В официальных сообщениях МВД по УР отмечено, что в момент конфликта сотрудник полиции был трезв, не находился при исполнении служебных обязанностей и стрелял из зарегистрированного травматического пистолета ИЖ-78. Разрядить обойму 48-летнего полковника Глухова побудил бытовой конфликт с соседями-азербайджанцами.

Раненый брат Саиды Этирам Гасымов.

Раненый брат Саиды Этирам Гасымов.


Пятиэтажный кирпичный дом, где произошла трагедия, находится в центре Ижевска, в минуте ходьбы от перекрёстка улиц Ленина и Пушкинской. Отправившись на место, я стала свидетелем следственного эксперимента, проводившегося на лестничной площадке в подъезде. Третий и четвёртый этажи были забиты следователями, многочисленными родственниками и знакомыми погибшего. Присутствовать на эксперименте мне запретили, пояснив, что вернуться мне разрешается только через час. Однако когда я снова пришла на место событий, эксперимент всё ещё продолжался. Я как раз попала на зачитывание протокола и могла в полном объёме выслушать версию, изложенную потерпевшей стороной.

Встреча руководителей МВД со школьниками. Полковник Глухов - крайний слева.

Встреча руководителей МВД со школьниками.
Полковник Глухов - крайний слева.


Версия, озвученная родственниками, отличается от последней информации МВД по УР. Согласно данным полиции, полковник Андрей Глухов в интересах своей семьи и жителей дома, чей покой был нарушен шумевшими соседями-азербайджанцами, сделал им замечание, в ответ на которое хозяин квартиры Гафлан Асланов со своим шурином якобы стали избивать полковника. Последний в «целях самообороны» был вынужден ретироваться в сторону своей квартиры, отстреливаясь из травматического пистолета.

По словам потерпевших, Глухов стучал в квартиру Аслановых пистолетом, а увидев на пороге жену хозяина квартиры, тут же стал ей угрожать, пытался проникнуть в жилище, оскорблял национальную принадлежность соседей, совершил первый выстрел в проём над входной дверью, пытаясь таким способом спровоцировать на конфликт хозяина квартиры. Увидев на пороге Гафлана Асланова, полковник Глухов отступил назад и, пятясь по ступенькам в сторону своей квартиры, совершал целенаправленные выстрелы в соседа.

Супруги Гафлан и Саида Аслановы с малолетней дочерью переехали в свою новую трёхкомнатную квартиру около месяца назад. В день убийства, в субботу, 13 апреля, помимо новоселья отмечали день рождения дочери Сабины. В квартире Аслановых собрались родственники и друзья – всего около 10-12 человек.

Далее подробно излагаю показания, которые были запротоколированы со слов потерпевшей стороны по итогам следственного эксперимента.

Стук в дверь раздался в двенадцатом часу ночи (по разным источникам, от 23 час. 40 мин. до 23 час. 55 мин.). Стучали в наружную металлическую дверь. Стук был нетипичный - слишком резкий. «Стучал прикладом или ногами», - даёт показания следствию вдова Асланова. На металлической двери следователи действительно зафиксировали следы от рукоятки пистолета.

Дверь открыла Саида. Тут же под ногами матери вертелась маленькая Сабина. «Надоели вы со своей музыкой, чёрные!» - заявил, по словам женщины, Глухов, размахивая перед ней пистолетом. Саида велела дочке выключить музыку и попыталась уговорить соседа уйти, опасаясь спровоцировать драку с выпившим мужем.

«Я просил продемонстрировать мне мощность аппаратуры, воспроизводившей музыку, - рассказывает защитник потерпевших. – Это маленькие динамики от компьютера».

Девочка побежала в комнату и выключила музыку, сказав отцу, что на пороге мужчина с пистолетом ругается с матерью. Увидев на пороге вооружённого Андрея Глухова с умоляющей его убраться женой, Гафлан стал вырываться на лестничную площадку. Саида преграждала ему путь, вытянув руки в стороны и уперев кисти в боковые косяки двери. Все последующие действия произошли в считанные секунды.

Раздался первый выстрел. Гафлан, видимо, испугавшись за жену и дочь, с силой убрал руки Саиды, загораживавшей вход в квартиру, и, вытолкнув их вперёд, стал прорываться к соседу. Саида в это время оттолкнула ступившего одной ногой в прихожую Глухова и попыталась захлопнуть дверь, чтобы муж не выскочил в подъезд, но у неё ничего не вышло.

В источниках в Интернете появилась информация о том, что медики зафиксировали следы побоев на теле заместителя начальника ЭКЦ МВД по УР. На каких частях тела и в каком количестве обнаружены синяки и ссадины на теле Глухова, в сообщении не поясняется. Родственники погибшего объясняют, что царапины и ссадины могли остаться лишь на лице Глухова, когда его пытались вытолкнуть с порога. Саида с силой и размахом задела лицо Глухова в момент, когда её муж пытался пробиться к обидчику. Повреждения на лице Глухова, по словам потерпевших, «пробороздили» его очки.

После того как хозяин квартиры выбежал на лестничную клетку, по словам вдовы, их непрошеный гость отступил на широкий шаг назад и стал быстро подниматься по пролёту в сторону своей квартиры этажом выше, при этом отстреливался, метясь в Асланова. Гафлан, невзирая на всаживаемые в него пули, преодолел путь, равный пути полковника, – один лестничный пролёт до двери стрелявшего.

С целью остановить Гафлана вслед за ним бросился родной брат Саиды (шурин Гафлана) 37-летний Этирам Гасымов. Женщины - Саида и сестра Гафлана - остались в дверях. Эти трое свидетелей непосредственно видели всё произошедшее. По их словам, последними словами Гафлана были: «Ты что стреляешь в меня?» и «Извинись перед женщиной».

