Каждый год законом о бюджете Удмуртии утверждается перечень республиканских и ведомственных целевых программ, разработанных Правительством УР и одобренных Госсоветом УР к финансированию. Считается, что эти программы должны быть основным инструментом социально-экономического развития. Расходы бюджета УР в «программной части» с 2010-го по 2013 год выросли в 2,5 раза (с 2,2 до 5,6 млрд рублей), или с 7 до 11% от всех расходов республиканской казны. Как их распределяют чиновники?

Промышленность – не приоритет

В Удмуртии действует около 80 целевых программ, однако в лучшем случае лишь около трети из них получают сколько-нибудь заметное финансирование. Некоторые из них возведены в разряд «визитных карточек» Правительства УР и лично президента Александра Волкова и потому всем хорошо известны. Это, в частности, программа льготной ипотеки для молодых семей (431 млн рублей в 2013 году), закупки молока для детского и школьного питания (262 млн), до недавнего времени – эпическая программа роста надоев, на которую власти Удмуртии с 2010-го по 2012-й тратили свыше 500 млн рублей ежегодно, субсидируя селянам каждый литр произведенной продукции. Здесь же следует упомянуть еще три программы – собственно социально-экономического развития села (176 млн рублей в 2013 году), газификации (123 млн) и сохранения плодородия почв (120 млн).

Другие «тяжеловесы» программных расходов менее известны или возникли не так давно. Это, например, программа закупки компьютеров и интернет-соединения для учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты (228 млн рублей в 2013 году), субсидии для ОАО «ИжАвиа» (150 млн), реконструкция котельных и замена оконных блоков в бюджетных учреждениях с целью энергосбережения (75 млн). С 2011 года порядка 380 млн рублей в год выделяется на строительство, реконструкцию и покупку у частных владельцев спортивных сооружений – напомним, одним из первых в этом ряду Правительство УР в декабре 2010 года выкупило за 363 млн руб. ГЛК «Чекерил» у ООО «Хайперфудс холдинг» («КОМОС ГРУПП») именно в рамках республиканской целевой программы развития физкультуры и спорта. И, конечно, лидирует среди «запрограммированных» расходов бюджета Удмуртии программа развития автодорог – 1,905 млрд рублей на 2013 год, включая 1,092 млрд на строительство моста через Каму.

Таков порядок цифр на приоритетных для Правительства УР направлениях. А вот объемы финансирования «промышленного блока» республиканских и ведомственных целевых программ, касающиеся города оружейников: «Развитие машиностроения и металлообработки» - 15 млн рублей на 2013 год, «Развитие промышленности стройматериалов» - 5,4 млн руб., «Развитие инновационной деятельности» - 3 млн руб., «Развитие легкой промышленности» - 1 млн 825 тыс. рублей. В бюджете-2013 есть еще более 63 млн руб. на «Развитие малого и среднего предпринимательства», но это не фокусируется именно на обрабатывающих производствах.

Рынок, конечно, рынком, но мы же накачиваем многомиллионными «молодосемейными» субсидиями жилищное строительство? Оставим выводы экономистам и отметим как факт: для известных застройщиков (и покупателей их квартир) деньги в бюджете есть, а для условных промышленников (и их рабочих) денег нет. На этом фоне правительство Удмуртии 20 мая 2013 года утвердило новую программу – «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», рассчитанную до 2015 года.

Зарплата чиновников – важнейшая из задач

Уже довольно давно в Удмуртии действуют две узкоспециализированные программы, имеющие к промышленности некоторое отношение. Это программа создания и сохранения рабочих мест для организаций общества слепых (29 млн руб. в бюджете УР на 2013 год) и программа трудовой адаптации осужденных в учреждениях ФСИН (1,35 млн руб.). Первая из них одновременно является крупнейшей программой в сфере ответственности Минпромэнерго УР, не считая РЦП «Энергосбережение».

Эти два документа соединили в один, добавили к ним новую подпрограмму «Развитие обрабатывающих производств» (19,3 млн руб. в 2013 году на субсидирование предприятий), а также загадочное «Создание условий для реализации госпрограммы» (27,7 млн) и назвали всё это вместе – РЦП «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», которую и утвердило 20 мая Правительство УР. Так власти Удмуртии обзавелись новой бумагой с красивым названием, хотя объем финансирования из бюджета УР (и, соответственно, состав мероприятий) по совокупности подпрограмм не сильно изменился. Наибольшая прибавка пришлась на «Создание условий» - 27,7 млн рублей в год. Это больше, чем 1/3 от всех средств, заложенных на реализацию промышленной РЦП в целом (77,4 млн руб. на 2013 год). Что же это за нововведение?

Если читать текст правительственного документа, как все нормальные люди – по-русски, то ясности тут не прибавится. Как следует из новой РЦП развития промышленности, под «Созданием условий» за 27,7 млн руб. в год понимается «реализация установленных полномочий Минпромэнерго УР» без расшифровки. Лишь перечень кодов бюджетной классификации, приведенный на той же странице, приподнимает завесу тайны над этой частью программы. Почти вся сумма – это зарплата чиновников самого министерства.

А именно из 27,748 млн рублей 21,458 млн руб. – фонд оплаты труда и страховые взносы сотрудников центрального аппарата, еще 527 тыс. руб. – «иные выплаты персоналу». Хорошо быть министром промышленности Удмуртии Олегом Радионовым: заплатил себе и подчиненным зарплату и отчитался о выполнении госпрограммы развития промышленности сразу на 30%. Учитывая название РЦП, еще и конкурентоспособность местных производств повысил.

Зачем всё это делается, в принципе, понятно. Похоже, дело в буквальном смысле в красивом названии: точно так же («Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности») называется федеральная программа с бюджетом 50,776 млрд рублей на один только 2013 год, которую полгода назад утвердил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Для привлечения средств бюджета России в Удмуртию Минпромэнерго УР необходимо иметь аналогичный документ с подходящим статусом, а программы трудоустройства инвалидов и заключенных вряд ли подходят на эту роль. Известно даже, какую сумму рассчитывает получить Правительство УР из федеральной казны: 610 млн рублей за три года, всё – по подпрограмме «Развитие обрабатывающих производств», которая стала единственным реальным нововведением РЦП, не считая приписки зарплат чиновников к программным мероприятиям.

Это был бы беспрецедентный уровень финансирования. По данным самого Минпромэнерго УР, с 2006-го по 2011 год в сумме по всем программам господдержки предприятий обрабатывающей промышленности было выдано всего около 63 млн руб. субсидий – а тут почти в 10 раз больше и за три года. Тем более удивительно, что, заявляя о больших амбициях, чиновники министерства прибегают к таким сомнительным хитростям в рамках одного и того же документа. Или это нормально – формировать госпрограммы на 1/3 из зарплат профильного министерства? Тем хуже для удмуртской бюджетной системы.