Год назад при разработке бюджета Удмуртии на 2013 год в его основу был положен прогноз экономического развития, учитывающий два возможных сценария. Согласно «умеренно-оптимистичному» варианту, прирост валового регионального продукта (ВРП УР) в сопоставимых ценах в 2013 году ожидался на уровне 2,5%, а по «консервативному» варианту – 1,2%, притом базовым считался радужный сценарий. Реальность оказалась хуже обоих предположений Минэкономики УР во главе с Михаилом Зайцевым: по обновленной октябрьской оценке, прирост ВРП по итогам 2013 года составит лишь 0,2%.

Умеренно-оптимистичный прогноз

Ближе к бюджету, в частности, не сбылись и прошлогодние ожидания правительства Удмуртии насчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций (около 40% доходов бюджета УР). При утверждении действующего бюджета ожидался ее рост до 78,3-79,1 млрд рублей. Свежая пересмотренная оценка – 74,465 млрд рублей по итогам года, что при налоговой ставке 18% автоматически означает дыру размером порядка 800-900 млн рублей в текущем бюджете УР, принятом исходя из «оптимистических» ожиданий.

Согласно отчетности Министерства финансов Удмуртии, на 1 октября 2013 года в республиканскую казну поступило 34,723 млрд рублей всех доходов. Расходы составили 41,85 млрд рублей, дефицит – 7,127 млрд рублей или 17,03% от расходов. Этот показатель резко отличается от традиции исполнения бюджетов прошлых лет: на 1 октября 2012 года он составлял 6,9%, в 2011-м – 7%, в 2010-м – 5,2%, в 2009-м – 4,1%. Для покрытия дефицита бюджета Правительство УР занимает деньги у банков и путем размещения облигаций, и на 1 октября 2013 года государственный долг Удмуртии составил 25,02 млрд рублей. Это всё еще укладывается в предельные 36,2 млрд рублей, разрешенные действующим законом о бюджете, однако уже к 1 января 2014 года по тому же закону госдолг УР должен сократиться до 23,6 млрд рублей.

В связи с ломкой оптимистичных прогнозов со стороны правительства Удмуртии доносятся некоторые публичные сигналы, правда, пока не очень конкретные. Еще летом Минфин УР обнародовал официальные доклады по итогам первого полугодия, в которых было анонсировано сокращение госрасходов на капитальное строительство и дорожное хозяйство в новой обстановке. На прошлой неделе, 15 октября, министр экономики УР Михаил Зайцев объявил о создании рабочей группы по оптимизации расходов бюджета.

«У нас очень много неэффективных расходов - как в производственной, так и в бюджетной сфере, - цитирует министра Зайцева ИА «Udm-Info». - Время простых решений прошло, начинаются сложные и больные. Придется сокращаться, и в бюджете, и предприятиям, и с тарифами навести порядок… Придется резать по живому там, где неэффективно». По словам главы Минэкономики УР, «оптимизация» может коснуться и повышения зарплат, обещанного бюджетникам президентом РФ Владимиром Путиным. «Повышение зарплаты неприкасаемо, - уточнил Михаил Зайцев. - Но количество тех, кто будет получать повышенную зарплату, прикасаемо, в этом смысл и есть».

Незадолго до этого, 11 октября, Правительство УР утвердило данный Министерством экономики прогноз развития на 2014 год, аналогичный прошлогоднему, который так и не сбылся. Минэкономики УР вновь смотрит в будущее с «умеренным оптимизмом»: согласно документу, прирост ВРП в 2014-м должен составить в сопоставимых ценах 2,0%, и даже «консервативный сценарий» предусматривает рост в 1,4%. Обеспечить это планируется «продолжением (сохранением) государственного стимулирования развития реального сектора экономики» - таким образом, двухлетнее замедление экономического роста, реально закончившееся в 2013 году стагнацией, должно «рассосаться» само по себе без радикальных изменений в политике властей.

Вместе с правительственным проектом бюджета УР на 2014 год этот прогноз был направлен в Госсовет Удмуртской Республики.

Процентно-ориентированный бюджет

Проект бюджета УР на 2014 год отличается от бюджета-2013 в первую очередь появлением фактически нового крупного раздела расходов – на дошкольное образование, годовой объем которых должен составить 4,879 млрд рублей. До текущего года включительно эти расходы несли муниципальные администрации.

С 2014 года детские сады будут переданы с местного на республиканский уровень вместе с 10% поступлений от налога на доходы физических лиц, что компенсирует бюджету УР около 1,8 млрд рублей дополнительной нагрузки. Еще на 1,5 млрд рублей (с 4,666 до 3,162 млрд руб.) по сравнению с 2013 годом сократится объем республиканских субсидий, субвенций и дотаций в пользу муниципалитетов, которые до этого несколько лет подряд только увеличивались.

Основные параметры проекта бюджета-2014 с учетом детсадов сложились в таком виде: доходы – 49,272 млрд руб. (+15,5% к 2013 году), расходы – 55,578 млрд руб. (+4%), дефицит – 6,306 млрд рублей или 11,35% от расходов. При этом госдолг Удмуртии за год должен «прибавить в весе» более 10 млрд рублей и составить 34,091 млрд рублей к 1 января 2015 года.

На выплату процентов по долгам в 2014 году Правительство УР намерено потратить 2,919 млрд рублей – это больше, чем затраты бюджета Удмуртии на ЖКХ (1,152 млрд руб.), культуру (696 млн руб.), физкультуру и спорт (518 млн руб.), вместе взятые. Обслуживание госдолга Удмуртии заняло место в ряду крупнейших направлений ее расходов на 2014 год наряду с образованием и дошкольным образованием (в сумме 17,5 млрд руб.), здравоохранением (10,06 млрд руб.), социальной (9,53 млрд руб.) и экономической политикой, включая развитие дорожного хозяйства и транспорта (6,38 млрд руб.).

Расходы Миндортранса и Минстроя УР подверглись сокращению, как и было обещано. Объем финансирования деятельности Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии в 2014 году будет уменьшен до 2,6 млрд рублей (-38% к 2013 году), в том числе дорожный фонд сокращен до 2,5 млрд руб. против 4 млрд руб. в 2013 году. Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики по сравнению с 2013 годом «сократится» с 5,1 до 3,6 млрд руб. (-31%), в том числе по главному «волковскому» общестроительному разделу – с 2,5 до 1,1 млрд рублей.

Процедура рассмотрения проекта бюджета УР на 2014 год формально стартовала в прошлый четверг, 17 октября, с его передачей в президиум Госсовета Удмуртии. На 29 октября запланировано ознакомление депутатов с законопроектом в ходе парламентских слушаний. 19 ноября Госсовет УР должен рассмотреть проект бюджета в первом чтении.