Весна и лето 2013 года рискуют войти в историю Ижевска как Сезон Большой Рубки. Наступление на ижевские зелёные зоны, предпринятое союзом властей и застройщиков, развивается небывалыми темпами: каждые три недели приносят известия о появлении нового очага массового уничтожения деревьев в городской черте.

В конце мая презентован проект застройки жилыми высотками бывшей рекреационной зоны у Дворца пионеров на перекрестке Кирова и Горького. По некоторым данным, 24 июня правительство Удмуртии утвердило постановление, позволяющее также заранее известному застройщику войти на земли лесного фонда (!) в районе городка Металлургов (документ нигде не опубликован).

В конце июня объявлено о предстоящем строительстве нового здания МВД Удмуртии по соседству со Свято-Михайловским собором в центре Ижевска, и одновременно рядом с Троицкой церковью приступили к рубке аллей под строительство 50-метрового бассейна – с благословения президента УР Александра Волкова и Ижевской епархии. Наконец, с 1 августа администрация Ижевска развернула подготовку к переводу лесополосы напротив Северного кладбища в категорию земель многофункциональной жилой застройки вплоть до поворота на «Биатлон». В официальных документах заранее сообщается, что этот участок земли будет продан с аукциона частным владельцам.

Отдельные случаи следовали один за другим, копя раздражение, пока не стало понятно: это не эпизодические эксцессы сложной жизни большого города, а целенаправленная политика. В прошлый понедельник, 5 августа, правительство Удмуртии своим постановлением ликвидировало все прежде существовавшие в Ижевске особо охраняемые природные территории к югу от парка Кирова. Если задача состоит в поиске баланса между развитием и экологией, на одном полюсе которого полный запрет на рубку, а на другом – застройка каждого незанятого клочка земли бетонными конструкциями, то Правительство УР делает очевидный выбор не в пользу комфортной среды обитания.

Что произошло?

Режим использования особо охраняемых территорий определен Земельным кодексом, а также федеральными законами № 26-ФЗ и № 33-ФЗ. Родник со статусом ООПТ на окраине Ижевска – юридически явление того же рода, что национальные парки, заповедники и курорты. В границах ООПТ (федерального, регионального или местного значения) законодательством запрещена любая деятельность, которая может повлечь нарушение их сохранности, во всяком случае, там невозможно строительство жилого дома или офиса.

Прежний список ООПТ Ижевска (памятников природы и лечебно-оздоровительных местностей) был утвержден правительством Удмуртии в 1995 году и состоял из 15 пунктов: санаторий «Металлург», дом отдыха «Машиностроитель», урочища «Карлутка» и «Подборенка», минеральные грязи «Позимь», минеральные источники домов отдыха, а также шесть родников, включая родник у монумента Дружбы народов и Важнин ключ.

В соответствии с постановлением Правительства УР от 5 августа этот перечень утратил силу в полном объеме, вместо него введена схема ООПТ, состоящая всего из четырёх пунктов: урочище «Верховья Ижевского пруда» (пойма реки Иж в окрестностях Воложки); урочище «Колтоминский бор» (побережье Ижевского пруда от парка им. Кирова до устья речки Пазелинки); урочище «Пазелинское» (в 4 км выше по течению той же речки до Славянского шоссе); памятник природы «Юровский мыс».

Таким образом, все ООПТ Ижевска вынесены «за сто первый километр». В настоящей черте города, отмеченной не административными границами, а зоной массового проживания людей, по документам не осталось ни одной из прежде существовавших особо охраняемых территорий. Наиболее значимой является потеря особого статуса русел Подборенки и Карлутки, и особенно – земель санатория «Металлург», которые, опираясь на магистральную ул. Ленина, наверняка по ночам мечтает освоить каждый бизнесмен-застройщик.

Что будет?

Несмотря на произошедшие изменения, как поясняют информированные собеседники в администрации Ижевска, о том, что завтра на территории санатория «Металлург» начнут строить жилой комплекс на 900 квартир, речи пока не идет. Природоохранный рубеж пал, но сохраняются градостроительные нормы (Генплан и Правила землепользования и застройки Ижевска), а также многочисленные нюансы вроде водоохранной зоны.

