Сколько денег зарыто в асфальт?

Если считать с 2008 года, то на ремонт дорог в Ижевске потрачено приблизительно 2 миллиарда 280 миллионов рублей. Вероятно, эта сумма несколько больше, так как уже произведённые расходы 2013 года здесь не учитывались.

Средства распределялись следующим образом. В 2008 году потратили 490 млн рублей. В посткризисном 2009-м только 262 млн рублей. В год муниципальных выборов, в 2010-м, когда тракторы разъезжали с наклейками «Единой России», а с экранов телевизоров сыто улыбался куратор проекта «Новые дороги городов России» сын президента УР Андрей Волков, в дороги столицы республики вложили 627 млн рублей. В 2011 году было выделено 499 миллионов. В 2012-м - 401,8 млн рублей. В этом году Ижевск идёт на рекорд – из республиканского и муниципального бюджетов на ремонт дорог в городе планируется потратить 700 млн рублей.

Как видно, динамики никакой нет. На дороги выделяют совершенно разные суммы, которые неизвестно от чего зависят. Хотя нет сомнений, что отчасти величина расходов связана с политической «погодой». Например, в 2010 году, когда позиции «Единой России» в Ижевске перед выборами в Гордуму были чрезвычайно слабы, федеральный бюджет внезапно выделил огромную сумму в 600 млн рублей на ремонт дорог в столице Удмуртии. Тут же «Единая Россия» заявила, что это их проект, что это их партия выбила деньги, а на каждый трактор и грузовик налепили рекламные баннеры ЕдРа. Тогда все смутно понимали, при чём здесь сын президента и почему на деньги федерального бюджета пиарится «Единая Россия».

Именно после тех выборов к власти в Ижевске пришла «команда Агашина», которая, по словам самого сити-менеджера, тушит «пожары» городского хозяйства, «чтобы всё окончательно не сгорело». В частности, дороги «команда Агашина» тушит битумом. То есть ремонт дорог в Ижевске сегодня подразумевает перекладку лишь верхних слоёв покрытия, не затрагивая основания дорожной «рубашки».

В недавнем интервью Марковским форумам в этом признался начальник Управления благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска Михаил Тарасов. «Много ли дорог у нас с капитальным ремонтом, которые пойдут под замену щебня?» - спросил у чиновника бизнесмен Александр Ермолаев. «К сожалению, с такой серьёзной заменой основания таких дорог у нас сегодня нет. Если мы говорим про такой комплекс, то это сегодня только строительство и реконструкция серьёзных объектов. Но полностью чтобы от и до в силу обстоятельств по финансам мы не практикуем», - заявил г-н Тарасов, признав фактически, что агашинское «пожаротушение» - это не тактический ход, а настоящая стратегия нынешней муниципальной власти. Между «меньше да лучше» и «больше да хуже» выбирают второе.

Под «крупными объектами» Михаил Тарасов, очевидно, имел в виду набережную Ижевского пруда. В частности, чуть ниже монумента проходит полностью реконструированная улица Милиционная. И если набережная у нас, как в Ницце, то улица Милиционная, как в Венеции. Её затапливает, потому что строители, очевидно, забыли про водоотведение. На логичный вопрос, нельзя ли было сделать эту дорогу с небольшим уклоном, чтобы вода сбегала, Тарасову ответить было нечего. «Наверное, тут я комментировать не буду. Строили как раз по линии глобального проекта по строительству набережной. Спросить с треста – надо спросить. В этом году у нас не только на этой улице проблемы, но и пониже с ровностью. Не то что проблемы… там уже всё в волнах», - заявил Тарасов.

Получается, что, когда речь идёт об ответственности, городские чиновники сразу уходят в глухую оборону, притворяясь слабыми и беспомощными. За набережную они не отвечают, так как это была «волковская стройка». На ремонт дорог сегодня им денег катастрофически не хватает. Поэтому всё, что они способны делать – это соскребать верхний слой асфальта и класть новый, который трескается уже к концу сезона. А что касается остальных неотремонтированных дорог – так некоторые из них не ремонтировали десятки лет. И к тому же погода, перед которой ни один асфальт не устоит.

Но от политиков ждут не оправданий, а планов. Какие планы могут быть у г-на Тарасова, если он понятия не имеет, сколько денег будет выделено на дорожное строительство в следующем году? Республика может дать 550 миллионов, а может и не дать. Из федерального бюджета могут отчислить 600 миллионов на «партийный проект», а могут и не отчислить. С такой политикой планировать можно только на завтрашний день.

