Нет никакого смысла вновь углубляться в разбор судебных заседаний, в перечисление доводов сторон и анализ законодательной базы. Об этом и так написано уже слишком много.

Это, скорее, человеческая история. «Ладно бы дом! Вы понимаете, я была патриотом, я любила страну, государство. Они отобрали у меня это. Теперь я ненавижу», - эмоционально рассказывает о своих злоключениях Роза Шилова. Её садовый участок и участок её отца разгромил застройщик. Отец об этом не знает. Ему 85 лет, он ветеран войны, и Роза просто боится, что сердце старика не выдержит таких новостей. «Я покупаю фрукты, овощи, говорю, что вырастила сама в огороде. Понимаете, как это ужасно? Он не был на участке уже много лет. И, конечно, не видел, что они сделали. Если бы увидел – я не знаю, что с ним было бы», – говорит женщина.

Участок отца Розы Шиловой разгромили в 2011 году. Сначала ночью разнесли садовый домик. «Ничего не взяли, просто разгромили всё», - говорит она. Женщина обратилась в полицию, но полицейские никого не смогли найти, хотя абсолютно очевидно, кто мог быть заказчиком этого погрома. Застройщик ООО «Альянс» свою вину, естественно, отрицает. В суде ничего доказать не удалось.

К кому ещё апеллировать? Для многих садоводов единственной независимой инстанцией осталось общественное мнение. За годы наблюдений стало абсолютно ясно, что руководство «Альянса» - это люди, которые стройкой в микрорайоне «Север» поставили жирный крест на своей репутации. А именно это Андрей Борисович Пермяков, который имел 50% в уставном капитале «Альянса», Валерий Михайлович Рогозин и Наталья Валерьевна Рогозина, имевшие по 25%.

Семейный бизнес

Немного об этих персонажах. Все они – одна семья. Андрей Пермяков – «единоросс». Не просто рядовой член партии «Единая Россия», а один из лучших её представителей. В 2008 году его даже выдвинули по 19-му округу на довыборах депутатов Городской думы Ижевска.

Замещаемое кресло было одно. И не абы чьё, а Дмитрия Ряхова – того самого предпринимателя, который сейчас собирается по технологии «Альянса» застроить массив «Металлург-3». Кстати, тогда он лишился своего мандата за найденные у него наркотики. 18 декабря 2007 года Ряхов был осужден по ст. 228, ч. 1 УК РФ (незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере).

Бывшему видному чиновнику ижевской мэрии Валерию Рогозину Андрей Пермяков приходится зятем. Наталья Рогозина, вероятно, тоже родственница этих людей. Правда, теперь, как рассказали садоводы, ООО «Альянс» обанкротилось. На его месте появилось другое ООО - «Альянс-Строй». Возглавляет эту компанию мама Андрея Пермякова Людмила Пермякова. Такой вот семейный бизнес.

Сады на глине

Роза Шилова рассказала нам, что после погрома садового домика строители привезли к ней на участок песок и часть участка превратили в дорогу. «У них нет на это вообще никакого права. По всем документам это моя земля. Им плевать. А знаете, как обидно? У нас ведь был лучший сад на всём массиве», - говорит Роза.

Если знать историю этих садоводческих массивов, то можно понять, каких усилий стоило садоводам вырастить тут цветущие сады. «Любитель», «Учитель» и «Строитель» возникли в 1954 году на месте отработанного глиняного карьера. Решение было принято исполкомом Ижевского городского совета. Невероятные усилия потребовались, чтобы превратить бесплодную глину в плодородную почву.

Может быть, поэтому ещё на первых общественных слушаниях в 2005 году многие из садоводов говорили, что не продадут свою землю ни за какие деньги.

«Я бы сейчас продала. Может, и тогда, когда ещё всё только начиналось, продала бы, но никто ни разу ко мне не подходил, не предлагал. Понимаете? Со мной никто даже не пытался вести никаких переговоров», - говорит Роза Шилова. Женщина показала нам документ, в котором оценочная компания ООО «Контакт» провела экспертизу стоимости участка её отца. Его рыночная стоимость в 2011 году составляла 1 млн 677 тыс. рублей за шесть соток земли, дом, баню и сарай. Это 245 тысяч рублей за сотку земли без учёта стоимости построек.

