Надо полагать, президент УР Александр Волков считает, что сумел подготовить почву для личного разговора с Путиным. Их аудиенция в последние годы традиционно проходила в апреле, но ради «горячей» темы Волков может постараться попасть в президентский график чуть раньше – уже в феврале или марте.

Самый-пресамый

Конечно, Волков заинтересован провернуть это дело как можно скорее, не дожидаясь окончания своих полномочий в 2014 году. Ход мыслей президента УР понятен. В феврале будущего года
(в лучшем для Волкова случае) Путин может назначить его и.о. главы республики до выборов в единый день голосования. В 2014 году этот день придётся на 14 сентября. И тогда Волкова, которому к тому времени исполнится 62 года, будут ждать шесть с половиной месяцев изнурительной борьбы с наученной горьким опытом оппозицией и влиятельными недоброжелателями в Москве и Нижнем. При худшем для президента УР варианте с 21 февраля 2014 года он станет пусть «необычным», но пенсионером, чью деятельность на посту главы республики (вкупе с деятельностью членов его семьи) начнут изучать на предмет коррупции все, кто посчитает справедливым подбить счёт за долгие двадцать лет его правления. Кстати, по сроку нахождения на посту Волков уже пересидел Брежнева (у того за плечами было только 18 лет руководства партией и страной). Понятно, что двадцать лет - достаточный срок, чтобы всем надоесть. Только Волков, видимо, так не считает.

Право силы

Конституция УР не предусматривает верхний возрастной предел для исполнения обязанностей высшего должностного лица Удмуртской Республики. В период парламентской формы правления в Удмуртии высшим должностным лицом был председатель Верховного Совета (позже Госсовета УР) - высшего представительного, законодательного и контрольного органа республики. С 1995-го по 2000 год им был Волков. После введения поста президента УР – опять Волков, только уже с полномочиями высшего исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики - Правительства УР.

Спорным в планах Волкова добиться избрания, чтобы вновь стать высшим должностным лицом УР, является только количество сроков, которые он подряд удерживает за собой это место. При «разрешённых» двух сроках подряд в политической карьере Волкова было пять таких событий. Два – в должности председателя Госсовета УР и три - в должности президента УР. Однако самый известный «правовед» страны Дмитрий Медведев, в свою бытность главой государства, уже перешагивал через это правило, подписав 10 февраля 2009 года указ о внесении в Госсовет УР кандидатуры Волкова для наделения его полномочиями президента Удмуртии.

Волков учёл этот опыт и уже два года спустя санкционировал внесение в Конституцию УР зацепок, создающих правовую базу, позволяющую ему начать новый отсчёт времени в политической биографии. В мае 2011 года (ещё полтора года назад!) в Конституцию УР внесли ряд поправок, в результате которых помимо различных редакционных изменений поменялось не только название высшего должностного лица республики с «президента» на «главу», но и была вставлена норма, ранее отсутствовавшая в Конституции УР: «Срок полномочий Главы Удмуртской Республики исчисляется со дня его вступления в должность». Теперь, если руководствоваться не духом, а лишь формально только буквой закона, Волков может считать, что у него есть право на целых два новых пятилетних срока с перспективой вплоть до осени 2024 года.

Однако, как бы складно ни выстраивались правовые нормы, всем очевидно, что вопрос «быть или не быть Волкову главой республики шестой раз подряд?» решают не лазейки в законодательстве. И даже, по большому счёту, не Путин, а значимые обстоятельства, основанные на том, есть сегодня к Удмуртии внешний интерес или нет. К концу 2012 года такой интерес обозначился.

Оборонный комплекс

Один из, наверное, пожизненных политических комплексов Волкова – вытесненное в подсознание недоверие и даже страх перед директорами республиканского ВПК. Это сейчас руководители крупных предприятий машиностроения не делают погоды в политической жизни некогда закрытого для иностранцев оборонного края. Но 13 лет назад, накануне введения президентства и проведения первых выборов президента Удмуртии, от их позиции зависело очень многое.

Ключевой датой здесь можно считать 29 июня 2000 года – день, когда три десятка директоров промышленных предприятий республики собрались в недавно отстроенном «Парк-Отеле», где им «презентовали» одного из кандидатов в президенты республики – председателя Госсовета УР Александра Волкова. Так совпало, что повестку дня этого закрытого совещания почти тринадцатилетней давности определяли руководители именно тех заводов, которые сегодня по инициативе вице-премьера Дмитрия Рогозина собираются объединить в один оборонный концерн «Калашников», – это ныне покойный гендиректор Ижевского механического завода Василий Чугуевский и гендиректор «Ижмаша» Владимир Гродецкий. Ещё один «заочный» участник этого закрытого совещания - вице-премьер Правительства РФ Илья Клебанов, курировавший в то время ВПК страны. С ним, как свидетельствовали близкие к участникам совещания в «Парк-Отеле» источники, постоянно созванивался гендиректор «Ижмаша» Владимир Гродецкий. Считается, что позиция Клебанова стала одной из важных составляющих в победе Волкова на первых выборах президента УР.

