Такой подарок для бюрократии может стать неиссякаемым источником для централизованного распределения денежных средств. Делить чиновники собираются отчисления собственников жилья в специально создаваемые для этой цели региональные фонды капремонта.

За семь лет действия Жилищного кодекса половина рынка услуг ЖКХ в Ижевске ушла под четыре крупные управляющие компании и только 10 процентов продолжает контролировать муниципалитет.


Что они наделали

Согласно новым поправкам к Жилищному кодексу власти региона установят минимальный размер взносов в фонд капитального ремонта (ст. 36.1). Эти деньги собственники жилья обязаны будут ежемесячно перечислять не как сейчас (в управляющую компанию, где они учитываются на специальном счёте дома, или на счёт ТСЖ), а на расчётный счёт так называемого «регионального оператора» - юридического лица в организационно-правовой форме фонда, который учредят власти субъекта РФ (ст. 178). В случае «ненадлежащего исполнения» обязательств по уплате взносов собственников жилья будут наказывать начислением процентов (ст. 170). В различных муниципальных образованиях, как записано в законе, размер минимального взноса на капремонт может различаться, решение по этому вопросу также находится в компетенции региональных властей.

Высший исполнительный орган субъекта РФ, в случае с Удмуртией это президент Волков, должен будет утвердить региональную программу капремонта в многоквартирных домах, в которую по закону включаются: перечень всех многоквартирных домов, перечень услуг и работ по капремонту, плановый год проведения ремонта и иные сведения, предусмотренные законодательством субъекта РФ (ст. 168). Но главное, за что должна будет развернуться жёсткая борьба, – это очередность проведения капремонта. От собственников жилья здесь уже ничего не будет зависеть. Критерии определения этой очередности также, согласно закону, утверждаются региональными властями.

На основании поправок к Жилищному кодексу все средства, полученные региональным оператором на капремонт от собственников жилья в одних многоквартирных домах, могут использоваться для финансирования капремонта в других многоквартирных домах. При этом региональные власти вправе решить, что такое использование средств допускается только в пределах территории одного муниципального образования, например, среди порядка 3,5 тысячи многоквартирных домов Ижевска (ст.179). Но, в любом случае, при данном порядке распределения средств своей очереди можно будет прождать не одно десятилетие.

Что будет происходить

Радикальные изменения, внесённые в Жилищный кодекс, в части порядка финансирования капитального ремонта в многоквартирных домах повергли в ступор всех участников рынка ЖКХ – управляющие компании и товарищества собственников жилья. А большинство собственников помещений в многоквартирных домах до сих пор ничего не знают о предстоящей уже через несколько месяцев реформации. Так всегда происходит, когда касающееся абсолютного большинства граждан страны решение готовится узкой группой лиц в интересах одной только бюрократии. Что они хотят? В кратчайшие сроки изменить действующую, пусть и несовершенную, но самоуправляемую систему на совершенно неповоротливую плановую.

Что происходит и будет происходить в реальности? Первое, и самое очевидное, что приходит на ум, - управляющие компании затормозят ремонтные работы до тех пор, пока не появится ясность в их взаимоотношениях с региональным оператором или операторами (закон позволяет создавать на территории одного региона несколько региональных операторов, каждый из которых будет осуществлять деятельность на части территории субъекта РФ). Далее начнутся попытки через лоббизм и региональное законодательство приспособить изменённый Жилищный кодекс под сложившиеся реалии.

Мы делили апельсин…

В столице Удмуртии, где в последние семь лет сфера ЖКХ подверглась серьёзным рыночным изменениям, ситуация следующая: четыре крупные частные УК примерно в равных долях контролируют 47 процентов жилого фонда Ижевска, ещё порядка 10 процентами продолжает управлять муниципальное унитарное предприятие – СпДУ. Оставшиеся 43 процента жилого фонда Ижевска поделены между несколькими десятками ТСЖ и небольшими (как правило, локально расположенными) управляющими компаниями.

Поскольку муниципальное СпДУ в силу своей подчинённости не может вести самостоятельную от властей Ижевска политику, а республиканское руководство в лице президента Волкова и премьера Питкевича никогда не вникало в тонкости жилищной политики, наибольшую активность в лоббировании изменений республиканского законодательства о капремонте следует ожидать от четырёх частных УК.

Эти управляющие компании – «Единая» (Кутдузов), «ЖРП № 8» (Губаев), «Ижкомцентр» (Сурнин), «Вест-Снаб» (Орлов, Балакин, Чулкин) - в последнее время свернули конкурентную борьбу между собой и готовы выступать с солидарной позицией.

В настоящее время в качестве выхода из тупика, созданного изменениями в ЖК, обсуждается идея создания на территории Ижевска сразу пяти региональных операторов, т. е. каждой из самых крупных управляющих компаний по «своему» оператору.

Такой вариант нивелирует отрицательные последствия принятого депутатами Госдумы решения, но фактически перекроет получение денежных средств на капремонт тем многоквартирным домам, которые находятся сегодня под управлением десятков небольших управляющих компаний. Что в перспективе, надо полагать, приведёт к их поглощению четвёркой крупных частных УК.

Путём ТСЖ

Лично я убеждён, что в Удмуртии распределять деньги на капремонт через регионального оператора могут доверить только кому-нибудь из родственников президента УР Александра Волкова или однокашников ижевского сити-менеджера Дениса Агашина. Поэтому идея крупных компаний поделить «операторов» между собой, как бы ни были владельцы этих УК близки к «партии власти», скорее всего, не пройдёт. В этом случае формой сопротивления одностороннему изъятию денежных средств на счёт регионального оператора станут ТСЖ. Товарищества собственников жилья (а также жилищные кооперативы, специализированные потребительские кооперативы) – единственные, кому после изменений в ЖК позволено выбрать один из двух способов формирования фонда капремонта – перечислять взносы на счёт регионального оператора или оставить их на специальном счёте ТСЖ (ст. 175).

Региональные власти всё равно будут вмешиваться через установление минимального размера отчислений на капремонт, а также вписывая ТСЖ в региональную программу капремонта, но деньги останутся на счетах ТСЖ. Таким образом, если ситуация начнёт развиваться «путём ТСЖ», то во второй половине 2013 года в столице Удмуртии произойдёт настоящий бум по их созданию, но всё это будет происходить под чутким руководством со стороны управляющих компаний.

Что делать

Что делать тем, для кого ЖКХ не бизнес, а существенная статья домашних расходов? Можно продолжать со стороны наблюдать за тем, как чиновники, управляющие компании и поставщики ресурсов хорошо живут, участвуя в дележе коммунальных денег. Но есть пример и активной позиции. В 2006-2007 гг. жители Ижевска под флагами «Патриотов» своими многочисленными и массовыми акциями протеста заставили федеральные власти обратить внимание на необходимость государственной финансовой поддержки проведения капремонта в многоквартирных домах. К сожалению, республиканские власти были тогда так заняты юбилейными стройками, что не успели подготовить документы для получения федерального финансирования в том же объёме, как более успешные регионы-соседи. Тем не менее само путинское решение о федеральном фонде капремонта стало реакцией на рост протестной активности. Сегодня ситуация точно такая же, как в 2006-2007 годах. И по-прежнему есть только один способ скорректировать законодателей из «Единой России» - ответить им на их перегибы организованным гражданским сопротивлением.