Если вы когда-нибудь тоже захотите воспользоваться подобным сервисом, то учитывайте, что данная система чрезвычайно прожорлива. В настоящее время она способна переваривать более 1000 рублей в час. То есть, по самым приблизительным расчетам, рекламируя товар среди участников «ВКонтакте» в Удмуртии и обладая для этого достаточными ресурсами, вы можете выложить 600-700 тыс. рублей в месяц. Мы лишь забросили пробный шар, протестировав этот инструмент и зарядив в систему символическую сумму - одну тысячу рублей.

Каково было наше удивление, когда на отправленную заявку о размещении объявления пришел отказ. Оказалось, что все объявления темы «Политика» в сети «ВКонтакте» проходят отдельную модерацию в юридическом отделе компании. Началась переписка. Ее особенность состояла в том, что общаться приходится не с конкретными людьми, а с безликими агентами. Так, со мной успели пообщаться агент поддержки #3367 и агент поддержки #1012. Текст объявления, направленного на продвижение голосования на сайте udmglava2014.ru, изначально был следующим: «Выбираем главу Удмуртии. Надоел Волков? Ищем альтернативу. Присоединяйтесь!»

Однако это невинное объявление не прошло строгую цензуру «ВКонтакте». От юридического отдела пришло сообщение, что согласно правилам «не допускаются некорректные сравнения с товарами и услугами». Речь, очевидно, шла о фразе «Надоел Волков?». Осталось только понять, президент Удмуртии Александр Волков – это товар или услуга? И с чем (кем) его, собственно, сравнивают? Видимо, юристов сети «ВКонтакте» испугало само предположение, что действующему президенту (пусть даже только одного из субъектов РФ) может быть предложена какая-то альтернатива. В своём ответе агенту я сообщил: «Я не рекламирую ни товаров, ни услуг. Если речь идет о фразе «Надоел Волков?», то это не товар и не услуга, а действующий президент Удмуртии».

На это агент # 3367 ответил: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица».

После этого у меня стало закрадываться подозрение, а не работают ли в службе поддержки «ВКонтакте» сотрудники администрации президента? Как может предложение «Надоел Волков?» порочить честь, достоинство и деловую репутацию президента УР? Во-первых, если президент действительно, как мы считаем, всем надоел, то это в первую очередь характеризует избирателей, а не должностное лицо. Во-вторых, даже если считать, что это высказывание косвенно касается личности самого президента УР, то согласно статье 152 ГК РФ опровержению не подлежат выражения и сравнения, которые нельзя проверить на истинность. В-третьих, это вопрос (оценочное суждение), а не утверждение о факте, имевшем место в действительности.

Но агенты соцсети продолжали фантазировать, очевидно, из перестраховки и опасения политических тем. Я попробовал спорить с ними. «Давайте рассмотрим аналогии, например, «мне надоела эта музыка». Значит ли это, что эта музыка плохая? Или это означает, что лично вам эта музыка не приносит удовольствия?» - обратился я в службу поддержки. «Музыка от этого не может потерять свою деловую репутацию», - ответил мне агент уже под другим номером. Все споры оказались бессмысленны и бесполезны. Сотрудники «ВКонтакте» отказывают не потому, что объявление нарушает те или иные правила, а потому, что социальная сеть просто боится политики. В итоге объявление в сети всё же вышло и звучало так: «Выбираем главу Удмуртии. Требуем перемен. Присоединяйтесь!». Если верить статистике, его показали 54 тысячи раз 13 тысячам человек. Но лишь 60 из них перешли по указанной ссылке (эффективность – 0,103%). Мы решили, что эффект от такой рекламы слишком низкий и использовать этот инструмент в дальнейшем бессмысленно. Но бесценный опыт общения с агентами из сети «ВКонтакте», безусловно, стоил потраченной тысячи.