Рассказывают такой анекдот. В самом начале зимы 2010 года сити-менеджер Ижевска Денис Агашин праздновал свой 35-летний юбилей. Ему, посаженному на должность главы горадминистрации всего десять дней назад, в то время сильно не повезло: 5 декабря (это было воскресенье) начался сильнейший снегопад, продолжавшийся всю неделю, и когда 8 декабря делегациям городских предприятий пришло время поздравлять нового начальника с днём рождения, некоторые из них физически не смогли донести свои подарки до именинника. В частности, будто бы даже начальница ГЖУ Дворниченко застряла в дороге по пути к праздничному кабинету Агашина, потому что Агашин не почистил в городе снег.

Так или иначе, катаклизм декабря 2010 года ижевчане до сих пор поминают недобрым словом, и на неокрепшего городского голову он должен был произвести сильное впечатление. В 2011 году в снежно-дорожной сфере произошёл тихий переворот.

Обзор эволюции

Объёмы финансирования зимнего ухода за улицами до 2011 года восстанавливаются по реестру муниципальных заказов, который хранится на официальном сайте администрации Ижевска. В те времена городские власти в лице Управления внешнего благоустройства (позднее Служба благоустройства и дорожного хозяйства) ежегодно нанимали подрядчиков-снегоуборщиков в октябре или ноябре, и контракт действовал всю зиму до весны следующего года. Один зимний сезон – четыре главных контракта: 1) по Октябрьскому, 2) по Первомайскому, 3) по Ленинскому, 4) по Индустриальному и Устиновскому районам. Им сопутствовали небольшие россыпи мелких контрактов на зимнее содержание территорий (от десятков тысяч до 1,5 млн рублей), которые, для упрощения вычислений, можно не брать в расчёт.

В сезон 2008-2009 гг. «большая четвёрка» зимних контрактов потянула на 95,9 млн рублей из бюджета Ижевска; в зиму 2009-2010 гг. сумма подросла до 113,4 млн рублей; в 2010-2011 гг. осталась почти ровно на том же уровне (113,1 млн рублей). Несмотря на то что формально эти заказы размещались как бы для борьбы претендентов на открытом аукционе с понижением цены, на деле «зимние деньги» всегда распределялись в строгой пропорции между тремя ижевскими муниципальными предприятиями: один контракт – для МУП «Трест «Дормостстрой» (ТДМС), один – для МУП «Комбинат благоустройства Ленинского района» (КБЛР) и два контракта – для МУП «Дорожно-ремонтное эксплуатационное управление» (ДРЭУ). И так из года в год.

После подпорченного дня рождения сити-менеджера Дениса Агашина концепция изменилась. «Большую четвёрку» контрактов стали заключать не на зимний сезон, а на круглый год – с 1 января по 31 декабря, включив в смету и содержание дорог в летние месяцы. В 2011 году из-за охвостья последних «доагашинских» зимних контрактов, действовавших до середины весны, получился переходный период; первые летне-зимние контракты на 2011 год действовали с апреля по декабрь.

Пропорция МУПов-исполнителей при этом сохранилась (2 контракта - ДРЭУ, 1 - ТДМС и 1 - КБЛР). В 2011 году общая стоимость «большой четвёрки» заказов на уборку составила 120,4 млн рублей, в том числе 60,1 млн рублей за период с 1 ноября по 31 декабря – два месяца, прошедшие по смете как «снежное время».

Отдельно зимнее и летнее содержание улиц рассчитывалось по сметам и в последующие годы. За зимнюю уборку в прошлом, 2012 году бюджет Ижевска заплатил 173,1 млн рублей (из 279,1 млн рублей по четырём районным «круглогодичным» контрактам), в 2013 году уже действуют контракты на сумму 190,5 млн рублей по «снежному» разделу (общая сумма - 282 млн рублей на год, включая лето). Нынешний год отмечен первым за 5 лет коренным изменением состава исполнителей-уборщиков: в 2012-м «агашинцы» всё-таки грохнули «Трест «Дормостстрой», и теперь огромный объединённый контракт по Октябрьскому, Первомайскому, Индустриальному и Устиновскому районам исполняет МУП «ДРЭУ». За МУП «КБЛР» остался Ленинский район.

Таким образом, с 2008-го по 2013 год стоимость уборки снега в течение одной зимы в Ижевске в рамках заказа Службы благоустройства и дорожного хозяйства увеличилась почти ровно вдвое – с 95,9 до 190,5 млн рублей (разрыв между слагаемыми «половинками» зимы, появившийся с 2011 года, на целое не влияет). Что же ижевчане имеют за эти деньги?

Апрельская вьюга

К сожалению, единый портал государственных закупок запущен только с начала 2011 года, поэтому подробные сметы на содержание улиц в зимний период имеются лишь по новейшему «агашинскому» периоду. Стоимость работ по уборке снега в Ижевске складывается из трёх фундаментальных величин: 1) площадь территории, взятой на содержание; 2) длительность зимы; 3) тариф.

