«Солнышко, экономь деньги – звони 46-46-46, до меня доедешь за 80 руб. Жду». Такое СМС-сообщение получили сотни тысяч абонентов. Однако, очевидно, молодые авторы рекламной акции не учли, что не у всех получателей СМС-сообщений матери живы. Случались и другие недоразумения. «У меня киндер получил СМС от мамы, причем я, естественно, в его телефоне записана так же, а он в школе. Звонит: мама, у меня нет денег на такси, я чуть подольше добираться буду, на автобусе», - рассказывает одна из ижевчанок на форуме. В отдельных случаях было совсем не до шуток. «10-го числа у меня были похороны матери, - цитирует слова ижевчанина Алексея ГТРК «Удмуртия». - Во время похорон приходит СМС: «Жду. Мама». У меня супруга сразу сознание потеряла, меня трясло. Родственникам показал, они все в шоке были». Если доверять информации в Интернете, то телефонный номер службы такси 46-46-46 наравне с рядом других номеров такси: 60-60-60, 93-93-93, 73-73-73, 51-51-51, 940-940, 690-690, 464-464 и др. принадлежат одному юридическому лицу - ООО «ИЖАТ».

Позвонив на линию 46-46-46, корреспондент «Д» попала к диспетчеру, которая, продиктовав номер руководства, добавила: «Если дозвонитесь, то вам крупно повезло». Я дозвонилась. Но отказавшийся представиться руководитель, молча выслушав вопросы, ответил: «Без комментариев» - и повесил трубку. Звонок пришлось повторить через пару дней. Представившись теперь «одним из руководителей диспетчерской службы», с раздражением в голосе тот же человек дал развёрнутый ответ: «Я вам ещё раз говорю (Прим. – мне, видимо, досталось за всех, кто заставлял его оправдываться в последние 10 дней), что мы используем только проверенные методы рекламы, в которые вливаются огромные суммы денег: радио, телевидение, наружная реклама. Потребности в СМС-рассылках у нас нет. 46-46-46 – вообще наш побочный номер, основные усилия мы прилагаем относительно других линий. У меня две версии произошедшего: инсинуации конкурентов и месть уволенных сотрудников. Мы сами пытались выяснить, кто пытается нас опорочить, но технически это оказалось сложно».

Комментарий так и не назвавшего себя человека в целом не вызвал большого доверия. Номера телефонов данной службы такси не общеизвестны - не на слуху у большинства ижевчан. Крупные службы такси, думаю, не будут тратить силы и средства на обескровливание слабых конкурентов. На интернет-форумах данная фирма собирает нелестные отзывы с 2010 года. После того как была заварена каша с промо-акцией «МАМА», корпоративные странички службы в соцсетях закрыли. Не прозвучало никаких официальных заявлений и от руководства компании. Не обращалась служба такси и с заявлением в правоохранительные органы с целью установить, кто нанёс ей репутационный урон. Кроме того, нужно понимать, что подобные услуги СМС-рассылки предоставляются на платной основе практически всеми компаниями связи. Готов ли уволенный водитель такси (который, помимо всего прочего, лишь частично зависит от диспетчерских служб и работает на себя как ИП) так дорого вынашивать свою месть?

В пресс-службе УФАС сообщили, что с начала 2013 года до 18 января в службу поступило 20 заявлений от граждан с жалобами на СМС-рассылку от «МАМЫ». Антимонопольная служба начала проверку по факту обращений. Рассылку проверят на предмет нарушений закона о рекламе. Согласно ст. 18 закона «распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной… связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено». В ходе проверки требуется установить виновных лиц, а также проверить текст рассылки на достоверность и добросовестность. «Обещание довезти вас до мамы за 80 рублей должно выполняться», - поясняют в пресс-службе.

В регионе подобный случай – не первый, незаконные СМС-рассылки – частая практика. Пока ни одно из подобных разбирательств в Удмуртии не завершилось привлечением виновных к ответу. Судебной практики не существует. Сложность заключается в том, что доказать, что именно данная служба рассылала их или заказала рассылку, практически невозможно, заявляют в управлении.