Замкнутый круг

Борьба с дырами в дорожном покрытии идёт по замкнутому кругу и напоминает рыбалку: мелочь не берут. Маленькие трещины оставляют подрасти до ям. Когда трещина становится ямой, её ремонтируют. В это время другие трещины разрастаются. И так до бесконечности. Ижевские блогеры убедительно показали на примерах фотографий, как растут такие ямы. Блогер Arzik, например, показал, как разрасталась трещина на улице Карла Маркса недалеко от моста. Буквально за год небольшое повреждение полотна выросло в дыру диаметром больше метра.

Сколько можно отремонтировать?

В 2010 году, когда было выделено на ремонт дорог 627 млн рублей, отремонтировали 562,5 тысячи квадратных метров дорог. Это, как сообщает сайт администрации Ижевска (http://www.izh.ru/izh/promo/9795.html), составляет 10 % от общей площади улично-дорожной сети города. То есть ремонт всей площади дорог Ижевска может стоить порядка 6 млрд 270 млн рублей. Эта цифра в реальности гораздо меньше, так как всё же не все дороги требуют ремонта. Кроме того, меньшего ремонта требуют тротуары.

Как уже говорилось, с 2008 года мы потратили на ремонт уже 2,3 млрд рублей. То есть с того времени новый асфальт должен лежать на 40 процентах улиц, включая тротуары. Насколько эти цифры противоречат реальности, к сожалению, очень сложно посчитать. Зато можно вычислить, сколько стоит километр отремонтированной дороги в Ижевске. По СНиП 2.07.01-89 ширина одной полосы дороги в городе до 4 метров. Значит, в 2010 году в Ижевске была отремонтирована площадь, соответствующая 140 километрам однополосной дороги. Или 35 километров четырёхполосной дороги. Космическая цифра. Если учесть те суммы, которые мы планируем потратить на ремонт дорог к концу этого года, то в период с 2008 года мы должны были отремонтировать 670 километров однополосной дороги. Когда пишешь эти цифры, кажется, что сломался калькулятор.

Стоит пояснить, что 2008 год взят за точку отсчёта, так как большинство источников называет срок службы верхнего слоя дорожного покрытия в районе пяти лет. То есть в этом году мы должны ремонтировать те дороги, на которые укладывался асфальт в 2008 году.

Если верить цифрам администрации города, то ремонт дороги, который они производили в 2010 году, обходился в 10 раз дешевле стоимости строительства новой дороги. В 2010 году Минтранс России сообщил в официальном письме редакции «Независимой газеты», что средняя стоимость строительства одной полосы дороги в России составляет 41 млн руб. (НГ от 07.12.2010). То есть если верить Минтрансу России, то в 2010 году в Ижевске могли построить новую четырёхполосную дорогу длиной 3,5 км. Для примера: длина улицы М. Горького составляет 2,9 км.

Но когда начинаются разговоры о том, сколько в действительности стоит ремонт и тем более строительство дорог, то сразу же слышатся слова, будто кто-то чего-то не понимает. На самом же деле никто ничего не понимает, кроме того чиновника, который договаривался об «откате». Такого, например, как коллега г-на Тарасова Алексей Закурдаев, бывший начальник Управления благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска, осуждённый в 2008-м на 7 лет за «откаты».

С того времени, кстати, стоимость ремонта дорог сильно выросла. Например, в 2010 году ремонт 1 кв. метра дороги стоил 1115 рублей. В прошлом году было отремонтировано 208 тыс. кв. метров дороги, а потратили на это 401,8 млн рублей. Соответственно, стоимость одного квадратного метра отремонтированной дороги выросла до 1930 рублей. То есть на 73 процента!

Протест

Беспрецедентное состояние дорог в Ижевске породило беспрецедентную волну протеста среди автомобилистов. Инициативная группа уже подала уведомление о митинге «Ижевск – город без дорог», который пройдёт 22 апреля в 18:30 на набережной Ижевского пруда. Кроме того, участники Автофорума составляют народную карту ям города. Её можно увидеть по адресу проекта «ИжЯма» http://izhyama.igis.ru/. Уже сегодня Ижевск на этой карте выглядит как одно большое красное пятно. Сити-менеджер города Денис Агашин в своём блоге ссылается на погоду. «Не буду даже подбирать слова для оправданий этого кошмара на дорогах – отлично осознаю, что сейчас любые объяснения будут в пользу бедных. На прошлой неделе, даже несмотря на то, что погода не дает нам передышки, мы все-таки приступили к активной фазе ямочного ремонта», - пишет он в своём ЖЖ. Но «бедные» автомобилисты, похоже, больше не хотят ни ям, ни ямочного ремонта, ни оправданий, ни извинений.