В прошедшую субботу, в главный день Рыжего фестиваля - 2014, перед сценой на Центральной площади был установлен гигантский апельсин из поролона с круглыми вырезанными отверстиями. К этому апельсину, по замыслу чиновников, горожане должны были прийти с повинной. «Будет определено место, куда ижевчане смогут принести цитрусовые в рамках акции «Верни городу апельсин», - сообщил накануне фестиваля заместитель главы администрации города Ижевска по экономическому и инвестиционному развитию Дмитрий Космин.

Команда сити-менеджера Ижевска Дениса Агашина в день Рыжего фестиваля пересела с джипов на велосипеды. Смешно...


Кроме того, к годовщине курьеза молодая команда сити-менеджера Агашина решила изваять памятник «Неизвестный апельсин». Открытие скульптуры анонсировалось как одно из ключевых событий предстоящего фестиваля.

После торжественного открытия памятника на Центральной площади Ижевска, согласно программе мероприятий, должна была быть организована встреча участников байкер-велопарада под названием «Рыжие на колёсах». Открыв в 15 часов новую велодорожку вдоль улицы Кирова, они двигались к финишу на Центральной площади по маршруту, взяв старт в парке Космонавтов.

По этой причине к 16 часам в субботу улица Пушкинская была перекрыта дорожной полицией, перерезана на одном из самых загруженных участков оказалась и перпендикулярная Пушкинской магистраль - улица Кирова.

Подъезжать к заявленному месту открытия «Неизвестного апельсина», к фонтану напротив ЦУМа, пришлось со стороны улицы Карла Маркса. Издалека заметив невзрачный металлический шар из ржавого металла, я до последнего думала, что это шуточный двойник того, что я ищу. Знаете, как переодетый в подвенечное платье брат или родственник невесты, которого подсовывают жениху во время выкупа.

Сомнения испарились, как только я подошла ближе. Фрукт, спаянный из кусков металлолома, приобрел свою рыжеватость исключительно благодаря осевшей на нем ржавчине. Снизу его подпирают 29 крохотных по сравнению с апельсином, таких же ржавых, грубо сваренных человечков. Человечки катят гигантский апельсин, толкая, топча и взбираясь друг другу на плечи. Кто-то не выдерживает тяжести и приседает на колени, кто-то несет фрукт на своих плечах, один из человечков упал навзничь.

О чем хотели сообщить авторы данной инсталляции? О меркантильных, униженных собственной корыстью людях, противопоставленных господину Апельсину? На мой взгляд, одна правда этой скульптуры в том, что не только человечки, но и господин Апельсин проедены ржавчиной.

«Апельсин. Арт-объект. По мотивам Рыжего фестиваля 2012 года», - гласит надпись на табличке рядом со скульптурой. Также указываются авторы идеи – «Неравнодушные жители города Ижевска» и скульптор Максим Сурнин (Железный Макс).

С Железным Максом всё понятно – это прозвище слесаря одного из ижевских предприятий Максима Сурнина, увлекающегося созданием скульптур из металла, а точнее, из металлолома. После того как он выполнил заказы горадминистрации - четырёхметровую железную ёлку, которая простояла в новогодние праздники в 2012 году на Центральной площади, и Дерево Любви, стоящее сейчас в Летнем саду, - его стали называть «известным ижевским художником и скульптором по металлу».

Торжественное открытие памятника выглядело довольно странным. В 16 часов к арт-объекту молча подошел персонаж ярмарочного театра в образе, схожем то ли с французским Пьеро, то ли с итальянским Панталоне, и характерным взмахивающим жестом рук зафиксировал кульминацию происходящего. После чего также молча удалился.

Из представителей городской власти на торжественном открытии присутствовали главный художник города Мария Бутченко и заместитель главы администрации Ижевска по социальной политике Ирина Теслева, которой, собственно, и принадлежала прошлогодняя идея феерической разгрузки двух тонн цитрусовых в грязный городской фонтан. Однако произносить речей перед собравшейся немногочисленной публикой чиновницы не стали. Торжественная церемония открытия памятника продлилась ровно 30 секунд.

«Встретимся на велопараде», - перемолвилась Теслева с Бутченко и удалилась. Главный художник была наряжена в костюм, деталями которого стали рыжая шляпа, ковбойские сапоги, черно-белые в полоску брюки и рыжий зонт. В радостных эмоциях в окружении своих приятельниц, подпрыгивая и подбрасывая в воздух настоящие апельсины, она стала фотографироваться у только что открытого ею памятника.

После девушки положили подбрасываемые апельсины на предплечья железным человечкам, а кто-то, видимо, забыв о художественном замысле, почистил свой апельсин и принялся его есть, оставив шкурку у основания таблички.

Не спеша я направилась к экрану на площади встречать участников велопарада «Рыжие на колёсах», которые к 17:20 должны были прибыть сюда по ул. Пушкинской. И стала свидетелем забавной сцены. Четверо полицейских окружили двух подвыпивших молодых людей, сидевших на скамейке с огромной пачкой чипсов. Полицейским, конечно, было известно, что чипсы давно съедены, а сама пачка служит оберточным материалом, маскирующим бутылку с пивом. Но что могут в этом случае поделать полицейские, если никто эту бутылку не видел? Полезть в пачку, как говорится, без мыла, или потребовать показать им чипсы, настаивая на том, что изображенное на упаковке должно соответствовать его содержимому? Обе стороны до посинения что-то доказывали друг другу. И вскоре вокруг парней столпился целый наряд.

В нескольких метрах от этого «балагана» два других молодых человека спокойно распивали пиво и курили, нарушая сразу два новых закона: антиалкогольный и антитабачный, в общем, были идеальными нарушителями общественного порядка с точки зрения полиции, которой нужны были протоколы именно по этим параметрам.

Я стояла и ждала развития событий. Через пять минут к молодым людям подошел полицейский, о чем-то коротко с ними переругался. Одну наполненную бутылку, стоящую на асфальтной плитке, страж порядка перевернул ногой, так что из нее полился пенный напиток, другую отобрал из рук парня и вышвырнул в соседние кусты. В это время на центральной сцене спонсор Рыжего фестиваля демонстрировал испеченный к празднику гигантский перепеч - 1,5 на 1,5 метра.

«Все участники фестиваля смогут попробовать национальное лакомство», - радостно доносился из динамиков голос ведущего. «Ну вот, на следующий год будут памятник неизвестному перепечу открывать», - подумала я.

Послышался гул толпы и рёв байков. Приближались участники велобайк-парада «Рыжие на колёсах». К рулям транспортных средств были привязаны оранжевые воздушные шары. Мотоциклисты и велосипедисты были одеты в спортивные костюмы рыжего цвета.

Участники велопарада, сидя на своих велосипедах, выстроились в ряд. В самом заднем ряду я заметила сити-менеджера Ижевска Дениса Агашина со своим советником Константином Труфановым - оба приехали на велосипедах. У Агашина был салатовый двухколёсный друг, у Труфанова – голубой. Как и все остальные участники велопарада, они были одеты в рыжие футболки с символикой фестиваля. На левое предплечье Труфанова, кроме того, была повязана рыжая бандана. Ранее организаторы велопарада сообщали, что банданы получат только те участники, которые приедут к линии старта велопарада первыми. Ну, это, видимо, тот случай, когда последние становятся первыми.