О том, что определило этот политический выбор, стало известно вскоре после выборов. В письме Гродецкого в адрес Клебанова за № МП-218 от 27.10.2000 г. содержалась вполне конкретная просьба: «Прошу Вас, уважаемый Илья Иосифович, оказать содействие по вхождению ОАО «Ижмаш» в Консорциум с количеством голосов не менее 51%, а также чтобы ОАО «Ижмаш» определил Компанию «лидер-оператор» с тем, чтобы ОАО «Ижмаш» мог влиять на принятие решений по использованию средств, полученных от реализации нефти».

Из данного письма следует, что судьбу первых выборов президента УР предрешила конкурентная борьба за контроль над разработкой 12 нефтяных месторождений, включённых в перечень участков недр на территории Удмуртии, на которых было разрешено применить новую схему недропользования - соглашение о разделе продукции. Итог этой истории в том, что Волков, получив от Гродецкого и директоров ВПК крайне необходимую ему в тот момент поддержку, сам своих тайных обязательств так и не выполнил (а если взглянуть на вопрос объективно, то и не мог выполнить).

От «Изюбря» к «Калашникову»

Все важные для Удмуртии информационные поводы, резонировавшие в конце прошлого 2012 года на федеральном уровне, были прямо связаны с «Ижмашем», самым брендовым предприятием республики.
Целый клубок событий: неоднократно продлявшийся конкурс на должность руководителя ОАО «НПО «Ижмаш», отмена конкурса, провал кандидата одной из влиятельных групп ГК «Ростехнологии» и назначение гендиректором Константина Бусыгина, которого поддержал курирующий оборонный комплекс страны вице-премьер Дмитрий Рогозин. Наконец, заявление Рогозина о согласованном с Путиным плане объединения «Ижмаша» и Ижевского мехзавода в единый концерн «Калашников». Власти Удмуртии, успевшие вконец рассориться из-за «Ижмаша» с влиятельными «ростехами», восприняли случившееся предельно сдержанно. Ничего другого им просто не оставалось.

Два с половиной года назад президент Волков сам запустил маховик, накопивший энергию для формирования последних событий. Началось с того, что он заподозрил руководителя группы предприятий «Ижевский машзавод» Владимира Гродецкого в притязаниях на своё кресло. Поводом послужила состоявшаяся 30 января 2010 года аудиенция Гродецкого с Путиным в загородной резиденции премьера в Ново-Огарёво. Во время этой аудиенции Гродецкий, по слухам, подарил Путину редкий карабин «брежневской» серии «Изюбрь», разработанный по заказу генсека ныне покойным ижевским конструктором Геннадием Никоновым. Видимо, Волков посчитал подарок Гродецкого политически слишком опасным. Год жёсткой критики в адрес руководства «Ижмаша» со стороны президента Волкова дал результат - на «Ижмаше» появился новый руководитель Максим Кузюк. Но потребовалось около полутора лет, чтобы республиканские власти смогли оценить масштаб того, насколько дорого им обошлось смещение Гродецкого. За 1,5 года при Кузюке доля республики в активах «Ижмаша» превратилась в «воздух», можно забыть о задолженности по налогам в бюджет, минус сотни миллионов средств, потраченных из республиканской казны на реанимацию так до конца и не реанимированного Сарапульского радиозавода, входившего в группу предприятий «Ижмаш». Пока это только то, что можно измерить в деньгах…

Не по профилю

В очень короткой поздравительной телеграмме президента Медведева, направленной в феврале 2009 года Волкову по случаю его вступления в должность, было обозначено скупое пожелание - укреплять промышленный потенциал. Сегодня, спустя почти четыре года, в доказательство проделанной работы президенту Удмуртии предъявить-то особенно нечего. Можно, конечно, приезжать раз в месяц «с контрольной проверкой» на бывший Ижевский автозавод, но всем понятно, что стабильность его работы зависит не от Волкова, а от АвтоВАЗа. Промышленность просто не его профиль. Его тема – это освоение бюджетных средств на организации юбилеев (теперь вот Чайковского). Под юбилеи власть в республике, действительно, не меняют. А вот под укрепление промышленного потенциала могут. И в данной связи есть сомнения, что в 2013 году в республике случатся досрочные выборы. Вопрос пока явно недозрел. Ну, разве что сам Волков решит, что пора уходить. Но вряд ли, это не в его духе.