Имена возможных застройщиков тоже не передаются пока даже в виде слухов, как это бывает обычно перед реализацией масштабного проекта. То есть снятие статуса ООПТ с привлекательных участков в Первомайском, Октябрьском и Индустриальном районах Ижевска – это скорее принципиальный задел на будущее, чем подготовительный этап конкретной бизнес-идеи.

Решающий перевод земель, потерявших статус особо охраняемых территорий, из «зеленых» категорий в категорию жилой и общественной застройки – во власти Гордумы и администрации Ижевска. При нынешнем руководстве города нет никаких сомнений в том, что любое спущенное «сверху» решение будет в конечном итоге принято, однако утверждение таких поправок в схему градостроительного зонирования всё равно может быть небезоблачным. «Будут разбираться с прокуратурой», - отмечает один из работников муниципалитета, ссылаясь на действующий СНиП, по которому площадь озелененных территорий общего пользования (парков, лесопарков, садов, скверов, бульваров) для городов с населением от 500 тыс. до 1 млн человек должна быть не менее 16 квадратных метров на жителя.

В то же время реального опыта преодоления любых сложностей у крупных застройщиков в Ижевске накопилось достаточно. Только два из них – жилой комплекс «Янтарный» на Буммаше, для которого Карлутку загнали в трубу, и микрорайон «Столичный» на Воткинском шоссе, для которого был вырублен огромный лесной массив в черте города. Нет ничего невозможного.

Как быть?

Принятию новой схемы особо охраняемых природных территорий Ижевска предшествовало научное исследование, проведенное по заказу министерства природы Удмуртии кафедрой ботаники и экологии растений биолого-химического факультета УдГУ. Результаты этого исследования должны быть обнародованы, и может оказаться, что в чисто ботаническом разрезе перенос особо охраняемых природных зон (и соответствующих государственных ресурсов на их охрану) из промышленного центра на дальние окраины Ижевска действительно имеет смысл.

Но мы говорим о городе, поэтому речь идет лишь во вторую очередь об экологии растений, а в первую очередь – об экологии людей. Учитывая, как агрессивно могут действовать бизнесмены-строители, как тесно связаны с крупными застройщиками президент Удмуртии Александр Волков и его республиканские министры и их заместители, как легко те и другие раз за разом пренебрегают интересами людей и будущим города ради личной и корпоративной выгоды, следует признать, что два рубежа охраны зелёных зон лучше, чем один, а ликвидация ООПТ в Ижевске – это чрезвычайный сигнал тревоги.

Самое скверное в планах по вырубке Ижевска то, что никому не известно, сколько их и как далеко они простираются.
При сохранении достигнутых темпов вывода озеленённых зон из рекреационного оборота, по одному маленькому химкинскому лесу каждые три недели, вопрос о том, когда ижевские зелёные зоны закончатся совсем, без остатка, становится вопросом даже не лет, а месяцев. Их и так уже почти нет.

Что делать?

Прежде всего необходимо признать наличие системной проблемы, вызванной, с одной стороны, выходом строительной отрасли из кризиса, с другой – нежеланием властей обсуждать что-либо с гражданами. Очевидна потребность в ревизии одиозных решений, уже принятых в этой области, в первую очередь коммерческой застройки над Ижевским прудом в районе Дворца пионеров, которая лоббируется на уровне Минстроя УР. Требуется выработка внятной, обоснованной и, главное, публичной политики в сфере экологии по городу в целом.

Всё это невозможно без нажима самих горожан, но даже если в Ижевске прямо завтра случится бунт, то на всё потребуется время. Дни идут, и в кабинетах негласно обсуждают новые выгодные проекты. Какой появится на следующей неделе? Чтобы предотвратить ошибки, которые трудно потом исправить, общественность, если она есть в столице Удмуртии, должна добиваться введения временного моратория на вырубку многолетних растений в черте города Ижевска. Чрезвычайная ситуация требует чрезвычайных мер.