Проще всего с продолжительностью «зимнего режима» уборки. По крайней мере, начиная с 2012 года городские власти волевым усилием постановили, что зима в столице Удмуртии тянется ровно пять с половиной месяцев. То есть за ноябрь, декабрь, январь, февраль, март и половину апреля администрация Ижевска платит дорожникам по одинаковым зимним тарифам. Как ни парадоксально, фактический объём работы по расчистке проезжей части, перекидке и вывозу снега, все эти кубометры объёма и сантиметры толщины снежной массы при расчёте платы за уборку вообще никого не волнуют. За ноябрь и апрель подрядчикам платят ровно так же, как за декабрь и февраль, и если нет снегопада – значит дворник спит, а деньги капают.

Нормативные тарифы на уборку снега заслуживают отдельного рассмотрения. Они исчисляются в рублях на квадратный метр в месяц (руб./м2/мес.). Именно внутри них, по идее, должен быть спрятан расчёт натурального объёма работ по уходу за территорией, т. е. сколько может в среднем за месяц выпасть снега на «квадрат» и сколько стоит его сгрести и вывезти. Эта средняя цена устанавливается отдельно для каждой из 7-8 групп улично-дорожных объектов (магистральные дороги, внутриквартальные проезды, тротуары и т. д.). Пока о тарифах можно сказать только то, что со второй половины 2011-го по 2013 год они в основном не менялись, за исключением тарифа на зимнюю уборку остановок общественного транспорта. Он с 2012 года был увеличен в 6 раз (с 10,66 до 61,86 руб./м2/мес.).

Зато разительные перемены за 2011-2013 годы произошли с площадью территории, на которой администрация Ижевска ежегодно заказывает зимнюю уборку. В 2011 году подрядчики взяли на содержание в общей сложности 6107 тыс. кв. метров городской территории в пяти муниципальных районах; в 2012 году «фронт работ» в целом по городу сократился на треть (до 3940 тыс. кв. метров); в 2013 году он остался почти на том же уровне (4102 тыс. кв. метров).

Напомним, что при этом цена за услуги уборщиков только росла. В пересчёте на 1 месяц зимнего содержания в 2011 году она составляла в целом по Ижевску 30,5 млн руб./мес., в 2012 году – уже 31,5 млн руб./мес., в 2013-м – 34,6 млн руб./мес. Таким образом, за три года работы главы администрации Ижевска Дениса Агашина дорожники стали получать почти вдвое больше денег за каждый метр городской земли, взятый на попечение: в 2011 году – в среднем 4,99 руб./м2/мес., в 2012 году – 7,99 руб./м2/мес., в 2013-м – 8,44 руб./м2/мес.

На этом месте каждый житель Ижевска должен задать себе вопрос: ощущает ли он, что на улицах города сегодня стало в два раза чище, чем было в начале агашинского «эффективного управления»?

Но вернёмся к сокращающейся территории зимней уборки. Опуская подробности, та 1/3 городской земли, которую в 2011 году чистили в рамках «большой четвёрки» заказов, а с 2012 года вычеркнули из перечня снегоуборочных работ, – это большей частью т. н. «проезды в жилой застройке», дорожки вне главных улиц, пролегающие между жилыми домами и во дворах. Эта категория полностью исключена из контрактов 2012-го и 2013 года.

Означает ли это, что теперь проезды никто не чистит? Конечно, нет: их зимнюю и летнюю уборку передали на уровень администраций муниципальных районов, которые размещают соответствующий муниципальный заказ самостоятельно.

Например, в 2012 году администрация Октябрьского района Ижевска потратила на эти цели 7,6 млн рублей, Индустриального – 8,4 млн, Устиновского – 5,9 млн рублей и так далее. То есть в реальности уборка снега с наших улиц с 2011 года подорожала даже больше, чем показывают централизованные контракты Службы благоустройства и дорожного хозяйства.

Солдат спит – служба идёт

Для полноты картины не хватает только информации о том, сколько снега было убрано на эти деньги. Тут нам поможет ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации», который онлайн предоставляет данные метеонаблюдений Росгидромета за многие десятки лет.

Так вот, на метеостанции «Ижевск» с 2000-го по 2012 год в среднем ежегодно фиксировалось 88,1 мм осадков в сумме за три месяца зимы (декабрь, январь, февраль). Лишь первая зима Агашина (2010-2011 гг.) принесла столице Удмуртии осадки выше десятилетней нормы (103,9 мм). Зима 2011-2012 гг., в которую произошёл скачкообразный рост расходов бюджета на уборку снега, выдалась аномально бесснежной (54,8 мм); закончившаяся зима 2012-2013 гг. тоже недотянула до нормы (78 мм) – хотя и закончилась мартовскими метелями, по которым точных данных пока нет. Выходит, что дорожники, нанятые администрацией Ижевска, уже два сезона подряд получают удвоенный рацион бабла за сокращённый объём работы.

Велик соблазн сделать вывод, что такой высокой ценой ижевчане расплачиваются за застарелый шок начинающего сити-менеджера Дениса Агашина, пережитый им в день своего рождения. Но это не так: в дорожной отрасли Удмуртии сметы растут быстрее сугробов независимо от душевных переживаний чиновников. Тут ничего личного – только эффективный менеджмент.