С чего всё началось? Есть такой неспокойный человек Виктор Афанасьевич Березин, удмурт, предприниматель, проживает в Германии. Но часто наезжает в Ижевск, где активно участвует в общественной жизни, в частности, удмуртских организаций. И вот с марта прошлого года он носится с идеей памятника, нет, даже монумента удмуртской бабушке.

Вот что сам Виктор Березин пишет о своей идее: «Живя в Германии, я не мог не обратить внимания на то, с каким достоинством живущие здесь люди стремятся увековечить значимые, важные для них моменты истории. Скажем, установкой величественного, дикого камня-валуна, необработанного, но с табличкой – «в память того-то и того-то». А меня, как удмурта, давно не отпускает мысль, которая стала просто жгучей в период празднования 450-летия так называемого «добровольного присоединения» Удмуртии к России – ведь вся вторая половина XVI века – это фактически непрерывная череда истребительных, поистине карательных походов московских царей для усмирения/замирения «арских людей», вотяков. Целый народ в результате этого «добровольного присоединения» оказался буквально на грани выживания, мужчин почти вовсе не осталось в селениях. Одни вдовы… Сам я вырос в удмуртской деревне, на руках у своей бабушки. Нет у нашего народа фигуры более величественной и трагической, чем бабушка, вдова. Её силой духа, бесконечным трудом, любовью и заботой многократно народ восставал почти из небытия. Недаром этнографы отмечают очень сильные тенденции матриархата в традиционной удмуртской общине. И вот я подумал, что такой монументальный памятник, установленный именно в Ижевске, в городе, который удмуртами исторически воспринимается как источник «зла», горя и несправедливости, такой памятник, по моему мнению, мог бы стать в какой-то мере моральной «компенсацией» моему народу, с одной стороны. А с другой - и «моментом истины», местом сбора и притяжения здоровых сил всего, не только удмуртского сообщества – с уважением к трагической истории коренного населения, с культом женского начала, всегда умиротворяющего, целебного, бесконечно терпеливого. Создание именно такого памятника могло бы стать актом взаимного сотрудничества и доверия власти и общества. Конечно, и место, где бы мог стоять такой монумент, должно быть выбрано сакральное».

В среде удмуртской интеллигенции идея была встречена позитивно. Председатель удмуртского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Зинаида Боткина с воодушевлением донесла эту инициативу до президента Удмуртии Александра Волкова. По времени это совпало с тем бумом, который наделали «Бурановские бабушки», заняв второе место на конкурсе «Евровидение». И вот 25 июля 2012 года президент Волков подписал указ об учреждении Дня бабушки, который впредь будет отмечаться ежегодно 26 мая, в день выступления «Бурановских бабушек» в Баку. В обоснование учреждения сказано: «В целях сохранения семейных традиций, повышения значимости старшего поколения…»

Конечно, трудно отрицать связь между общественным резонансом, вызванным успехом пожилых певуний, и тем, насколько легко наверху была воспринята идея памятника бабушке. Но надо заметить, что задумка Березина вырастала из эпоса и трагедии, когда еще никто не знал, что самодеятельный ансамбль из Бураново выйдет на мировую сцену. Для президента Волкова же памятник бабушке стал лишь продолжением его же указа и поводом сесть на хвост чужой славе. Отсюда, как мне кажется, идет решительное размежевание между творческим импульсом удмуртского духа и самопиаром республиканских властей. Насколько разные это вещи, говорит дальнейший ход реализации идеи памятника.

В конце прошлого года был сформирован оргкомитет во главе с заместителем министра культуры Н.М. Собиной, которой было поручено разработать условия Положения о конкурсе на памятник бабушке. Два заседания оргкомитета (16 и 24 января) выявили пункты, по которым, видимо, разногласия станут непреодолимыми, что, скорее всего, оттолкнет удмуртскую интеллигенцию вообще от процесса реализации данного проекта.

Эти два пункта принципиальные: место размещения и то, как будет выглядеть памятник. Березин и его сторонники (а среди них такие эксперты, как ученые В.Е. Владыкин, М.В. Гришкина, И.И. Кобзев, архитектор С.А. Макаров, скульптор К.Ш. Галиханов и др.) стоят за монумент с глубокой идеей в знаковом месте. Например, на южной оконечности сквера у Вечного огня, то есть как бы с другой стороны от монумента. Композиция должна быть соразмерна фигуре Солдата.

