Цветы и венки к Монументу боевой и трудовой славы возлагали с 9 часов утра. Открыли процессию ветераны удмуртской политики. Как один, они выстроились в нескольких шагах от монумента в линию: президент Волков, премьер Юрий Питкевич, новоиспечённый сенатор Александр Соловьёв,
и. о. спикера Госсовета УР Светлана Кривилева, ГФИ по УР Дмитрий Мусин, глава Ижевска Александр Ушаков. В руках – красные гвоздики, на груди – приколотые бантики из георгиевских лент, на лицах – натянутые улыбки.

Возложив цветы, линия переместилась по левую сторону от монумента, уступив очередь другим. Количество людей в каждом заходе отмерял какой-то человек в военной форме. Время от времени к «отцам» республики подходили для приветствия их знакомые. Чуть погодя присоединились министр по делам молодёжи Владимир Соловьёв и дети – очевидно, внуки Волкова. Несколько раз он принимался публично обнимать их. Этот образ «доброго дедушки» обнаружился ещё 1 мая, когда после торжественного шествия колонн президент Волков крепко и продолжительно обнимался с какой-то девушкой. Позади «линии власти» фланировали сын президента Андрей Волков со своей компанией, а также министр внутренних дел Александр Первухин с другими силовиками.

Сити-менеджер Ижевска Денис Агашин возложил цветы к памятнику отдельно, в составе своей команды. Сначала я даже его не узнала: поправился, укоротил волосы, слегка поседел (!). Кстати, он единственный из представителей власти, кто не приколол себе на грудь георгиевскую ленточку.

За пять минут до парада Победы президент Волков двинулся в сторону Центральной площади. За ним ринулись все остальные. К началу парада на противоположную сторону улицы Пушкинской было уже не перебраться. «С запасом» была оцеплена и вся территория по периметру Дома правительства.

Поработав локтями, я случайно вклинилась в духовой оркестр, который исполнял гимн России, а затем Удмуртии. Слева от оркестра расположились журналисты. Я тоже переместилась к ним. Лучшего вида желать было нельзя: колонны маршировали буквально перед нашим носом.

Парад, посвящённый 68-й годовщине Великой Победы, традиционно открыл военный комендант Ижевского гарнизона. Он доложил военному комиссару УР полковнику Александру Комлеву о том, что войска Ижевского гарнизона построены и к параду Победы готовы. Слово взял президент Волков.

Большинство ижевчан не видели Волкова, который стоял на ступеньках Дома правительства, но слышали, как тот поздравлял ветеранов и участников парада со «священным днём». Среди прочей патетики в трёхминутной речи президент УР убеждал публику в том, что «беззаветная любовь героев фронта и тыла к своей родине и готовность жертвовать для нее своим здоровьем и своей жизнью всегда будет для него образцом и примером». Затем военком зачитал приказ министра обороны Сергея Шойгу. Министр приказывал произвести в городах-героях России праздничный артиллерийский салют.

По оценкам МВД, посмотреть парад Победы в Ижевске собралось около 10-12 тысяч человек. Непосредственное участие в нём приняло около 600 военнослужащих. Открыли парад ветераны, они следовали вдоль Пушкинской на американском автомобиле - джипе «виллис», украшенном знаменем Победы. Ветераны Великой Отечественной войны, не участвовавшие в параде, наблюдали за ним с трибун.

Вслед за ветеранами промаршировали силовые подразделения: сводный отряд специальных подразделений МВД по УР, отряд МЧС по УР, отряд Управления ФСИН по УР, отряд судебных приставов. Последними в пеших колоннах шествовали учащиеся кадетских классов, ученики школы лётчиков, кадетские группы Ижевского монтажного техникума и воспитанники патриотических клубов.

За пешими колоннами двинулась военная техника – всего около 40 единиц, некоторые из них с фирменными маркировками: ГК «Мечел», «Купол», мотозавод «Аксион-холдинг», Радиозавод, Ижевский механический завод. В голове колонны – боевая машина «Победа», 1956 года выпуска. За ней - два советских грузовика ЗИС-5, бронеавтомобиль «Тигр», БТРы, грузовая техника. На УАЗах и ГАЗах провезли флаги дивизий, артиллерийских бригад и полков, которые формировались на территории края в годы войны. За военной техникой последовали КамАЗы с открытыми бортами, которые сослужили службу площадок для инсталляций «Удмуртия фронту»: строительство стратегической железной дороги Ижевск - Балезино, жизнь трудового тыла. Замыкали колонны боевая машина «Катюша» и зенитно-ракетный комплекс «ОСА».

По правую руку от меня, сразу за оркестром, начинались ступеньки Дома правительства, с которых колонны марширующих приветствовал глава республики. Может быть, оттого, что я находилась в непосредственной близости от «принимающих» парад, он показался мне зрелищным и ладным. Зрители, наблюдавшие парад по ту сторону, говорили, что строевая подготовка у некоторых промаршировавших явно хромала.
Заминки видны и на многочисленных выложенных в Интернет видео, отснятых на параде Победы.

