Волкова. С обеда все опоздали потому, что долго ждали второе. Пока сидели в пустом концертном зале 1-й музыкальной школы на ул. М. Горького, руководитель секции Юрий Перевощиков, заместитель начальника управления в администрации президента, и Светлана Смирнова негромко обменивались репликами. Первый сказал: «У Тани инструктаж общий – слово давать». Поскольку перед уходом на обед Мусалимов пригласил руководителей секций к себе на сцену, нетрудно было догадаться, что «инструктаж» дала Татьяна Витальевна Ишматова, вице-президент «Удмурт Кенеш». А «слово давать», видимо, означает, что на секциях можно позволить выговориться всем, кто захочет. Светлана Смирнова вдруг спросила (по-удмуртски), читал ли кто-то пост в ЖЖ Крюкова (известного в Ижевске политика националистического толка, проживающего сегодня в Германии). Оказалось, что этот блогер считает, что президентом Удмуртии должен быть удмурт по национальности. Вопрос повис в воздухе.

На выбранной мной секции сначала сделал небольшой доклад по демографическим процессам в составе удмуртского народа кандидат наук Владимир Воронцов. Цифры не радуют. «Темпы уменьшения увеличиваются». Единственное, что «утешает», – в Удмуртии «сокращаются все»! Незначительный рост только у армян и азербайджанцев, ну, так их в Удмуртии пока всего полпроцента. На секции выступающие высказывались горячо, со знанием дела и по сути проблем. Особенно запомнились слова делегатов с мест. Альбина Баженова, учительница из Глазова, рассказала, как она ставила эксперимент в своих классах – какая нация как себя поведёт в критической ситуации. Удмурты спасуют, констатировала она. Такой менталитет. А Геннадий Шубин из Вавожа считает, что руководителей органов власти нужно обучать политическим понятиям – слово «толерантность», по его мнению, сейчас не годится, на местах «возрастает влияние азербайджанского этноса»; люди не верят нынешней власти, в том числе полиции; не верят в нормальное будущее.

Когда стали формулировать пункты предложений от секций в резолюцию съезда, делегат Илья Викторов зачитал следующее: «Весьма негативно следует расценивать результаты участия Ассоциации «Удмурт Кенеш» в выборной кампании депутатов Государственной думы 6-го созыва. Единственный мандат депутата ГД от партии «Единая Россия», полученный по результатам выборов удмуртом, по инициативе президента Удмуртии Волкова А.А. был передан человеку, не имеющему практически никакого отношения ни к удмуртскому народу, ни к Удмуртии». Викторов просил передать этот свой текст в секретариат.

Юрий Перевощиков на пленарном заседании доложил о работе секции и её предложениях: 1) придать ассоциации статус всероссийской (а не межрегиональной, как сейчас); 2) создать ячейки «Кенеша» в каждой деревне; 3) один из представителей Удмуртии в Совете Федерации должен быть обязательно удмуртом (и сейчас одно место как раз вакантно); 4) разработать «механизм», позволяющий наибольшему количеству удмуртов участвовать в политической жизни Удмуртии (спрашивается, а что мешает этому сейчас? – Авт.). После реплики «ещё кое-какие предложения» г-н Перевощиков закончил: «У меня всё».

К выборам нового президента «Удмурт Кенеш» приступили ближе к шести часам вечера. Почётный президент Всеудмуртской ассоциации Валентин Тубылов «задушевно» попросил проголосовать за Игоря Семёнова. Следом выдвинули кандидатуру Светланы Смирновой. Затем назвали Леонида Гонина и Петра Боброва. Каждый из названных лиц получил право выступить. Речь Семёнова не запомнилась. А вот Светлана Константиновна говорила как человек, явно пошедший ва-банк, она была артистична, эмоциональна, убедительна: «Я счастливый человек! Я – удмуртка! Нет другой земли!..» и т. д. Закончила, однако, так: «Я не могу идти против моего народа – я буду голосовать за Игоря Семёнова!»…

Затем слово взял оппозиционер Леонид Гонин, выступление которого просто сорвали шиканьем и хлопками с мест. Между тем содержательно оно было, как мне кажется, единственным по делу. Леонид Гонин говорил о том, в каком направлении надо развивать ассоциацию, что надо перестать быть просителями; надо работать не на власти, а на удмуртскую семью; защищать не индивидуальные, а коллективные права удмуртского этноса. Он говорил о формировании собственного экономического базиса – законодательство это позволяет – чтобы перестать быть «нахлебниками». Нужно идти в политику, увеличивать своё влияние через публичные договоры. В зале в какой-то момент установилась испуганная тишина, а потом с балкона раздались вызывающе громкие хлопки, которые, наконец, догадались подхватить и внизу. Другой альтернативный кандидат, Пётр Бобров, уходя с трибуны, сказал, обращаясь в зал: «Поднимите голову! Давайте проголосуем за закрытое голосование!»

Не получилось. Дальше съезд превратился в настоящий бардак. Председательствующий Мусалимов по-русски вдруг обратился со сцены к Светлане Смирновой: «Так вы снимаете свою кандидатуру? Я не понял». Ответ: «Я – за удмуртский народ! Я снимаю в пользу Игоря Николаевича!» Мусалимов: «Сейчас будет голосование!» Пришла записка, что в зале фиктивные мандаты («Гонин на исполкоме мандат фотографировал!»). (На реплики из зала, что не была выбрана форма голосования). «Предложения за тайное не было! Это не было вашим предложением!» (Боброву). «Кто за то, чтобы президентом стал Игорь Николаевич Семёнов? Кто против? Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь… Голосуем за постановление об избрании президентом «Удмурт Кенеш» Игоря Николаевича Семёнова!» (овация).

«Я даже не понял, за какое предложение голосовали. Я не успел ни за, ни против проголосовать…» - говорил мне, выходя из зала, делегат Викторов. Поскольку всё произошло так быстро и никто голоса, отданные за Семёнова, не считал, я обратилась к соседкам по ряду, голосовавшим красными мандатами. На вопрос, как определить, сколько делегатов голосовали за избрание президента «Удмурт Кенеш» и набрал ли он нужные две трети от состава делегатов, женщины подумали и сказали, что ничего сложного, нужно от числа всех делегатов отнять количество тех, кто проголосовал против. Святая простота!

Оставшиеся вопросы «голосовали» уже для проформы. Все торопились на банкет.