Ничего нового нет. Всё хорошо забытое старое. Когда европейцы осваивали земли Нового света, то есть территорию нынешней Америки, то за бусы, зеркальце или дешевый браслет выменивали у индейских вождей огромные земли. Чем это закончилось, известно. Несмотря на отчаянную и мужественную борьбу индейцев с «бледнолицыми», их загнали в пустынные резервации, где они в большей части вымерли от голода и болезней.
Жизнь не стоит на месте. В том числе и технологии оболванивания индейцев или папуасов, коими сейчас являемся мы. Теперь, правда, не дают даже зеркальца с бусами. Индейские вожди в этом плане по сравнению с нами оказались на высоте. Сейчас достаточно лишь хорошо проехать по ушам местных аборигенов, нарассказывать сказки, и дело в кармане.

А что же мы имеем на самом деле? Только факты! Идею строительства ВСМ-2 озвучил, будучи еще губернатором Свердловской области, Мишарин. В частности, он сказал следующее: «Строительство высокоскоростной магистрали от Москвы до Екатеринбурга обеспечит транспортную подвижность населения Свердловской, Пермской, Челябинской, Тюменской и Курганской областей, которое составляет более 15 миллионов человек».
Среди перечисленных чиновником регионов я не услышал почему-то Удмуртскую Республику. Не думаю, что губернатор Мишарин не знает, что есть на свете Удмуртия. Не верю, что бывший министр путей сообщения Мишарин слаб в географии. Мы не были упомянуты вполне намеренно, так как при планировании скоростной магистрали нас как равноправного партнера изначально в расчет и не брали.

Дальше больше. Как выяснилось, строительство дороги между Казанью и Екатеринбургом осуществляется в соответствии с Соглашением о взаимодействии между правительствами республики Татарстан и Свердловской области. В рамках этого соглашения высокие договаривающиеся стороны учредили ОАО «Проектная компания ВСМ-2». Как видим, Удмуртию ни в учредители, ни ещё куда даже не пригласили. То есть нас даже как младшего партнера или дружественного соседа изначально не рассматривали. Действительно, кто в наше время советуется с папуасами, населяющими территорию в междуречье Камы и Вятки! Главное, пообещать вождю племени бусы, и всё в ажуре.

При планировании трассы хитроумные татары для себя сделали небольшой крюк (несмотря на значительное удорожание проекта) в сторону Набережных Челнов, Елабуги и Нижнекамска, мотивируя это тем, что нужно развивать этот промышленный узел. А что, получается, ижевский промышленный узел развивать не надо?

Выбор варианта трассы по территории Татарстана сделан с учетом минимального воздействия на природу. Кроме того, дорога по территории этой республики обходит все их особо охраняемые природные объекты. Молодцы! В Татарстане живут патриоты своей земли.

Ничего хорошего предлагаемый проект ВСМ-2 Удмуртии не даст. Я бы даже сказал, что нам от него будет очень плохо. ВСМ-2 представляет двухпутную железнодорожную магистраль с максимальной (расчетной) скоростью движения пассажирских поездов до 400 км/ч.
Ширина основной площадки двухпутного земляного полотна на прямой должна быть не менее 12,6 метра, санитарно-защитная зона 100 метров в ширину. Иными словами, государственная граница более преодолимое препятствие, чем высокоскоростная трасса.
Южные районы Удмуртии (Кизнерский, Граховский, Алнашский, Киясовский и Каракулинский) частично будут от нас отсечены намертво. Соответственно, будут безвозвратно разорваны социально значимые связи.

Но главные потери возникнут в области экологии. До 90% всех нарушений геологической среды произойдет в период строительства. Главные источники воздействия на этом этапе – гусеничный и автотранспорт, временные дороги и посёлки строителей, карьеры, опоры мостовых переходов, земляное полотно.

Сооружение мостов через широкие водотоки будет сопровождаться гидротехническими работами непосредственно в руслах рек. Это, помимо появления мутьевых шлейфов, может привести к вторичному загрязнению рек, а также к изменениям русловых процессов, развитию эрозии, приводящей к изменению береговой линии. Конец столь любимой нашими гражданами рыбалке! Вследствие перекрытия водотоков начнется подтопление территории и заболачивание местности, а также её эрозия.