В случае установления виновных юридическим лицам грозит штраф от 100 до 500 тыс. рублей, для ИП – от 4 до 20 тыс. рублей. По закону наказаны должны быть и заказчики, и распространители, отмечают в УФАС.

Срок рассмотрения заявлений граждан антимонопольной службой – до 2 месяцев. «Если заявления от граждан будут поступать в прокуратуру или полицию, скорее всего, их к нам же и перенаправят, - поясняет пресс-секретарь управления. – Кроме УФАС в Удмуртии разбором таких дел больше никто не занимается».

Между тем на сайте оператора мобильной связи МТС без труда находится услуга «корпоративная рассылка СМС-сообщений». Заявлено, что рассылка осуществляется по базе данных фирмы-заказчика. Обратившись к оператору связи, компания-заказчик получает программное обеспечение, с помощью веб-интерфейса которого самостоятельно осуществляет рассылку, формирует график проведения рассылок, группы рассылок, планирует количество СМС-сообщений и расходы на них.

Для предоставления услуги необходимо всего лишь заполнить электронную форму заказа. После чего с клиентом связывается персональный менеджер компании для заключения договора и выдачи клиенту логина и пароля к WEB-интерфейсу управления SMS-рассылками. Так, одно СМС-сообщение из пакета в 300 тысяч сообщений сроком действия на 30 дней стоит 17 копеек, из пакета в 500 тысяч – 14,5 копейки.

Под описанием услуги на страничке МТС мелким шрифтом напечатана предупредительная информация: «Рекламодатель обязан предоставить подтверждение письменного согласия каждого потребителя на получение рекламно-информационных материалов от Рекламодателя. Получатели SMS – абоненты сетей всех сотовых операторов, зарегистрированных на территории РФ».

Все полученные мной сведения на сайте МТС подтвердила менеджер кол-центра МТС Вероника. Мы вместе сошлись во мнении, что получить письменное согласие от сотен тысяч всех потенциальных получателей рекламных сообщений невозможно. Однако функционирование услуги Вероника объяснила тем, что никаких серьёзных санкций за нарушение данного пункта МТС не помнит.

По неофициальной информации, директор ООО «ИЖАТ», объединяющего структуры служб такси (офис: ул. Кирова, 172, 2-й этаж, оф. 4, тел. 55-46-46 и 466-433) - Дмитрий Александрович Чичканов (номер телефона: 67-46-46, эл. почта: taxi46@mail.ru, taxi60@mail.ru). Именно он, по мнению источников, придумывает тексты для спам-рассылки. «Знаю лично того, кто придумывает тексты сообщений. Могу при встрече рассказать. У этих людей ничего святого нет. Работал с этими людьми не один год. Дешевый пиар. Выезжают на чувствах нормальных людей. У них это всю жизнь так было. Они всегда вели грязный бизнес», - пишет на форуме Павел Исаев (тел. для связи: 8-904-247-96-27). Одна из получательниц СМС от «МАМЫ» с помощью своего сотового оператора выяснила, что данное сообщение доставлено ей с номера +79029900003. Номер «засветился» в Интернете как мошеннический, с помощью которого злоумышленники прибегали и прибегают к различным видам уловок и извлекали со счетов абонентов по всей России огромные суммы денежных средств. Номер прикреплен к СМС-шлюзу «Енисейтелеком» (Красноярский край).

Возможно, именно с этой компанией связи или с мошенниками, которые промышляют с помощью шлюза компании, у ижевской службы такси есть контракты или негласные договорённости. Однако не исключён договор с другим оператором связи на предоставление услуги «корпоративная рассылка смс-сообщений», которая описывалась выше. Последняя версия очень вероятна, так как с середины января ижевчане стали жаловаться на новую, трансформированную рассылку от прежней службы такси 46-46-46. Сообщение от Discount: «Акция! Экономь деньги с нами! Звони 46-46-46, доедешь всего за 80 руб.!» Похоже на отредактированную «МАМУ» в том же веб-интерфейсе. Оно и понятно: на бочку было положено на месяц вперёд.

Многие ижевчане высказывают свою принципиальную позицию – отказ от услуг фирмы и бойкот посредством ложных вызовов таксистов в отдалённые районы города и соседние города. В УФАС продолжают поступать новые заявления…