Посетивший в прошлый четверг, 30 мая, три завода в Воткинске и Ижевске вице-премьер Дмитрий Рогозин не обманул ожидания и даже назвал дату, к которой он собирается приурочить образование своего детища. В худших традициях советских времён это собираются сделать к празднику – 19 сентября, в День оружейника, учреждённый Медведевым два года назад. На другой день после отлёта российского вице-премьера гендиректор ОАО «НПО «Ижмаш» Константин Бусыгин, назначенный в Ижевск пять месяцев назад и считающийся креатурой Рогозина, попытался объяснить пропущенным в заводоуправление представителям СМИ, как сторонники создания концерна «Калашников» представляют себе работу новой структуры. Получилось не очень…


Полиция вынуждена была задержать сотрудника службы безопасности «Ижмаша» Алексея Черезова.

Полиция вынуждена была задержать сотрудника службы безопасности «Ижмаша» Алексея Черезова.

Со стороны это выглядело так, как будто бы руководство НПО «Ижмаш» уже сегодня живёт и работает в выдуманном ими же концерне, в то время как в реальности есть пул находящихся в процедуре банкротства предприятий бывшего большого «Ижмаша», есть механический завод, которому слияние с «Ижмашем» в одну «юр. точку» сулит одни проблемы, и есть учреждённое ГК «Ростехнологии» ОАО «НПО «Ижмаш» с уставным капиталом 100 тыс. рублей и просроченными договорами аренды на производственные площади и оборудование, принадлежащие предприятиям-банкротам и, соответственно, подлежащие продаже за долги на торгах. Причём контроль над процедурой банкротства потеряли ещё предшественники Константина Бусыгина.


Пока активисты независимого профсоюза НПО «Ижмаш» передавали вице-премьеру информацию о реальных делах на заводе, «жёлтый» профсоюз демонстрировал личную преданность.

Пока активисты независимого профсоюза НПО «Ижмаш» передавали вице-премьеру информацию о реальных делах на заводе, «жёлтый» профсоюз демонстрировал личную преданность.


В этой связи, кстати, непонятно, как ОАО «НПО «Ижмаш», не имея собственных или арендованных на длительный срок производственных площадей, участвует сейчас в конкурсе на производство противотанковых управляемых ракет «Вихрь-1», который в воображении ряда официальных лиц, судя по их высказываниям, тоже уже, видимо, считается выигранным.

На протяжении всего дня визита вице-премьера в Удмуртию радужные перспективы высокопоставленных «мечтателей» из оборонно-промышленного комплекса несколько омрачал лидер независимого профсоюза НПО «Ижмаш» Валерий Поздеев, организовавший с группой членов своего профсоюза серию одиночных пикетов по маршруту следования кортежа с вице-премьером. Надписи на плакатах профсоюзных активистов «Рогозин! Как прожить на 7 тыс. рублей?», «За что Бусыгин на наши головы?», «Ижмаш готов к забастовке!», очевидно, должны были несколько приземлить «команду Рогозина», и в какой-то момент показалось, что вице-премьер действительно заинтересовался тем, что хотели до него донести пикетчики. Воспользовавшись заминкой охраны на выходе столичных гостей из дома-усадьбы Чайковского в Воткинске, Валерий Поздеев даже сумел передать Рогозину платёжки «ижмашевцев» с их реальными, а не с разрекламированными зарплатами.

Сила есть - ума не надо

Пожав руку профсоюзному активисту, Дмитрий Рогозин пообещал разобраться и даже пригласил Валерия Поздеева поучаствовать в совещании на «Ижмаше». Сотрудникам охраны предприятия в это время, видимо, поступила совсем другая команда. Во всяком случае, когда представители редакции газеты «День» и активисты независимого профсоюза подъехали к зданию заводоуправления «Ижмаша», там уже крутилось десятка полтора молодых мужчин, всем своим видом и поведением соответствующих типажу сотрудников службы безопасности корпоративной структуры. Все они по очереди зачем-то спрашивали, есть ли у нас аккредитация. Мы честно отвечали, что нет, поскольку для гуляния по улице Дерябина в Ижевске до приезда на «Ижмаш» московской команды никаких документов раньше не требовалось. Особенно усердствовал субтильного вида молодой хлыщ в дорогом, но каком-то нелепом костюмчике, очевидно, неместный. Он всё время тёрся вокруг, так что я даже пару раз проверил свой «бумажник» в боковом кармане пиджака. Чисто машинально…

