В выставочном центре «Галерея» подведены итоги международного конкурса на создание проектов городской скульптуры на перекрёстке улиц Пушкинской и Карла Либкнехта, который в народе именуется «Шайба». Авторов ничем не ограничивали, только габаритами: диаметр 40 метров, высота 20 метров. Результат – ничего не выбрали. Почему? Когда заказчик (а это городская администрация) сам не знает, что ему надо, то другого и не будет. Организаторы - люди широкие, отсюда международный статус и громадный приз победителю аж целых 60 тыс. деревянных «долларов» непонятно за что. Вероятно, ожидали, что завалят проектами. Но никто не просветил заказчика, что серьёзные профессионалы работают за профессиональные деньги, и в итоге получили то, что получили – два десятка проектов в основном уровня художественной самодеятельности. Итак, предстоит новый конкурс, а экспонаты переезжают в Дом архитектора, что напротив магазина «Светлана».

Что же отметила комиссия из светил архитектуры, живописи и скульптуры, галерейщиков, культурологов, научных деятелей, главного архитектора, министра культуры и главы Ижевска? Наибольшие восторги вызвал проект «Ижевск – город луны», получивший вторую премию - 30 тыс. рублей. Но этот проект-полупобедитель порождает и наибольшее число вопросов, причём неясно, кому их адресовать - авторам или оценщикам. Само название проекта вызывает недоумение – где луна, а где Ижевск? Огромный семнадцатиметровый шар парит над землёй на наклонных опорах и загораживает водителям вид. Зачем? Толпы людей прогуливаются под этой луной. Зачем? И как эти «лунатики» туда попали через подземный туннель? А как совместить эту громадину с контактной сетью троллейбусов? И ещё, национальный восьмиконечный знак на полу этого планетария, зачем? Любопытный момент, характеризующий отношение авторов к заданию. Скульпторы-теоретики поленились изготовить (или не умеют) макет своего проекта и водрузили на стол безо всякой привязки просто лунный глобус из магазина. Итак, виртуальному шедевру – реальный гонорар, и глобус окупился.

Следующий проект уже по делу - третья премия - 10 тыс. рублей - «Пушкинский сквер». Красивое название и как будто к месту. Квадратный в несколько метров бронзовый забор высотой до небес, символизирующий деревья. Внутри квадрата подсветка, вокруг четыре скамейки. Общее впечатление – лирика, тишина, покой. Есть ощущение незавершённости, разбросанности, напрашивается объединяющий, замыкающий элемент. Кроме того, скамейки должны использоваться, и не только голубями с воронами, стало быть, возвращаемся к замечаниям по предыдущему проекту. И ещё, лирика в таком шумном, толкучем и загазованном месте – спорно.

Были отмечены два проекта: один очень конкретный – висящая рябиновая гроздь в обрамлении стоячих стилизованных листьев, а второй - со страшным названием «Генезис». Нечто напоминающее широко развёрнутые высокие крылья из чернопалочника или хвост павлина останавливает взгляд, но зато не загораживает перспективу для водителя. Броское и яркое украшение перекрёстка.

Что в остатке? Либо что-то совсем простоватое, либо заумное, либо если интересное, то совсем не к месту. Отдельно следует остановиться на трёх проектах, элегантно аттестованных главным художником города как вышедший из моды «стиль милитари» и поэтому не рассматривавшихся. О проколе с международными амбициями уже говорилось. А где же вы были, господа товарищи, когда составлялись условия конкурса? И потом, ведь могут быть другие мнения. Конечно, отлитая в Ижевске царь-пушка на постаменте в виде восьмиконечного национального креста смотрится здорово, но в другом месте, скажем, у заводского музея или проходной, а здесь она слишком приземиста. Патриотическая идея ясная и чёткая. Следующий проект - в точку и замечателен своей идеологией. Бабочка, опустившаяся на торчащий из земли ружейный приклад. Правда, идеален он для мест жестоких боёв, но совсем не для Ижевска. Последний проект прост как лом. Контуры трёх автоматов опоясаны автографом Калашникова. Всё по делу. Название «Ижевск – город оружейной славы России».

Теперь по поводу того, что модно и немодно. Скульптурных памятников в столичном городе Ижевске до обидного мало. Имеются: лось, крокодил, собачка-космонавт, коза из металлолома, пельмень на вилке… Человеческие: Дерябин, Дзержинский, Кузебай Герд, Калашников, кафтанщики с Ижиком, Вечный огонь, Кунгурцев, Пастухов, Наговицын, солдат-афганец – и всё, пожалуй. Теперь, похоже, планируется какая-нибудь развлекуха на «шайбе». Место, на котором и по его размерам, и по расположению представляется что-то совсем иное — важное, главное, символическое. То, что прославляет город и его жителей, его историю, его дела. Надо ли коренным ижевцам втолковывать, в чём их слава, гордость и суть? Нет, не надо, разве что пришлым или суперсовременным глобалистам. Всем известно, куда ведёт улица с «шайбой» в каждую сторону. 


Она соединяет два главных завода, которые и есть суть Ижевска. Суть от рождения и от всей его истории. Все знают, что в войну Ижевск ежесуточно вооружал стрелковую дивизию. Практически каждая ижевская семья, так или иначе, связана с оружием, но это совсем не означает какую-то сверхкровожадность земляков. Это значит, что почти каждый житель города причастен к обороне своей страны. А вот когда страна не в состоянии себя оборонить, то ли оружием, то ли политической и хозяйственной умелостью, рано или поздно она превращается в сырьевой придаток сильных и хищных, а затем разваливается. История двадцатилетней давности – славный пример. Сегодняшний кризис заводов, конечно, связан с общей ситуацией в стране, и такое уже было, например, в конце XIX века или после гражданской войны. Но Ижевск оружейный будет нужен всегда, и всегда он будет надёжной опорой Отечества.

Итак, что же должно стоять на «шайбе»? Символ города, символ завода, символ оружейника! То есть символическое оружие! И в качестве примера – «Три штыка» на Сарапульском тракте. Такой символ будет славить Ижевск не как город крупных торговых центров и мелких лавочников, а как то, чем он является в действительности – оружейной столицей страны!