Териофауна юга Удмуртии насчитывает более 60 видов млекопитающих (лось, медведь, белка, заяц, кабан, горностай, волк и др.). Будут нарушены естественные миграционные пути животных. Таким образом, от этих животных не останется и следа. Я уже не говорю о выпасе домашнего скота и «любимом» Александром Волковым сельском хозяйстве. Юг Удмуртии - это наша житница, но ей придет «кирдык».

Основным источником шума при эксплуатации ВСМ является поток железнодорожного транспорта (прохождение пассажирских и специальных поездов). Согласно проведенным расчетам шум, создаваемый потоком железнодорожного транспорта, достигает нормативных значений на расстоянии не менее 750 метров от линии железнодорожного пути. Во время движения поезда уровень вибрации возрастает и на расстоянии менее 40 метров от путей превышает предельно допустимые нормы. Из-за этого птицы не будут гнездиться.

А что мы получим взамен? Нам обещают электричку от Ижевска до Набережных Челнов. Там пересадка на высокоскоростной поезд до Москвы.

Представим это путешествие. С Ижевского вокзала едем на электричке до Набережных Челнов, там с чемоданами и сумками с одной станции тащимся до другой. Приехать надо, конечно же, заранее, чтобы не опоздать на поезд. Потом ожидаем этот высокоскоростной поезд. Сев в поезд, примерно через 6-7 часов (как обещают) прибываем в Москву. Со всеми мытарствами и дороговизной билетов дорога в Москву займет примерно 12-16 часов.
Что мы имеем сейчас? Покупаем относительно недорогой билет на прямой поезд «Ижевск – Москва» и через 17 часов, отдохнув и хорошо выспавшись в купе, рано утром выходим на Казанском вокзале столицы нашей родины.

Кое-кто надеется, что земля под застройкой будет выкуплена за хорошие деньги. Сразу разочарую, что выкупать будут по минимальной кадастровой стоимости. Поэтому полученные жалкие несколько десятков тысяч рублей за гектар разбогатеть не позволят.
Ну и после всего этого ответьте мне на вопрос: а нужна ли нам эта высокоскоростная магистраль?

Данный проект очень дорогой - он оценен в 2,5 триллиона рублей. Чем прямее будет дорога, тем она будет короче и тем меньше затрат на её строительство. Когда от Нижнекамска до Екатеринбурга на карте провели прямую линию, то увидели, что ВСМ-2 пересекает юг Удмуртии. Разумеется, по нашей территории решили всё построить варварски. Дорогу наши соседи запланировали провести через санаторно-курортные земли Варзи-Ятчи и природный парк Нечкинский, разрушив напрочь всю сложившуюся экосистему.

Ну а дальше, как говорят, дело техники. Заработала пропагандистская машина про рабочие места, инвестиции в местную экономику и т. д. О каких рабочих местах говорят, если строительство будут вести строительные организации не из Удмуртии, материалы, техника и оборудование будут завезены со стороны? На нашей территории не будет построено ни одного вокзала, ни одной станции или полустанка этой дороги!

Возьмите у ребёнка школьную географическую карту и проведите прямую линию между Казанью и Екатеринбургом. Так вот, если по прямой, то дорога должна пройти через Сарапул. Представляете, какой экономический бум будет в Сарапуле, если дорогу проложить, как положено, по прямой линии, а не руководствоваться местническими желаниями соседей.

Моё предложение следующее. Удмуртию надо присоединить к Татарстану. Тогда отношение к нашей земле у соседей поменяется. И дорога пройдет либо через Ижевск, либо через Сарапул. Экология будет сохранена. Ижевский промышленный  узел получит новую динамику развития. Будет и другая польза. В Ижевске треть частного сектора до сих пор отапливается дровами. В Татарстане еще лет десять назад газифицировали последнюю отдаленную деревню республики. Про дороги, «социалку» и говорить как-то неудобно.