В это время за оградой у памятника Ленину, стоящего напротив входа в заводоуправление «Ижмаша», сбилось в кучку человек пятьдесят народа с плакатом «Работники ОАО НПО «Ижмаш» приветствуют ВАС!». Видимо, это всё, что удалось собрать для встречи с Рогозиным назначенной недавно председателем «жёлтого» и к тому же незарегистрированного профсоюза Елене Кораблёвой. Но самое нелепое событие произошло за несколько минут до появления кортежа с Рогозиным. Сначала вертлявый хлыщ долго с кем-то созванивался, потом к заводоуправлению повернула поливальная машина, перекрывшая мне и сотруднику полиции видеосъёмку. В этот момент «охранники» выхватили у проводившего одиночный пикет Валерия Поздеева плакат с надписью «Ижмаш готов к забастовке» и кинулись к заводоуправлению. Не тут-то было. У ограды хулиганы наткнулись на руководителя полиции общественной безопасности Сергея Козлова и его коллег. Злоумышленник попытался отбросить плакат в сторону, но всё равно был задержан полицией и препровождён для составления протокола. Хулиганом оказался не случайный прохожий, а бывший милиционер Алексей Черезов, работавший на «Ижмаше» ещё до прихода Константина Бусыгина начальником службы экономической безопасности.

Для тех, кто не понял

Почти полуторачасовая пресс-конференция генерального директора ОАО «НПО «Ижмаш» Константина Бусыгина оставила хорошее впечатление о нём как о человеке, но побудила к тревоге за судьбу двух очень знаковых для Ижевска заводов. Ни один из них, судя по намерениям «команды Рогозина», не сохранится до конца текущего года как самостоятельное юридическое лицо. Собственно, такая форма монопольного образования, как концерн, не предполагает ликвидацию хозяйственной самостоятельности входящих в него предприятий, но для «Ижмаша» и «Ижмеха» почему-то решили сделать исключение.

Отвечая на вопросы журналистов, Константин Бусыгин, кстати, предпочитал называть предстоящее объединение холдингом, при этом утверждал, что «холдинг» уже есть. Осталось, видимо, только поменять название. Назвать какие-либо конкретные сроки, когда концерн «Калашников» начнёт работать как единое предприятие, Бусыгин не смог. По словам гендиректора НПО «Ижмаш», «он не может залезть в головы» руководителей предприятий – потенциальных участников концерна. «Когда дозреют», – неопределённо ответил Константин Бусыгин о перспективах прямого вхождения в концерн «Калашников» оборонных предприятий из других регионов.

Впервые гендиректор НПО «Ижмаш» признал наличие у завода ряда серьёзных проблем, сообщив о срыве сроков исполнения 12 госпрограмм, правда, умолчав о том, что ещё 13 госпрограмм даже не были начаты. По словам Бусыгина, все эти проблемы в 2013 году будут разрешены. В этой связи руководство НПО «Ижмаш» почему-то возлагает большие надежды на предстоящий конкурс на производство ПТУР «Вихрь-1» (конверты участников вскроют уже в понедельник, 10 июня). Как утверждал Константин Бусыгин, вместе с «Ижмехом» «Ижмаш» сможет своими силами освоить 77% работ по изготовлению «вихрей». Ранее в СМИ появлялась информация, опровергающая наличие у «Ижмаша» и «Ижмеха» таких возможностей, поскольку все специалисты и управленцы, занимавшиеся данной темой, давно ушли с этих двух заводов. Однако ставки, видимо, достаточно высоки. По словам Бусыгина, трёхгодичная госпрограмма с «вихрями» могла бы позволить «Ижмашу» решить многие свои финансовые проблемы.

Подарок от дедушки

На протяжении всей пресс-конференции Константина Бусыгина в объяснениях о блестящих перспективах концерна «Калашников» многократно звучало слово «бренд», бывшее зачастую единственным аргументом целесообразности создания нового объединения. Знаменитый конструктор автомата, по словам Бусыгина, бесплатно уступил право использовать своё имя, правда, на пресс-конференции так и не прозвучало, кому именно. Пока, похоже, это единственный реальный актив в руках будущего руководства концерна, все остальные активы, а это все производственные площади бывшего большого «Ижмаша», ещё долго будут принадлежать другим предприятиям-банкротам.