По окончании парада на площадках Ижевска развернулись концертные и развлекательные программы, народные гулянья, стартовали спортивные мероприятия, открылись ярмарки и экспозиции. У Дома правительства свернули красные дорожки и унесли их внутрь здания. Несмотря на это, «статусная» публика расходиться не спешила. Глава администрации Ижевска Денис Агашин в компании со своими замами Ириной Теслевой и Дмитрием Косминым что-то обсуждали, активно жестикулируя и указывая в сторону Центральной площади. Популярный благодаря последним событиям министр здравоохранения УР Владимир Музлов общался с народом, фотографировался на память с членами своей семьи: дочерьми - 13-летней Александрой и 8-летней Анной. Министр строительства Сергей Шикалов с озабоченным видом говорил с кем-то по сотовому телефону. Председатель правительства Юрий Питкевич распрощался со своей шапочкой и спасался от ветра только поднятым воротником. Глава Ижевска Александр Ушаков что-то обсуждал с министром по делам молодёжи Владимиром Соловьёвым и с ГФИ Дмитрием Мусиным и с удовольствием фотографировался на фоне Правительства УР. Хвостом бегали за президентом Волковым его пресс-секретарь Виктор Чулков и замруководителя администрации Денис Логинов.

Я отправилась искать друзей, оставшихся по ту сторону баррикад. Нашлись. Мы обошли часть площади стороной, спускаясь по направлению к набережной пруда. В берёзовой роще напротив Театра оперы и балета распростёрлись огромные очереди к биотуалетам. Завернули на площадь у второго фонтана. В не заполненном водой бассейне фонтана с торчащими штырями «купались» дети. Заморили червячка чебуреками и перепечами с чаем. Двинулись в обратную сторону и тут наткнулись на недобрые аттракционы - «разводы». Устроители аттракционов предлагали съесть плитку шоколада за одну минуту или провисеть на турнике, не двигаясь, 50 секунд. Приз – 1000 рублей и 1500 рублей соответственно. Участие в аттракционе – 200 рублей. Причём статистически вычислено, что съесть данную плитку шоколада за минуту и неподвижно провисеть на турнике 50 секунд почти невозможно. Все проигрывали.

За «разводом», стоя на парапете недействующего фонтана, с молчаливым увлечением наблюдала группа узбеков.

Поднявшись к главной сцене на площади, мы застали финальную песню концертной программы. Двинулись в сторону дома. Обогнув здание правительства, наткнулись на следующую картину – на задворках правительства за решёткой стояли пластиковые столы и стулья для ветеранов. Ветераны ели кашу, жевали порезанные огурцы, запивая их «наркомовскими» из одноразовых стаканчиков. Как потом выяснилось, это мероприятие имело название «Привал Победы». На «привале» появился президент Волков. Текст его выступления здесь отличался меньшей отточенностью. Пресс-служба потом назовёт этот экспромт задушевным разговором в непринуждённой обстановке.

Глава республики сообщил ветеранам, что только что посетил Михаила Тимофеевича Калашникова и что конструктор передаёт им большой привет. Волков добавил, что и от ветеранов он уже заранее передал Михаилу Тимофеевичу ответный привет. «Поверьте, сегодня все, кто трудится в Удмуртии, – ваши воспитанники, - сказал президент УР. – И они делают всё, чтобы возродить могущество нашего отечества, чтобы наша родина была во всех отношениях сильной: в техническом, в житейском, в оборонном, чтобы так же, как вы нам, мы передали своим детям и внукам и следующим поколениям могучую Россию». После этого Волков предложил ветеранам выпить, или, как он выразился, поднять «наркомовскую рюмку».

Вечером мы отправились на набережную посмотреть салют. Набережная у воды была оцеплена, и дальше улицы Максима Горького полицейские не пропускали. По объяснениям замначальника полиции МВД по УР Сергея Козлова, оцепление было связано с тем, что в нынешнем году запускать фейерверк решили непосредственно с набережной, а не с баржи, как это было заведено в последнее время. Место на набережной (где заканчивается «Ницца» и начинается забор), откуда производился салют, и периметр оцепления охраняли военные. Праздничный салют в этом году длился в два раза дольше –
6 минут - и стоил в два раза дороже, чем в 2012-м. Объём снарядов, соответственно, был крупнее, как и размер одного заряда, поэтому МЧС и городская пиротехническая лаборатория перестраховались, решив, что такие залпы могут потопить плавсредство, с которого раньше производили салют. Отсмотрев это зрелище, я поспешила домой. Оценивать степень трезвости толп гуляющих по сравнению с прошлыми годами, когда режим потребления алкоголя в общественных местах был мягче, не стала.