Власти же, перехватившие идею, трансформируют её в нечто «гламурное» - городская скульптура «с элементами национального колорита» в «окультуренном» месте массового отдыха горожан. Сейчас для этого присмотрели бульвар Гоголя, который всё равно планируют реконструировать. И вот на протяжении 150 метров между театром кукол и музучилищем предлагается разместить «теплую, уютную, символическую композицию» без пьедестала, приемлемых масштабов.

Сами по себе интересны аргументы сторонников Березина против бульвара Гоголя. Театр кукол здесь доминирует и как здание, и как знак. А близость городской скульптуры сидящего «Крокодила Гены» (у 24-й гимназии) создает весьма уничижительные обертоны – в пару к Гене у театра кукол напрашивается что-то вроде Чебурашки. Милый, незамысловатый, вроде мальчика-уродца Ижика, который никогда не был и не станет символом города-мастерской, но остаётся посмешищем для всех, кто задумывается о формировании культурной среды. Приплясывающая Наталья Пугачева, самая маленькая ростом и «потешная» из «Бурановских бабушек» - вот чего боятся увидеть на бульваре представители удмуртской интеллигенции.

На оргкомитете, прошедшем на прошлой неделе, 24 января, однозначно было заявлено, что никаких индивидуализированных черт памятник нести не должен и не будет. Однако при этом столь же однозначно был отвергнут и такой формообразующий признак, как принадлежность изображенных в композиции фигур именно к удмуртскому этносу. Нет, было сказано председательствующей на заседании г-жой Собиной, нигде мы не говорим, что это – удмуртская бабушка. Это просто бабушка «с элементами национального декора», например, монисто, головной убор.

Из присутствовавших на заседании 7-8 человек удмуртов выступили лишь двое (если не считать «журналиста и чиновника», как он сам себя рекомендовал, Ивана Лебедева, поддержавшего «генеральную линию» на «гламур»). Заведующая кафедрой удмуртской литературы УдГУ Татьяна Зайцева с большим волнением сообщила, что воспринимает памятник в Казани Мусе Джалилю не как памятник татарину, а как памятник Поэту. Из дальнейшей полемики стало ясно, что присутствующие не поняли, за что, собственно, выступает филолог, и ей пришлось бурно оправдываться. Линия сторонников идеи Березина была представлена в выступлении Касима Галиханова, который снова и снова возвращался к месту у Вечного огня.

О том же от имени «группы граждан» говорил и историк Игорь Кобзев, на что получил предложение заместителя министра «закрыть эту тему». Позже г-жа Собина с легким сарказмом отозвалась о «некоторых историках», которые возводят название места, где расположен сквер с Вечным огнем, - Карлудскую площадь - не к названию речки КарлуТки, а к имени мифического арского батыра КарлуДа. Кстати, Кобзев в продолжение «сакральной» темы вкратце сообщил об аналогах - существующих в стране и мире памятниках «бабушкам» и «дедушкам», среди которых катынский Старик с телом мальчика на руках. Он же сказал, что было бы неплохо при монументе удмуртской бабушке сделать храм-часовню в честь Георгия Победоносца, который считается ангелом-хранителем просветителя и ученого Григория Верещагина.

На оргкомитете 24 января был принципиально решен вопрос о том, что предстоящий конкурс будет не закрытым, а открытым, то есть круг потенциальных участников не ограничен – могут участвовать все, кто захочет. Призового фонда не будет. «Призом» считается победа в конкурсе и право на реализацию. Также отказались от предложения Кобзева о нескольких этапах, предполагающих широкую общественную дискуссию. Конкурс пройдёт в один этап. Но всё-таки не в мае, как скоропалительно решили было на первом заседании.

Подводя итоги обсуждению, г-жа Собина резюмировала, что оргкомитет приходит к выводу, что памятник бабушке не будет монументом. На следующем заседании оргкомитета будет утверждено положение о конкурсе, а с 1 февраля он будет объявлен. Первые итоги подведут ко Дню памяти (так оговорилась заместитель министра) бабушек. Тема доклада президенту Волкову о работе оргкомитета постоянно звучала в ходе заседания. Такое впечатление, что памятник бабушке становится одним из следующих президентских проектов. Сам памятник может появиться уже к сентябрю, на это же время запланирован и фольклорный фестиваль «Бурановские бабушки». Так что открывать будут с песнями и плясками.