Есть во всей этой истории с метеоритом существенный положительный момент – у людей проснулся интерес к астрономической науке. Никто же не мешает нам так думать…

«В пятницу здесь был кошмар», - говорит профессор, завкафедрой астрономии и механики Удмуртского университета Борис Кондратьев. В пятницу журналисты брали кафедру штурмом.

В понедельник, 18 февраля, мы пообщались с профессором спокойно.

Не миллионы - миллиарды лет небесное тело, завершившее свой путь в атмосфере нашей планеты, вращалось по своей орбите вокруг Солнца. В пятницу, 15 февраля, в 09:23 по челябинскому времени и в 07:23 по московскому космический объект вторгся в нашу земную атмосферу, оставил обильный дымный след и взорвался юго-восточнее Челябинска, приблизительно в 65 километрах от него. Вход метеорита в атмосферу Земли сфотографировал метеоспутник Евросоюза, было зафиксировано, что небесное тело не земного происхождения. С момента вхождения в атмосферу до падения метеорита прошло 32,5 секунды. Полёт «челябинского» метеорита наблюдали жители Тюменской, Свердловской и Курганской областей, его видели в Казахстане и на Аляске.

Пострадали от последствий взрывов около полутора тысяч человек – в основном раны от порезов выбитым ударной волной стеклом. Погибших нет.

Наружное остекление города было частично разрушено в 4715 зданиях, из них 3724 - жилые дома, в которых проживают 100 тысяч семей. Предварительный материальный ущерб оценивается в 1 млрд рублей.

- В общей сложности было три хлопка, - рассказывает Борис Кондратьев. - Но, скорее всего, взрыв был только один, а остальные два хлопка – запишем в счет отражения звуковых волн. Взрыв произошел на высоте около 15 км от поверхности Земли (это максимальные высоты полета самолета). NASA оценило мощность взрыва небесного тела в 500 килотонн - сильнейшая взрывная волна с колоссальной энергией, в 30 раз превышающей по мощности сброшенную на Хиросиму ядерную бомбу. Разрушились стена и кровля обжигового цеха цинкового завода в Челябинске. Сотни тысяч квадратных метров стекла вышибло, местами вместе с рамами. Во время ЧС отключили электричество, газ. Тысячи людей в тот день собрались в центре города, боялись возвращаться в свои квартиры, ждали второго пришествия, тряслись, как овечьи хвосты, впали в панику. У меня в Челябинске живет двоюродная сестра, мы с ней периодически созванивались.

- Правильно я понимаю, что природа метеорита еще не определена?

- Появилась информация о том, что уральские ученые нашли полсотни 2-7-миллиметровых осколков метеорита в радиусе 30 метров от воронки близ озера Чебаркуль Челябинской области. Якобы химический анализ подтвердил, что частицы – метеоритного происхождения: хондрит с содержанием железа около 10%. Эта информация официальными структурами не подтверждается, более того, сотни приехавших на Чебаркуль исследователей и «пиратов» говорили о том, что территория озера оцеплена, и на нее никого не пускают. К тому же водолазы МЧС завершили обследование акватории озера Чебаркуль, разворошили весь ил и никаких следов метеорита не обнаружили.

Есть информация точная – параметры и очертания тела определили по силе взрыва и дымному следу. Вычислили, что тело было круглое, 6-метровое в диаметре, весом в несколько десятков тонн (если это металлический осколок астероида, то он мог весить до 100 тонн, если каменный осколок астероида - до 30 тонн). Пылинка – по космическим размерам, бомба – по земным меркам. Летел он к Земле со скоростью примерно 20 километров в секунду. Это высокая скорость, каждый килограмм летящего с такой скоростью только каменного метеора заменяет несколько килограммов тротила.

Тунгусский метеорит, например, который взорвался над Сибирью 30 июня 1908 года, по мощности взрыва равнялся 30 челябинским взрывам. И не нашли ни одного кусочка взорвавшегося тела…

- Имеется связь между метеоритом и астероидом, чей «транзит» вблизи Земли ожидался спустя несколько часов после падения?

- Произошла редчайшая чудовищная накладка. Уже через 8 часов после падения челябинского тела близ Земли, на расстоянии 27,5 км от нее, должен был проходить год назад открытый учеными астероид диаметром примерно в 50 метров. И тут вдруг такое событие. Естественно, возникает вопрос, связано ли челябинское падение с астероидом. Если явления связанные, то, может, не один только метеор, а целая свита, летящая за ним, готовится бомбардировать Землю. Это был тревожный момент. Еще в пятницу никто не знал, были ли два астрономических явления взаимосвязаны. Но, судя по траектории, которая различима на видеокадрах в сети, челябинский метеорит летел в противоположном астероиду направлении. Но эта чудовищная накладка весь мир потрясла, так же как падение Тунгусского метеорита в 1908 году, как падение Сихотэ-Алинского метеорита в 1947-м.

- Возможно ли было спрогнозировать падение метеорита?

- В России нет службы, занимающейся мониторингом небесных тел. А если бы была, то мы бы хоть за 5 минут могли предупредить людей об опасности.  В Канаде и Чехии система мониторинга есть, а в России иметь такую службу считается дорого. И это безобразие, потому что Россия – огромная по территории страна. Челябинский метеорит, я считаю, послужил звоночком России. Звоночком к тому, что астрономию – матерь всех наук - в стране нужно поднимать. Проследите действия руководства страны на прошлой неделе. Первым делом на месте события появились спасатели МЧС и иностранные ищейки. Почему нет там российских ученых?

России от СССР осталась в наследство важная структурная единица - метеоритный комитет. Сегодня комитет существует при Институте геохимии и аналитической химии имени В.И. Вернадского РАН.
У комитета есть тончайшие аналитические методы изучения веществ. Эти ученые должны были быть на месте первыми - очень важно поработать на месте события, организовать правильный поиск остатков, вычислить место падения тела, в общем, получить исчерпывающий материал для научного анализа. Если бы мне предложили поехать, посадили меня в вертолет, я бы вылетел тут же с великим удовольствием.

В российских школах надо изменить систему образования, чтобы образованность не позволяла занимать место в голове лжеучениям, чтобы люди не любовались, как туристы в Индонезии, несущим смерть цунами. США после полета Гагарина решили коренным образом изменить систему своего образования: был взят курс на развитие физики, астрономии в школах. Профессоров вернули из фирм в университеты. И результатов достигли моментально. У нас после хорошего начала – полный развал, астрономия сегодня в положении нищенки. Падение челябинского метеорита - это звонок. С астрономическими знаниями нельзя шутить, поступать нерационально, игнорировать их.

Корреспондент «Д» позвонила в пресс-службу МЧС по УР, чтобы выяснить, есть ли у их ведомства механизмы предупреждения подобных астрономических событий, способных причинить человечеству серьезный вред и ущерб. «Инструментов прогнозирования у МЧС нет, - ответила руководитель пресс-службы. – Служба действует постфактум. Алгоритм действий МЧС по УР при аварийно-спасательных, пожарно-спасательных, информационно-оповещательных операциях одинаков для всех видов ЧС – по должностной инструкции». Дать оценку действиям и работе своих челябинских коллег при ликвидации ЧС, связанной с падением метеорита, в пресс-службе затруднились.