Расстояние между Гафланом Аслановым и Андреем Глуховым колебалось от вытянутой руки до полутора-двух метров, но они, по словам свидетелей, не схватывались физически. Выпустив обойму и допятившись до дверей своей квартиры, Глухов совершил предпоследний, смертельный для Гафлана выстрел, который пришёлся в рот погибшего. Слабеющий Гафлан с вытекающей изо рта кровью стал падать. Сзади его подхватил брат жены Этирам и оттащил от двери квартиры Глухова к пологому переходу между этажами со словами: «Что ты делаешь? Ты убил человека!» В ответ полковник выпустил в него последний патрон, стоя уже в дверях своей квартиры.

В травматическом пистолете ИЖ-78-9Т 6-7 патронов. По словам родственников, 4 пули обнаружены в теле погибшего (пущены одна в нос, одна в рот и ещё две в тело, неизвестно куда), 2 пули изъяты из тела госпитализированного Этирама (одна из грудной клетки, буквально в каких-то миллиметрах над сердцем, другая – из бедра), ещё одна пуля – самая первая – прошла над дверью квартиры Аслановых.

В некоторых СМИ прошла информация, что прицельных выстрелов обвиняемый не совершал, что все они были хаотичными. Но если посчитать, то выясняется, что единственная пуля, не оказавшаяся в телах людей, - это самая первая пуля от выстрела, который Глухов сделал в проём над дверью потерпевших. Остальные 6 пуль засажены в людей. Гафлан умер на руках шурина Этирама ещё до приезда скорой, лужа крови вытекла из него на пролёт.

Почву для сомнений и размышлений наделал тапок стрелявшего. По версии защиты потерпевших, этот тапок Глухов швырнул в догонявших, потому что «патроны кончились, а эмоции остались». Однако тапок лежал на второй ступеньке от квартиры полковника, в сорока сантиметрах от двери, за которой Глухов скрылся. Нос тапка повёрнут в сторону, как если бы стрелявший убегал спиной. Носок его приткнут к ребру вышестоящей ступени. Не похоже, чтобы тапок швыряли в строну догонявших, скорее, тапок просто спал с ноги полковника, когда тот вбежал в свою квартиру.

Когда следователи покинули подъезд, я смогла осмотреть третий и четвёртый этажи и площадку между ними. Квартира Аслановых находится прямо под квартирой Глуховых. На пологом переходе между ступенями – лужа запёкшейся крови. Кровавые следы тянутся по всей протяжённости стены от двери Аслановых к двери Глуховых. Дверь полковника измазана белыми меловыми разводами, на ней также можно различить отпечаток подошвы. В дверь, очевидно, пинали. Мне рассказали, что на двери кто-то постоянно пишет мелом слово «убийца», Глуховы едва успевают затирать надпись. На стенах в подъезде – следы, обведённые кружочками и помеченные цифрами. Границы следов крови на стенах также обозначены чернилами криминалистов.

До трагедии семья Аслановых прожила на новом месте совсем недолго. Однако соседка, с которой я говорила, с сильным волнением в голосе рассказывает о Гафлане: «Очень жизнерадостный. Спокойный. Всегда с улыбкой здоровался, был очень приветливым. Прямо как солнышко!»

С бывшей соседкой Аслановых, проживавшей рядом с ними на прежнем месте, я встретилась в дверях подъезда. Она также положительно отзывается о Гафлане: «Сколько с ним ни жила по соседству, ничего плохого о нём не скажу. Ни разу не видала его пьяным или выпившим. Очень спокойный. Никогда в подъезде не было конфликтов или скандалов, с ним связанных. Ни одного плохого слова от него не слышала. Работящий, трудяга. Я в 6 часов встаю, чтобы во дворе убираться (дворником работаю), Гафлан уже ногах, на работу идёт. Всегда здоровался».

С семьёй Глуховых на этаже соседствует только одна пожилая женщина, на вид лет восьмидесяти. Она рассказала, что знает Глухова около 20 лет. Своего соседа тоже характеризует положительно: «Спокойный, не буйный, ответственный. С соседями отношения хорошие поддерживал. Ни с кем не ругался. В футбол любил играть и много времени уделял лабораторной деятельности. Живёт с женой, есть двое взрослых детей». В ночь на 14 апреля пожилая соседка никакой музыки не слышала. Проснулась от выстрелов. Говорит, что их было 5-6, но точно не считала. На лестничную площадку не вышла. Испугалась. Про соседей Аслановых ничего сказать не может, так как столкнулась с ними впервые только после случившегося. На стук в квартиру Глуховых мне никто не открыл.

Пострадавший во время инцидента Этирам Гасымов госпитализирован в городскую медико-санитарную часть № 3. Стрелявший в соседей полковник Андрей Глухов после задержания отпущен под подписку о невыезде. Уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство) в отношении его расследуется отделом особо важных дел СУ СК по УР. Служебная проверка в отношении Глухова находится на личном контроле министра внутренних дел по Удмуртии Александра Первухина.

Прежде пресс-служба МВД по УР заявляла, что ведётся служебная проверка, по окончании которой «подозреваемый офицер в любом случае будет уволен со службы из МВД, а его непосредственные руководители будут привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения».

В этот понедельник, на вторые сутки после трагедии, пока я находилась на месте преступления, поток приходивших-уходивших, подъезжавших-отъезжавших друзей и родственников Аслановых не заканчивался. Было ощущение, что вся азербайджанская диаспора считала своим долгом навестить семью погибшего. Все приходившие были вежливы, тактичны, с охотой разговаривали со мной, плакали. Около дома дежурит полицейская машина. По всей видимости, полицейские просто опасаются расправы над виновником этой трагедии.