Но чиновники считают эти цифры завышенными, очевидно, как и застройщики. Заместитель главы администрации Ижевска по градостроительству Владимир Нестеренко в середине апреля дал интервью «Комсомольской правде», в котором назвал свою цену земли садоводов. «Застройщики требуют адекватные цены, что уже не раз подтверждалось независимыми оценщиками в судах. Судите сами. Если вам предлагают 150 тыс. рублей за сотку земли, то даже если у собственника всего 4 сотки, это уже 600 тысяч рублей. Со стороны застройщиков, я уверен, никаких противоправных действий тут нет, - считает Нестеренко. – Застройщик, естественно, не отбирает участки, а скупает их по стоимости, которую определяют специалисты».

Сложно представить, что Нестеренко не знает о микрорайоне «Север», где ведут строительство «Альянс» и его преемник «Альянс-Строй». Он не может не знать, что там происходит. Садоводы были у него на приёме и рассказывали, какими методами ведётся строительство. Но Нестеренко, получается, покрывает застройщиков, заявляя, что с их стороны нет никаких нарушений.

В газетной статье чиновник сетует, что затягивающиеся переговоры с собственниками тормозят всю стройку. Однако что касается микрорайона Север - стоит напомнить, что там стройку тормозят он и его коллеги. Дело в том, что городская администрация до кризиса 2008 года заявляла о намерении выкупить земли садоводческих массивов, на которых будут располагаться коммуникации. Именно к этой категории, в частности, относится участок отца Розы Магсума Разматуллина. На эти земли даже было наложено обременение (при выкупе произведенные после наложения обременения улучшения не оплачиваются). Но земли не выкупаются – они захватываются с молчаливого согласия руководства администрации Ижевска.

Похоже, вместо того, чтобы выкупать участки, застройщики и чиновники пытаются взять садоводов измором. Помня о том, как несколько лет назад садоводы в буквальном смысле бросались под трактора, готовили зажигательные смеси для защиты своих участков, мы спросили у Розы, какие сегодня настроения среди тех, кто ещё обороняет свою землю. «Знаете, сейчас многие опустили руки, глядя на наше государство, на нашу полицию, на наших чиновников. Некоторые умерли. Несколько человек уже умерло. Я думаю, они из-за этой истории все», - рассказывает Роза. По её словам, сейчас незаконно снесено не менее 18 участков.

Поведение полиции заслуживает отдельного внимания. Собственность, принадлежащую садоводам, постоянно «громит» застройщик. Полицейские выезжают на массив по нескольку раз в день. Министр внутренних дел Удмуртии Александр Первухин лично принимал у себя садоводов, обещал разобраться, но ничего не сделал. Преступники не найдены и не наказаны. Полиция во главе с Первухиным оказалась беспомощным младенцем перед горсткой бизнесменов-мошенников? Не думаю, что у Александра Сергеевича есть сомнения в том, кто стоит за погромами садоводческих участков. Как говорится, неприлично предполагать, когда вполне уверен. Но у МВД по УР не хватает либо мужества, либо профессионализма, чтобы встать на защиту прав граждан и остановить беспредел.

Перспектива

В свете этой истории стоит напомнить о том, что происходит на садоводческом массиве «Металлург-3». Там г-н Ряхов, когда-то пойманный с наркотиками и лишённый за это мандата, а теперь гордо заявляющий о том, что обороты его бизнеса перевалили за 3,5 млрд рублей, занимается ровно тем же, чем занималось ООО «Альянс» на территории «Учителя», «Строителя» и «Любителя». В шахматном порядке, как заявил сам Ряхов, выкупаются участки садоводов. Выкупая землю таким образом, он получает сразу множество преимуществ. Во-первых, это страховка от прихода другого застройщика, во-вторых, он получает возможность выдавливать с этой территории оставшихся собственников, говоря им, что «вокруг вас моя земля».

Но на сегодняшний момент ничего подобного здесь ещё не произошло, хотя сам г-н Ряхов происходящее в СНТ «Металлург-3» уже называет «войной». Непонятно, кому нужна эта война? Для г-на Ряхова это затягивание реализации проектов, для садоводов - ежедневная борьба за свою землю, для полиции и чиновников – очередной удар по и так не блестящей репутации. Но ещё менее понятно, кто в силах предотвратить эту войну.